Девять домов Кургана, которые были подключены к котельной ГУП «Лён Зауралья», пока не готовы получать тепло от «Курганской генерирующей компании». Это многоэтажки по улице Чернореченская, 109, 109а, 115, 119, 123, 123б, 123в, 125 и Промышленная, 31. Сейчас ТСЖ и руководители управляющих компаний готовят внутренние системы отопления, а администрация гарантирует, что отопительный сезон начнётся вовремя. 45.ru разбирался, кто затянул с подготовкой домов к зиме.
У дома № 119 по ул. Чернореченской собираются жители. До встречи с чиновниками из городской администрации они настроены скептически, несмотря на то, что у входа в подвал кипит работа. Дома переподключают от теплопункта предприятия «Лён Зауралья» к ТЭЦ «Курганской генерирующей компании». Летом стало известно о том, что в ГУП введена процедура наблюдения (предбанкротное состояние), и подготовить жильё к зиме предприятие не сможет — нет денег. Работы по подведению сетей к домам взяла на себя администрация города, а на оборудование для подключения к новым сетям в домах нужно скинуться жителям.
— Деньги соберут — будет тепло, не соберут — не будет. С нашей трехкомнатной квартиры 5400 рублей, с двушки — 4400 рублей, с однокомнатной — 2800 рублей. Это только, чтобы отопление дали. Отдельно нужно заплатить, чтобы еще и горячая вода была, но нас человек 10, кто отказался ещё и на воду скидываться. У нас нагреватель, — рассказывает молодая мама Юлия.
— Но это же наше общее имущество, мы все обязаны платить, у нас нет выбора. Но у меня 8 тысяч пенсия, как я буду рассчитываться? — говорит жительница дома № 119 Людмила Михайлова.
По словам жителей, проблемы с отоплением и горячей водой начались в 2016 году: батареи зимой были еле тёплыми и не прогревали квартиры, горячая вода отсутствовала — пришлось покупать нагреватели. Эти два года ГУП «Лён Зауралья» не могло качественно подготовить дома, получало замечания от Ростехнадзора и накопило 61 миллион рублей долга перед «Газпром Межрегионгаз Курган». В июне 2018 года стало известно, что на предприятии вводится процедура наблюдения, и денег на новые котлы для подготовки к очередному отопительному сезону нет. Жителям предложили переключить дома на мощности КГК и поставлять тепло с курганской ТЭЦ. Однако, с ТЭЦ поступает горячая вода температурой 115 градусов, и, чтобы подать её в дома, её нужно разбавить, а подходящего оборудования в доме нет. Жители уверены, помочь расплатиться за подключение им должна администрация города, которая, по их мнению, допустила проблемную ситуацию.
— С нас сейчас требуют плату за покупку оборудования в подвал. Элеваторные узлы — это наша собственность, но сейчас подмес горячей воды нужно делать в подвале. Нам посчитали 300 тысяч на ИТП (индивидуальный теплопункт. — Прим. ред.) и 242 тысячи рублей на элеваторный узел. Мне нужно с жителей собрать почти 600 тысяч рублей, с каждого — по 7 тысяч рублей, Для нас это очень дорого, — рассказывает председатель ТСЖ дома № 115 Надежда Панасенко.
Свою часть работы администрация выполнила, утверждают чиновники. Деньги вне плана из городского бюджета выделят, чтобы подвести сети до территории дома. Дальше — ответственность собственников.
— В конце июня мы получили уведомление, что «Лён Зауралья» не будет отапливать дома. Техническая сторона вопроса прорабатывалась вместе с КГК и заняла много времени. Долгое время ТСЖ и УК не шли за техническими условиями для проектирования ИТП. Сейчас осталось завести сети в два дома (дома № 115 и № 119), но на этом полномочия администрации заканчиваются — дальше по закону ответственность на собственниках жилья, — объясняет руководитель администрации Андрей Потапов. Он признался, что понимает недовольство жителей, но и мэрия не может пойти против закона.
— Из бюджета выделят порядка 6–7 миллионов. Это незапланированные расходы, так как бюджет уже был свёрстан и принят в конце прошлого года. Перебросить деньги при нашей доходной части сложно — их ещё нужно найти. Ситуация очень сложная, но без тепла жители не останутся, — резюмирует Андрей Потапов.
— Почему мы должны платить за их [ГУП «Лён Зауралья»] бесхозяйственность? На собрания к нам ни с ТЭЦ, ни с администрации никто не пришёл, пришёл только «Лён Зауралья», мы и поверили им. Мы согласны восстановить наше имущество, но горячая вода... Как я соберу 600 тысяч за такой короткий срок? — задавала вопросы Панасенко, и её поддерживали остальные жители.
Чиновники отвечают, что проблемы могло и не быть, если бы собственники согласились перейти к КГК ещё в 2015 году. Тогда жителям предлагали установить бесплатные теплопункты, но «Лён Зауралья» предложил цену за отопление ниже, и дома выбрали эту организацию.
— У нас небольшой доход у людей, их тоже можно понять. Им сказали в КГК, например, 1900 рублей за гигакалорию, а «Лён Зауралья» назвал цену ниже. Но в квитанциях разница была бы копеечная. В прошлом году в домах по ул. 9 Мая мы считали с жителями: тариф КГК изначально был выше, а по квитанциям ИП Брагина люди платили даже больше. Понятно, в домах живёт много пенсионеров, но, если бы они три года назад вникли в ситуацию, что им теплопункт отдаётся бесплатно, аренда стоит 1 рубль, и нужно платить только за обслуживание... Но тогда жители не пошли на это. А ведь главное, что источник должен быть гарантированным, — объясняет Андрей Потапов.
После часового общения у жителей остались вопросы, и они договорились снова пойти в администрацию города на следующей неделе. Председатель ТСЖ дома № 119 и вовсе готовит иск в суд на департамент агропромышленного комплекса региона, который, по его мнению, знал о ситуации на предприятии «Лён Зауралья», но не предупредил об этом жителей.
— Департаменту АПК был куратором «Льна Зауралья». В конце марта и.о. директора ГУПа Богатырёв уверял нас, что в новом отопительном сезоне мы будем работать в штатном режиме. А в конце июня мы узнаём, что у них предбанкротное состояние. Где мы за такой срок найдём такие суммы? Мы будем требовать, чтобы нам возместили затраты на покупку оборудования, — объяснил свою позицию председатель ТСЖ Феликс Охохонин.