Из-за половодья в Курганской области оказались подтоплены населенные пункты в нескольких округах и районы самого Кургана. Как большая вода отразится на посевной в регионе, который в прошлом году собрал больше 2 млн тонн зерновых культури что делать с садоводствами в затопляемой зоне, которые теперь превратились в полноценные жилые районы города — мы спросили у депутата Госдумы Сергея Лисовского.
— Сергей Федорович, что будет из-за половодья в Курганской области с урожаем?
— У нас же основное заливает доля реки Тобол. Река идет по древнему руслу. К сожалению, была такая практика, что земли, которые заливает, отдавали под дачные поселки. Предполагалось, что люди там будут делать маленькие огороды и маленькие домики, но потом в этих местах стали строить капитальные дома, где стали жить. А сельхозугодья у нас находятся выше, их практически не заливает. Там есть небольшие потери, но они крайне небольшие по озимым, можно пересеять. В плане урожая из-за разлива реки у нас все будет нормально. И осень была хорошая, и сейчас пропиталась земля, поэтому есть надежда на хороший урожай.
Наоборот, сейчас очень хорошо заряжена земля влагой, такого не было лет 10.
— Половодье коснулось нескольких округов.
— Посевные есть везде, но исторически их располагали на участках, которые не заливало, потому что крестьяне — они же умные ребята. Они сеяли там, где не заливает.
— А как техника будет проходить по этой увлажненной земле?
— Для крестьянина увлажненная, напитавшаяся водой земля — это благо. Сейчас технологии есть, посевная начнется где-то в начале мая — к этому времени уже поверхностный слой достаточно укрепится, по нему можно будет проехать сверху, используя специальное оборудование либо технику с широкими гусеницами или широкими колесами. Здесь проблем нет сейчас.
— К вам за поддержкой обращались предприятия? Например, у нас ЗАО «Глинки» пришлось перегонять коров в безопасное место (для них построили 10 загонов, оборудовали две дойки, вывезли 600 тонн силоса и 50 тюков сена, а перегонять животных помогали жители).
— Нет, все понимают, что это работа исполнительной власти, вряд ли депутат может разместить где-то коров.
— Ну да, в итоге помог департамент АПК. Скажите, в Госдуме будут заслушиваться доклады о том, как в итоге регионы пережили ЧС?
— У нас уже заслушивались доклады, в том числе о проблемах затопления в других областях. Тогда еще до Кургана вода не дошла, Оренбург был. Здесь надо все-таки вернуться к старой проблеме отсутствия федерального бюджета для мероприятий по мелиорации и защите от наводнений. Потому что в свое время Минфин с радостью эти мероприятия скинул на региональный бюджет, но региональный бюджет не может тянуть такие затраты, это нереально.
Такая «смешная» ситуация: реки все федеральные, а вот борьба с наводнениями этих рек — почему-то региональные проблемы.
Надо проработать настоящую хорошую федеральную программу и защитить наши территории от наводнений именно на федеральном уровне. Потому что, извините, дамбу, которая спасает Петербург от наводнений, строит федеральный бюджет, это же не Питер и не Ленинградская область финансировали. Все понимали, что это федеральные задачи, а почему-то разливы крупных рек — это почему-то региональные проблемы. Да, федеральный бюджет выделял средства, но их было недостаточно.
— Насколько у нас научное сообщество готово к тому, чтобы предсказывать такие неблагоприятные явления для регионов?
— Я преподаю землеустройство в университете. Это одна из проблем, которая существует у нас в России. В 90-е годы, когда появились алчные капиталисты и не очень умные градоначальники, институт землеустройства «выбросили» из проектирования объектов и градостроительных планов. К чему это привело? Мы видим, например, что Сочи постоянно заливает, потому что не были учтены элементарные вопросы землеустройства и водоотведения. И у нас многие города так построены, а в советские времена это учитывалось.
Почему всё забросили? Потому что землеустройство мешало застройщикам строить там, где нельзя, либо там, где потребовалось бы делать дополнительные работы с учетом мелиорации, землеустройства и водоотведения. А это дополнительные расходы.
И конечно, надо вернуться к проблемам затопляемых зон садоводческих товариществ.
Надо четко объяснить людям, что эта земля в свое время отдавалась под огороды, у которых бы не было проблем, что их зальет.
То, что сейчас там понастроили домов в том числе их ошибка, их проблема.
— Хочу не согласиться, ведь жителям дают в них прописываться и покупать в том числе на средства маткапитала.
— А спорить со мной не надо. Это бездеятельность чиновников. Они должны были этот вопрос поднять и объяснить людям: «Там, где вы строите, будет заливать». Исправлять эти ошибки придется долгие годы. Надо сейчас начинать, потому что будет только хуже, лучше не будет.
Надо Думе, я считаю, выйти и поднять вопрос ужесточения в проектной документации раздела землеустройства.