Жительница Кургана Ольга Веткова стала первой мамой, которая подала в суд на региональный департамент здравоохранения, и первой, кто его выиграл. Ее девятилетнему сыну не покупали систему мониторинга уровня глюкозы за счет бюджета. Проблема была общей для десятков родителей — этой зимой несколько родителей маленьких диабетиков выходили с пикетами к зданию правительства. Ольга в акциях не участвовала и сразу обратилась в прокуратуру.
Благодаря иску надзорного ведомства, она добилась своего: систему для сына уже бесплатно выдали в больнице Красного Креста. 45.RU поговорил с мамой о том, как изменилась их жизнь и легко ли было отстаивать интересы ребенка в суде.
— Как только решение было вынесено, через неделю нам выдали сенсор на один месяц. И так теперь будет каждый раз: мы приходим к врачу, предоставляем данные мониторинга, идет осмотр врача, консультация, и выдают новый сенсор. Выдавать их нам будут до отмены по медицинским показателям.
— Как давно ваш сын болен диабетом и сколько времени вы добивались обеспечения мониторингом?
— Диабет у сына с 2018 года, сейчас ребенку девять лет. Нам рекомендовали установить систему в Москве в июне 2021 года, после этого я пошла на прием к врачу и попросила мониторинг в начале октября 2021 года. Врачебная комиссия в конце октября вынесла решение о том, что нас нужно обеспечить системой. Департамент должен был произвести индивидуальную закупку. Я написала в департамент здравоохранения, но там отказали, сказали, что аппарат не входит в перечень медизделий (речь о перечне Правительства РФ, где перечисляются все медизделия и лекарства, которые должны предоставлять за счет государства. — Прим. ред.) и закупку они осуществить не могут. Тогда уже я обратилась в прокуратуру города, и они направили индивидуальный иск в суд.
— Что сказано в решении суда и вступило ли оно в силу?
— Решение пока не вступило в силу, завтра пойду забирать его на почту. В нем сказано, что нас обязаны обеспечить системой мониторинга уровня глюкозы и материалами к ней. Эта часть решения подлежит немедленному исполнению. Видимо, департамент сразу дал поручение Красному Кресту их выдавать. Мне позвонили после вынесения решения через пять дней и уже позвали забрать сенсоры.
По информации пресс-службы прокуратура Кургана, проверка по обращению Ольги о нарушении прав ее 9-летнего ребенка-инвалида показала, что для применения терапии по показаниям специалистов ему необходимо медицинское изделие, которое без проколов пальца будет осуществлять мониторинг гликемии. Прокуратура обратилась в суд с иском обязать региональный департамент здравоохранения обеспечить ребенка-инвалида медицинским изделием. Решением Курганского городского суда требования удовлетворены.
— Вы думали когда-нибудь, что вам придется судиться?
— М. был первым ребенком (у нас не выносили еще решения по таким делам), поэтому суд досконально всё изучал, приглашал чиновников и врачей. Морально это было сложно — защищать своего ребенка. Я столько заявлений написала, но нас не слышали и не искали какие-то способы обеспечить нас в досудебном порядке, просто ссылались на этот перечень.
— Это ваш первый суд в жизни?
— Нет, в том и дело! Я опытный юрист, у меня достаточная судебная практика. Поэтому, даже учитывая мою практику, я переносила его тяжело, не знаю, как другие мамочки, но было очень подавленное чувство. Доводы сторон вызывали эмоции: я считаю, что права, а мне говорят обратное. Вызывали чиновников, врачей... Суд портит отношения всё равно, это крайняя мера... За себя и за ребенка я судилась впервые в жизни.
— Как ваша жизнь изменилась?
— Я сама приобретала эти системы с января этого года: один комплект стоит 4500 рублей на две недели (и департамент по решению суда теперь должен возместить эти траты). Конечно, жизнь с системой мониторинга спокойнее: ребенок гуляет, я вижу тенденцию, растет или падает сахар. Это самое главное! Да, есть небольшая задержка, но, видя тенденцию, я принимаю решение: ставить инсулин, если высокий сахар, или, если он падает, я успею дать ребенку сок, чтобы он не упал до критической отметки.
Ребенок вообще забыл, что такое замеры! Проверяем только утром и вечером, чтобы сравнить мониторинг с глюкометром, который дает данные на конкретный момент. Сын стал спокойнее, не стесняется, потому что не надо у всех на виду доставать глюкометр. Сейчас у него как раз такой возраст, когда он начинает стесняться, переживает, если на него начинают смотреть. Теперь он видит всё в телефоне: уровень посмотрел, поставил помпу и не привлек лишнего внимания. И мне спокойнее. У нас стоит тревога на высокий и низкий сахар, это когда критические отметки, но я могу ему заранее позвонить и сказать: «Выпей сок». Он выпил и дальше бегает. Ночью больше не бужу прокалывать палец, ребенок спит спокойно.
В 2021 году жители Кургана устроили серию пикетов, обращаясь к депздраву с требованием предоставить за счет бюджета региона системы мониторинга глюкозы в крови. Чиновники отвечали, что в перечне, утвержденном правительством страны, это изделие отсутствует.
После широкого общественного резонанса правительство региона сообщило, чтобы обеспечить системами непрерывного мониторирования глюкозы взрослых и детей с диабетом 1-го и 2-го типов (они нуждаются в таких системах в первую очередь), в 2022 году Курганской области потребуется около 40 миллионов рублей, причем около 28 миллионов рублей — именно для детей.
Сообщалось, что 2 миллиона рублей на системы после работы с правительством перечислило ЗАО «Курганстальмост», однако в организации на запрос редакции 45.RU о том, разовая это будет помощь или постоянная, в пресс-службе не ответили.
Госдума, по сообщению правительства Зауралья, рекомендовала Правительству РФ проработать вопрос закупки систем непрерывного мониторинга глюкозы детям с сахарным диабетом 1-го типа. Это было 19 января 2022 года.