Жители Курганской области сейчас ощущают на себе давление ограничительных мер из-за профилактики распространения коронавирусной инфекции. Кто-то сидит на работе и завидует ушедшим на вынужденный отдых коллегам, те в ответ жалуются на финансовую нестабильность и переживают за своё рабочее место. Часть горожан послушно выполняет рекомендации властей о необходимости сидеть дома, другие встают в позу, говорят об ущемлении прав и назло идут гулять в места, где можно встретить побольше людей. 45.RU решил поговорить с психологом из психологического центра «Феникс» Татьяной Федосимовой, чтобы понять — о чём курганцы могут переживать во время пандемии, отличаются ли их тревоги от других россиян и как бедность и зависимость от дотаций может помочь Зауралью уберечься от распространения коронавируса.
Жители региона сейчас заняты более насущными делами, чем обращение за психологической помощью
По словам психолога Татьяны Федосимовой, курганцы по поводу того, как нужно вести себя в период коронавируса, к ней пока не обращались. Но ситуация с инфекцией и связанными с ней ограничениями для горожан новая и непонятная, она связана с неопределённостью. В такие периоды у людей повышается тревожность, которая, с одной стороны, помогает мобилизоваться и лучше ориентироваться в обстановке, но в то же время может навредить человеку.
По мнению Татьяны Федосимовой, тревогу по поводу коронавируса сибиряки, к числу которых можно отнести и зауральцев, испытывают примерно такую же, как и жители других регионов. При этом жители Зауралья, по наблюдению психолога, более спокойно ведут себя в обстановке, связанной с коронавирусной инфекцией.
— У нас регион дотационный, достаток у людей у нас не такой, как, например, в Москве, и людей, летающих за границу, у нас в разы меньше, чем в крупных городах. Из-за этого вероятность распространения инфекции у нас ниже, чем в Москве. Народ про это знает, и это может приводить к халатности. С другой стороны, наши соотечественники более спокойны, так как случай заражения коронавирусом в регионе был всего один. Поэтому то, что мы бедный регион, нам в плане коронавируса даже идёт на благо, — считает психолог.
К специалистам за помощью курганцы не идут потому, что озабочены более житейскими проблемами.
— У людей сейчас задача не развиваться, а выжить, — говорит специалист.
В целом же зауральцы с тревожностью по поводу инфекции справляются, делится наблюдениями Татьяна Федосимова. Ситуация может измениться с ужесточением и продлением мер по профилактике коронавируса, в таком случае часть людей, которые являются трудоголиками или не привыкли оставаться дома наедине с самими собой, могут испытать чрезмерную тревогу. Принудительная изоляция также может поставить в трудное положение семьи, члены которых не привыкли долго находиться друг с другом из-за работы и прочих обстоятельств. В пример Татьяна привела Китай, где, по её словам, из-за необходимости сидеть дома вместо ожидаемого всплеска рождаемости произошло увеличение числа разводов.
— Если люди будут с утра до вечера дома, то, переделав всю работу, они начнут, условно говоря, сходить с ума. Накопленное раздражение будет вымещаться членами семьи друг на друга, — предполагает психолог.
Курганцы относятся к пандемии коронавируса как подростки, которым строгие родители запретили заниматься любимыми вещами
Татьяна Федосимова подчёркивает, что полностью избавиться от тревоги очень сложно, но от неё нужно отвлекаться, например занимать себя любимыми делами — слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги, общаться с приятными людьми. Если же тревога сильная, то её важно «разместить», то есть осознать её наличие, почувствовать её в теле, понаблюдать за ней. После этого нужно найти возможность обговорить с кем-то эту тревожность, поддержать других людей с такими же проблемами.
— Иногда люди друг друга берегут от обсуждения тревожных тем, но на самом деле это сплачивает людей и помогает избежать подавления тревоги, — уточнила Татьяна Федосимова.
Помимо тревоги, неопределённость в период пандемии также рождает более тяжёлое последствие — страх, говорит эксперт. Такая ситуация характерна, например, для бизнесменов, которые боятся за свои предприятия. В этом случае важно понять, что сильнее всего пугает человека, и попробовать представить самые страшные последствия и свои ощущения от этого. После этого нужно протянуть линию, связанную со страхами, до конца, понять, чем каждый из страхов может закончиться для человека — потерей денег, работы или чем-то еще. После этого можно будет понять, как действовать дальше — обратиться за помощью к близким, пойти на другую работу. Всё это поможет найти способы жить дальше и позволит сделать страх менее токсичным для человека.
Говоря о том, как люди относятся к рекомендациям по самоизоляции и необходимости поменьше находиться за пределами жилья, психолог рассказала, что эта ситуация схожа с отношениями между ребёнком и родителем.
— Наше государство выступает в роли родителя и регулирует жизнь «детей». Оно выбирает эти меры и заботится таким образом о своих «детях». Что происходит с людьми? Они как дети — некоторые принимают заботу, другие начинают протестовать, — рассуждает Татьяна.
Другие люди в ответ на вводимые государством меры начинают возмущённо говорить о нарушении прав и делают всё назло — «не буду сидеть дома, буду везде ходить». Это подростковая позиция протеста, считает психолог. В таких случаях повлиять на своих взрослых близких и убедить их в необходимости соблюдать ограничения в период пандемии сложно, но возможно — нужно призывать к их здравому смыслу, говорить о тревогах и переживаниях, считает Татьяна.
По мнению психолога, ситуация с отношением курганцев к ограничительным рекомендациям чем-то напоминает подростковую среду.
— Если это происходит где-то «там», то это для нас не страшно и не актуально. А подумать о том, что это может прийти сюда и развиваться здесь, наши люди почему-то не хотят, — говорит психолог.
По её мнению, сейчас курганцам важно придерживаться «трезвого оптимизма», то есть «делать шаг вперёд и думать, что там твердь, но при этом понимать, что тверди там может не оказаться». Горожане должны помнить, что в их окружении могут быть люди — переносчики инфекции, и больше сидеть дома.
По наблюдениям Татьяны Федосимовой, в Курган массово возвращаются коренные жители из соседних крупных городов, где обстановка с коронавирусом куда сложнее.
Татьяна Федосимова считает, что сейчас курганцам нужно не поддаваться панике, которая может стать для человека токсичной и подтолкнуть к совершению ошибок. При этом также важно не скатываться до пофигизма, когда человек игнорирует обстоятельства и не принимает действительность.
По мнению эксперта, важно найти золотую середину между состоянием безразличия и паникой, занять позицию здравого смысла. Хорошим способом справляться с психологическим давлением по поводу коронавируса является юмор.
— Всё, что становится смешным, перестаёт быть страшным. Шутить полезно, — улыбается психолог.