Продукты питания дорожают с каждым днем, и зарплаты в этой гонке, кажется, проигрывают. По данным Росстата официально продовольственные товары в стране в 2021 году подорожали на 10,62%. В Курганской области инфляция еще выше. Так, по данным Свердловскстата, свинина и баранина к январю 2021 года выросли в цене на 15%, курица — на 21%, рыба — на 13%, молоко и хлеб — на 16%, мука — на 18%, гречка — почти на 25%, морковь — на 33%, картофель — на 60%, а капуста стала дороже в два раза! Тем временем производители и торговые сети предупреждают россиян, что рост цен не закончился.
Откуда берутся такие цены? Есть ли объективные причины для столь быстрого роста? И какую роль в разгоне инфляции играют торговые сети? Об этом порталу 45.RU рассказал депутат Госдумы от Курганской области Сергей Лисовский, автор закона «О регулировании торговой деятельности», принятого еще в 2009 году. Публикуем его мнение.
Во-первых, рост цен связан с глобальной инфляцией не только в России, но и во всём мире. Все правительства пошли по простому пути, и, чтобы компенсировать в коротком периоде потери от пандемии, они напечатали огромное количество денег. Если следовать Марксу, то печатание денег, не обеспеченных товарной массой, всегда приводит к инфляции. Эту инфляцию мы сейчас видим во всём мире.
Во-вторых, мы страдаем дважды. У нас есть собственная инфляция, также мы зависим от западных товаров: имеется в виду оборудование, технологии производства. Эта вторая волна инфляция приходит к нам.
В-третьих, у нас также происходит большое повышение цен у компаний-монополистов. Например, дорожают металл, топливо, удобрения. Всё это приводит к росту себестоимости продуктов. Подорожало зерно, произошел рост стоимости кормов. Для животноводов стоимость кормов увеличилась на 35%. В совокупности это дает в итоге рост только по кормам на 19% на молочную продукцию.
Сегодня — рост цены на упаковку, на полиэтилен. У нас два года назад появился новый монополист, который скупил все заводы, и он за два года поднял стоимость полиэтилена в 2,5 раза. Это дало еще 5% роста себестоимости продукции.
Всё это в совокупности приводит к большому росту себестоимости продукции.
«Производители стоят перед выбором: либо им разориться, либо повышать цены»
И не забываем про наши «любимые» торговые сети, которым производители говорят о росте себестоимости и выступают с предложением увеличить цену поставки. Если торговые сети соглашаются, то они не сохраняют эту же цену на полке, хотя у них и так установлена высокая наценка. Они на новую цену поставки накручивают свою наценку. Это колоссальный рост для потребителя! В Кургане, например, цены в магазинах практически сблизились с московскими, а ведь это несправедливо!
Торговые сети делают наценку от 50 до 300% — это средняя торговая наценка. И мы, к сожалению, пока позволяем им это делать.
В других странах торговые сети, конечно, тоже пользуются своим монопольным правом, но у них наценка — в среднем в районе 12–20%.
Яркий пример. У нас есть торговая сеть, которая хорошо заработала в России и решила зайти на английский рынок. Но там они разорились, торговая наценка для них оказалось неприемлемой, а поставщиков товаров не устроили условия, которые сети им выдвинули, в их числе самостоятельный привоз товаров, оплата бонусов и штрафов, задержка с оплатой товара. Английские поставщики не стали поставлять товар в эту торговую сеть, и они разорились. Это лишний раз показывает, что та форма работы торговых сетей в России, которая сложилась, она неприемлема, ее надо менять.
«Правительство позволяет такой рост цен»
В Госдуме постоянно обсуждается вопрос, что-то удается изменить, но это очень всё медленно происходит, буквально по миллиметрам приходится сдвигать «торговые сети» с насиженного места. Закон о торговой деятельности мы приняли еще в 2009 году, была уже четвертая редакция. Последние поправки были о запрете торговым сетям возвращать производителям непроданный товар.
Сейчас обсуждается вопрос о необходимости принятия закона о торговой наценки. Но обсуждения пока ни к чему не привели. Правительство позволяет такой рост цен. Надо оперативно реагировать в такой ситуации. Цены растут, монополисты хотят больше зарабатывать, и правительство должно четко и быстро реагировать...
Могу привести пример европейских стран, когда несколько лет назад у них был неурожай и резко выросла стоимость зерна... Так министры стран Евросоюза собрались, просидели всю ночь, а утром определили меры поддержки сельхозпроизводителей. Через неделю фермеры получили деньги. У нас тоже был неурожай в тот год, но наши собрались это обсуждать только через три месяца, несколько месяцев обсуждали, а деньги сельхозпроизводителям стали поступать только через шесть месяцев после. Фактически меры поддержки наше правительство приняло с задержкой в год.
Если мы и сейчас так будем реагировать на эти вызовы, то, конечно, мы проиграем. Все тенденции к росту цен были ясны еще осенью прошлого года, но, к сожалению, не говорили про это, а сейчас решения принимаются крайне медленно и очень скудно.
ФАС России выступила в 2021 году с предложением к крупнейшим ритейлерам рассмотреть возможность добровольной минимизации наценок на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. 11 февраля этого года федеральное антимонопольное ведомство получило первый отчет о соблюдении добровольного самоограничения наценок на ряд социально значимых продуктов питания. Документы прислали ООО «Корпоративный центр Х5» (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель, «Чижик»). Компания АО «Тандер» (торговые сети «Магнит» и «Дикси») пообещала направить в службу аналогичную информацию по итогам февраля. Планируется, что сети будут регулярно отчитываться ФАС России о соблюдении добровольно взятых на себя обязательств по ограничению наценок на социально значимые продукты питания.
Согласны с автором?