В спортивном комплексе имени Горбенко в Кургане работает православная выставка-ярмарка «Добрый свет Рождества». Корреспондент 45.RU прошелся по торговым рядам и посмотрел, что могут приобрести курганцы.
Как пчелы на сладкое, покупатели липнут к палаткам с орехами и сухофруктами, которые стоят на входе в спорткомплекс, — здесь разрешают все пробовать. Выстраиваются очереди, продавцы работают на скорость.
Внутри здания невозможно пройти мимо столика, где собирают пожертвования для тех, кто на фронте.
— Деньги кладут все, даже дети. Оставляют себе на дорогу, остальное — в копилку. Ни для кого не секрет, что собираем на второе антидроновое ружье непосредственно нашим ребятам. Все желающие с удовольствием помогают. Суммы разные — от 20 рублей до 5 тысяч. Один человек был, который скептично отнесся: «Сами туда пошли». А остальные: «Надо почаще такие акции делать», — рассказала Анастасия Иванова, представитель Курганского казачества.
Захожу в большой зал, где идет непосредственно торговля. Поворачиваю налево и первым делом слышу про алкогольные конфеты, которые расхваливает продавец. Их осталось немного — почти все раскупили.
Неподалеку — секция монастыря Самтавро из Грузии. На вопрос: «Что у вас есть для некрещеных?» — представитель храма Алексей Трушин отвечает:
— Скорее всего, нужна какая-нибудь книга, которую человек прочитает и поймет, что на всё воля Божья и надо креститься. Про батюшку Гавриила Ургебадзе — это самый яркий пример, потому что он наш современник. Вся его жизнь говорит о том, как надо идти к Господу. Он помогал и блудницам вставать на путь праведный, и ворам, и политикам, разным людям. Если человек некрещеный, он может купить свечи, ладан, покадить дом.
— Сам, что ли? Разве можно?
— Можно. Читаешь молитвенник и освящаешь дом святой водой.
Прохожу мимо секции с украшениями из натуральных камней. Продавец активно подзывает.
— Удивите меня, — начинаю диалог.
— Цены низкие на всё. Янтарь от 300 рублей, жемчуг — от 700, — не теряется Руслан Малышев, предприниматель из Нижнего Новгорода.
— Жемчуг речной?
— Океанический. Сам летаю в Таиланд, привожу по полтонны каждый год. Не на себе тащу — контейнером. Первый раз я привез жемчуг в двух ведрах. Собираю всё сам, это не проблема, а вот просверлить дырки — это искусство. Купил сверло фирмы «Бош» за 300 рублей — чик! — лопнуло. Второе сверло — чик! — лопнуло. Купил хороший станок. Десять дырок, и сверло сдохло. Думаю, тут 50 бусин, 3 рубля — дырка. Грубо говоря, это 150 рублей только обойдется мне насверлить дырок. Да мне невыгодно это. Взял китайское сверло за 30 рублей. Те же самые 10 дырок, и оно тупится.
На выставки езжу и смотрю, чем торгуют, самое главное — по каким ценам, чтобы быть конкурентоспособным. За год посещаю 29 городов. На машине проезжаю от 60 до 80 тысяч километров. Если периметр Земли — 40 тысяч, то, представьте, полтора-два раза за год вокруг Земли. Только в январе месяце 2023 года я побывал в Козьмодемьянске, Саранске, Чебоксарах, Екатеринбурге, Ижевске, Нижнем Тагиле, Челябинске, здесь. 29-го вечером я на один день в Уфу, вечером 31-го вернусь домой, — рассказывает Руслан.
Иду дальше. Впереди лавка со специями источает ароматы. Обращаюсь к продавцу:
— Мне кажется, вы тут самый вежливый и гостеприимный.
— Надо работать. С людьми работаем, понимаете? Специи с Узбекистана возим. Вот сладкий перец, натуральный продукт.
— Я сама выращиваю перец, — вклинивается в разговор покупательница.
— С нашими-то, наверное, есть разница, которые из Ташкента.
— Наверное, — задумчиво произносит женщина.
Все вместе нюхаем жамбил.
— Похоже на семью чабреца. В манты добавляем, в самсу, в фарш, — объясняет продавец.
Рядом секция с колбасами, других таких на выставке нет. На вопрос: «Что берут?» — продавец Наталья Задойнова перечисляет:
— Сало очень любят. Сыры у нас очень вкусные, потому что настоящие. Колбаса — из мяса, сыры — из молока. Вся продукция из Белоруссии. Лет 12–13 на православные ярмарки ездим, летом и зимой. Люди знают, у нас есть свои постоянники, просят, ждут. Цены не выше, чем у вас в магазинах. По качеству могу поспорить. Сосиски у нас с натуральной оболочкой. Есть деликатесы — индейка на гриле с черносливом, гусь с яблоком, кролик с орешком. В магазине такого не купишь.
Прохожу мимо секции с натуральной косметикой. Продавщица в каком-то славянском костюме произносит:
— Дайте свою руку. То, что мы вам демонстрируем, это необычное умывание для лица. Есть здесь очень важный минерал, он называется цеолит, ионообменник. Он может одни ионы, плохие, из кожи забрать, а полезные в кожу протащить.
Она наносит средство мне на руку, убирает салфеткой.
— Теперь кожа гладкая и увлажненная. Смотрите, здесь вода впитывается, а здесь — скатывается. Вот в этот момент коллаген пьет и держит вашу кожу упругой.
Наносит крем на очищенный участок и соседний.
— Здесь крем впитался, а здесь нет.
— Надолго этот эффект? — уточняю.
— Пра-а-авильный вопрос! Если вы это делаете ежедневно, то у вас всегда всё будет хорошо. Каждый день, давая увлажнение, вы перестаете стариться.
Утомившись мельканием разнообразных товаров и бесконечным потоком людей, покидаю ярмарку. Меня останавливает женщина из монастыря, расположенного во Владимирской области.
— Николай Чудотворец всем помогает. Давай помолимся ему, — настаивает она. — Закажи молебен с акафистом. Это в монастыре читается 200 рублей полгода каждый день, 70 копеек — один день. Даже рубля нет, вообще за так. Каждый день молитва идет. Вот давайте напишем, — стремительно берет ручку.
— Нет, спасибо.
— Ну, на полгодика.
— Как вы так уговариваете?! Дело-то добровольное.
— Что делать, добровольное, — ворчит. — Откуда мы приехали-то?! Такая даль!.. — остального уже не слышно.
Я убегаю с ярмарки ни с чем.