45.ru поговорил с председателем областной общественной организации инвалидов «Диабетическое общество» Натальей Воробьёвой. Она 14 лет помогает родителям детей, страдающих сахарным диабетом первого типа, общаться с властью и защищать права на бесплатную медицинскую помощь. По её словам, сейчас в регионе ситуация с выдачей инсулина стабилизировалась, но периоды, когда препарата не хватает, повторяются каждый год. Почему Курганская область не одинока в этой проблеме и какие вопросы тянет за собой неисполнение правительством социальных гарантий, Наталья Воробьёва поделилась в нашей рубрике «Мнение».
Когда чиновники идут на работу, они должны понимать, что отвечают перед жителями по федеральному закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и должны обеспечивать нуждающихся лекарствами бесперебойно. Не хотите отвечать — не ходите на работу!
Я руковожу диабетическим обществом, а сейчас являюсь ещё и экспертом Всероссийского союза пациентов и принимаю звонки по горячей линии. Подавляющее большинство обращений — это проблемы с лекарственным обеспечением. Ситуация касается не только Курганской области, это проблема обеспечения всей страны, она системная. Но в том, как её решает регион, не должны страдать пациенты.
1. У нас много людей-инвалидов, у которых есть федеральная льгота. Они отказываются от соцпакета, получая взамен деньги. В итоге денег, которые сливаются в общий котёл и на которые покупаются лекарства, в бюджете не хватает из-за выплат в денежном эквиваленте. А для так называемых региональных льготников в «бедных» регионах не выделяются необходимые средства на закупку лекарств, все эти случаи освещают СМИ. Лекарствами всех нуждающихся обеспечить не могут, но и говорить об этом открыто тоже никто не спешит! В таком случае пусть правительство признает, что Россия не социальное государство. А если всё-таки социальное — бесплатными лекарствами должны быть обеспечены все.
В одном из домов для престарелых и инвалидов мужчина (не буду называть имя, чтобы у него не возникло проблем) отказался в прошлом году от соцпакета и получает выплату, но сейчас его «посадили» на инсулин. А у него нет возможности покупать инсулин: суммы, которую ему выплачивают, физически не хватает на покупку. В итоге всем миром наша организация собирала деньги ему на лекарство. Хотя по закону мужчину должны были обеспечить инсулином за счёт средств бюджета Курганской области, но этого не сделали. Такого быть не должно быть…
2. Вторая проблема — лекарства пациентам дают неподходящие или же не дают совсем. Ко мне обратилась мама одного уже совершеннолетнего юноши. Ему выдали инсулин для второго типа диабета (когда инсулин вырабатывается, но действует неправильно), а у него первый тип (когда инсулин не вырабатывается вообще). Инсулины при лечении этих двух заболеваний используют разные. Спрашиваю маму — зачем взяли? Отвечают: «Что ребёнку дали — то и взял, не проверил». И что теперь им с этим неправильным инсулином делать? Даже многие возрастные пациенты не понимают, инсулин бывает разным по своим свойствам и оказывает на организм различное действие. Что говорить о детях.
3. Третья проблема — это некомпетентность самих пациентов и их правовая безграмотность. Случай с девочкой из Кетовского района, которой отказали в выдаче инсулина, показателен тем, что он единичный. Её родители пошли в суд, не пожалели нервов и средств, чтобы отстоять право на бесплатное лекарство, а по большому счёту право на жизнь своего ребенка.
Как бывает чаще: пациент пошёл в поликлинику за рецептом, а ему говорят: «Лекарства нет, выписывать не будем». Он уходит ни с чем.
По закону в лечебном учреждении врач выписывает должен выписать рецепт (есть оно или нет — никого не касается), пациент идёт с рецептом в аптеку. Если в аптеке лекарства нет, рецепт ставят на отсроченное обслуживание — максимум выдачу препарата могут задержать на 15 дней. Но так поступают единицы.
4. Нас столкнули лбами с врачами. Они профессионалы и должны заниматься лечением, а не участием в дрязгах с лекарствами. Но в итоге пациенты злятся на врачей, на врачей давит руководство, чтобы они не выписывали льготные лекарства, если их нет в аптеке. Это чьё-то негласное распоряжение, я считаю.
Эти проблемы и предложения по их решению мы направляли замгубернатора по социальной политике Александру Карпову в мае этого года, но нам до сих пор не ответили по существу. Не пропустили наш вопрос во время прямого эфира с ним на телевидении. Но мы будем дальше писать в Минздрав и Правительство России и разбираться через суд. Возможно, снова получим отписки, но мы попробуем.
Можно, конечно, жалеть наших чиновников, как им трудно живётся, ведь эти больные дети так много хотят… Но больше мне жаль наших детей. Они, к сожалению, никогда не смогут выздороветь (по крайней мере пока во всём мире диабет 1го типа неизлечим), и вместо того чтобы как-то облегчить их жизнь, им устраивают бесконечную полосу препятствий. Отстаньте уже от них, и так жизнь не сахар.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции