Политика «Репостное» право Путина: пять изменений, которые принесет поправка в закон об экстремистах

«Репостное» право Путина: пять изменений, которые принесет поправка в закон об экстремистах

У следователей заберут дела, а ранее осужденных вновь позовут в суд

Не репость, да не судим будешь

Сегодня Владимир Путин предложил декриминализировать статью, по которой чаще всего судят за лайки и репосты в соцсетях. Вместо реального срока, разорительных штрафов по 300–500 тысяч рублей и уголовной судимости гражданам, которых по данной статье привлекают впервые, будут вменять административное наказание: взыскание 10–15 тысяч рублей, обязательные работы или до 15 суток ареста. Мы пообщались с адвокатами, которые ведут дела «репостных» россиян, они рассказали, что изменится вместе с новым законом.

Следственный комитет освободят от лишних дел


— У этой поправки есть особенность: возбуждать дела по ч. 1 ст. 282 будет прокуратура, а не следственный комитет, — говорит Алексей Бушмаков, который в Екатеринбурге защищал «ловца покемонов» Руслана Соколовского. — Делаться все будет быстро, ведь самое серьезное наказание — до 15 суток ареста. Но я не знаю, что будет происходить с экспертными оценками — порой их приходится дожидаться по два месяца. Где все это время будет последственный, кто будет содержать его до оглашения приговора? Вопросы пока непонятные, все станет понятно в суде.

К предложению президента Бушмаков относится положительно, хоть и признает, что смягчение статьи не сделает критику власти или церкви свободной: «Людей будут и дальше преследовать за их позицию, пусть и с меньшим, чем сейчас, пылом».

Алексей Бушмаков защищает людей, которых судят за действия в интернете, по всей России: он был адвокатом уральского блогера Соколовского, теперь отстаивает свободу жителя Барнаула

Приговоры ранее осужденных пересмотрят


— Больше всего меня волнует, изменится ли судьбы тех, кого уже осудили: в уголовном кодексе есть статья, которая говорит об обратной силе закона. То есть суды обязаны привести в соответствие прошлые уголовные дела и прекратить их, — рассказывает адвокат из Красноярска Владимир Васин.

В начале года он вел дело медсестры Оксаны Походун, которую признали виновной за разжигающие ненависть картинки из приватного альбома в «ВКонтакте». Приговор девушке — полтора года лишения свободы с условным испытательным сроком в два года.

— Я не сильно верю в то, что Путин сам на это решился — просто так принято, что законопроекты с его инициативой проходят быстрее, — рассуждает Васин. — Скорее всего, эксперты проанализировали практику и поняли, что давать до пяти лет за репост — это не очень нормально.

Проблема с «интернет-экстремистами» не решится


В пояснительной записке к законопроекту Владимир Путин говорит о гуманизации уголовного кодекса — мол, не всегда наказание, вынесенное по данной статье, было обоснованным. Но послабление не решит корень проблемы: сама формулировка статьи «Возбуждение ненависти или вражды и унижение достоинства человека» неточная, и может применяться не только к экстремистам.

— Нет объективных критериев, которые позволяли бы установить экстремистскую деятельность. Как правило, все в силе эксперта — если он принимает решение, что признаки экстремизма есть, решается вопрос о том, что человек виновен, — рассказывает Алексей Куроптев, адвокат из Архангельска. — С этой точки зрения ничего никуда не уйдет. Люди по-прежнему не будут понимать, как им корректировать свою жизнь, чтобы избежать ответственности.

В феврале 2018 года адвокат добился отмены штрафа архангелогородцу Михаилу Листову, который выложил на своей странице фотографию из учебника истории, а следователи усмотрели в снимке пропаганду нацистской символики. Листова сначала осудили, а потом оправдали. Однако, говорит адвокат, так случается только с теми, кто готов биться за свою правоту. В целом же люди придерживаются стратегии соглашаться с полицией и судами во всем, лишь бы это поскорее закончилось.

Михаил Листов из Архангельска сначала был осужден, а потом оправдан за фотографию из учебника истории

Опасных комментариев в интернете станет меньше


Интернет давно вышел за рамки анонимности, говорит пермский адвокат Иван Хозяйкин. И на фоне массового обсуждения наказаний за посты и мемы большинство должно задуматься, что опрометчивые комментарии делать не надо.

— Назрела некая социальная необходимость, чтобы поменять уголовную статью: за последние годы дел стало больше, о них стали чаще говорить. Более того, эта статья касается каждого из нас — мы все пользуемся интернетом и не всегда понимаем, какой комментарий опасный, а какой нет, — говорит Иван Хозяйкин. — Поправки президента я считаю позитивными: они помогут исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

Адвокат Иван Хозяйкин считает, что законопроект поможет исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности

Исправятся проявления маразма

Об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя инициативу Путина.

— Именно он (Путин. — Прим. ред.) сказал, что все должно укладываться в здравый смысл и не доходить до маразма. Вот, собственно, проявления маразма таким образом исправляются, — прокомментировал Песков. — Применение показало несовершенство формулировок и необходимость корректив, что было и сделано.

Отметим, что сейчас законопроект должен пройти три чтения в Госдуме, быть утвержденным членами Совета Федерации, а уже потом попасть на стол президента. И депутаты, и сенаторы еще могут дополнить изменения изменениями, но случится ли это — покажет время.

Мария Захарова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Курган — орлы!»: Зубаревич высказалась об экономике региона
Наталья Зубаревич
Экономист, профессор МГУ, эксперт по региональной политике
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент 45.RU чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«По улице Красина в Кургане» и «на улице Красина»? Спрашиваем филолога, где именно стоит дом
Ирина Шушарина
филолог, преподаватель Курганского госуниверситета
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Александра Балаба
Рекомендуем
Объявления