Жители домов по улице Карельцева в Кургане с интересом наблюдают за появлением сообщений о сносе домов на берегу реки Битевки. Они рассказали 45.RU, что ничему уже не верят. Разговоры о сносе начались еще в 60-х годах XX века. С тех пор мало что изменилось. Хотя нет — недавно заасфальтировали дорогу и даже поставили мусорный контейнер.
— 50 лет живу — первый раз контейнер поставили. Кто куда выносил мусор. На Карельцева, 40 теперь большая свалка. Это позор! В центре города… Дорогу сделали в прошлом году. Ночью в 2 часа приехали и до 5–6 утра насыпали, — сообщила Екатерина Псурцева, жительница одного из домов по улице Карельцева.
Она вспоминает, что старые дома в Шевелевке сносили лет 40: грубо говоря, один дом на 1-й Больничной, второй — на 4-й Больничной, третий — на 9-й Больничной.
— Дома построили, а канализацию не провели. Говновозка вывозила. Это ужас был просто, — заметила Екатерина Ивановна.
Ее сосед по дому — 70-летний Владимир — отмечает, что и со сносом на Карельцева затянулось.
— Всё сносят. Это началось еще при коммунистах. Я учился в 1962 году во втором классе — уже обещали снести. Когда в 7 или 8 классе — понтон загнали сюда, реку очистили. Карпа даже хотели запускать. В 60-х годах, когда пошли разговоры о сносе, люди стали продавать дома по 1200–1300 рублей. Прописку запрещали. Потом временную можно. Потом запретили. Потом снова. Такая канитель! Говорили: «Мы здесь цирк построим». Цирка нет, а клоуны-то здесь (в городе — Прим. ред.) живут. Чему верить-то? Сам себе утром не веришь. А тут еще кому-то. По идее всё сносить будут. Первая очередь — от входа в ЦПКиО до «Люкс Воды», — сказал Владимир.
В одном из домов по улице Карельцева (№40) мужчина жил с рождения. Это барак, расселенный несколько лет назад. Внутри дома можно обнаружить мусор, хотя бездомных местные гоняют — «чтобы не было пожара». При этом в огороде ухоженно, сделаны грядки, растет чеснок, алеют маки. На участке работает одна из соседок Владимира, ей жаль, что земля пустует.
— Барак привез с Иковки мой дед. Это была школа. 1947-й год. В бараке у меня дед с бабкой жили. Всего было 6 квартир, в каждой жила семья, — сообщил Владимир.
Он также вспомнил, что по Карельцева раньше было не пройти — грязища. Чтобы попасть в парк железнодорожников (ныне — детский парк) на танцы, женщины из Шевелевки шли в сапогах, уже на месте надевали туфельки.
— Духовой оркестр играл. А рядом пивнушка была. И баня. Ленин (памятник — Прим. ред.) показывал на нее, — улыбнулся Владимир.
На Карельцева меньше года снимает жилье мужчина по имени Джалал. Он пас индюшек на пустыре, где снесли аварийный дом. Там валяется битое стекло и другой мусор.
— Утка есть, индюшка есть, курица, козляки, собака — всё есть. Что делать? Работы нету вообще. Есть, просто деньги мало платить, не хватает на семью и ребенка. Я в больницу пошел, а врач сказала — не надо коровы молоко, можно козляки. А где козляки? Один козляки купил, молоко свежее. Яйца свежие. Это никому не мешает. Улица пустая. Когда работа есть, жена за индюшками смотрит. Дверь установка, сварка сделать, электрика сделать, — рассказал Джалал.
Екатерина Псурцева жалеет, что вовремя не переехала: говорит, будет обидно, что в дом, который рано или поздно снесут, проведен газ за 200 тысяч рублей. Ни ей, ни ее соседу не поступало предложений о покупке их дома.
— Был такой Владимир, у которого была автомастерская, шинная. Он говорил: «Ребята, сносить будут, денег берите больше — земля здесь золотая». А люди продавали дома и в ипотеку залазили, — рассказал Владимир.
Ранее 45.RU писал, что нечетные дома по улице Карельцева (№35, 37, 37а, 39, 41а, 43, 45, 47, 49, 53, 55), те, что находятся на самом берегу Битевки, начиная от «Люкс Воды» и до остановки «ЦПКиО», обещают снести первыми как ветхие и аварийные. В июле этого года их уже может не быть.