Религия В Кургане Художественный музей в Кургане показал иконы Николая Чудотворца из своей коллекции, в том числе старообрядческую

Художественный музей в Кургане показал иконы Николая Чудотворца из своей коллекции, в том числе старообрядческую

Чем они примечательны?

Всего в экспозиции 22 иконы

На выставке «Иконы святителя Николая Мирликийского XVI–XX веков» (0+), открытой в Курганском областном художественном музее, помимо экспонатов из Музея русской иконы имени Михаила Абрамова и частного собрания Сергея Ходорковского представлены шесть образов из коллекции нашего музея. 45.RU узнал самое интересное о них.

Слева направо: «Богоматерь Казанская, Воскресение, Николай Марликийский», «Николай Марликийский со святыми Симеоном и Пелагией на полях», «Николай Марликийский» (начало XX века)

Икона «Николай Марликийский со святыми Симеоном и Пелагией на полях» (вторая половина XIX века) — старообрядческая. Она происходит из деревни Обухово Притобольного округа Курганской области, где была Обуховская община, входившей в состав Курганского окружного духовного совета старообрядцев поморского согласия. Этот духовный совет находился в деревне Сосновке.

— Одновременно с образованием поморской общины в Обухово был устроен и свой молитвенный дом в честь преподобного Савватия Соловецкого. В часовне имелись иконы и старопечатные книги, — сообщили в художественном музее.

Пелагия, изображенная на иконе, — византийская монахиня, жившая близ Иерусалима в середине V века. Симеон, скорее всего, Эмесский (монах, VI век). Он был изображен вместе с мучеником Киприаном и Иосифом Обручником на иконе «Знамение», которая была родовой у казака-воина Симеона. Казак Симеон и его братья защищали Иргенский острог в Забайкалье, где несколько лет пробыл протопоп Аввакум. Воевода Пашков, мучивший святого протопопа Аввакума в даурской экспедиции, мучил и его последователей в вере. Среди убиенных были Симеон и его братья-мученики.

Икона «Богоматерь Казанская, Воскресение, Николай Марликийский; избранные святые: святые Зосима и Савватий, ангел-хранитель, святые Флор и Лавр; Дмитрий, Георгий, Никита» выполняла роль небольшого семейного, сокращенного иконостаса. Избранные святые, возможно, соименные членам семейства. Этот образ в конце XIX — начале XX веков написан крестьянским мастером. Стиль — народный примитив. Фоном служит дешевая металлическая подкладка. Между тем, эта икона, как отмечают в художественном музее, являет почти совершенный образец народного (крестьянского) искусства.

Автор другого иконописного примитива — иконы «Николай Марликийский» (начало XX века) — умело применяет прием «красное на красном», изображая фигуры в красных одеждах на красном фоне. В левой руке чудотворца — раскрытое Евангелие. У старообрядцев были такие книги с большой красной буквицей. Десницей святой благословляет двуперстно. В верхней части иконы — полуфигуры Христа и Богоматери на облаках в виде шаров. В коллекции художественного музея находится еще один подобны й образ.

Слева «Николай Марликийский» первой половины XIX века, справа «Николай Марликийский» конца XIX — начала XX веков

Другая икона «Николай Марликийский» предположительно написана в первой половине XIX века в селе Мстера Вязниковского уезда Владимирской губернии. На поясном по типу изображении святитель традиционно благословляет правой рукой, но левой рукой не держит книгу, обернув краем фелони, а прижимает закрытое Евангелие к себе, держа в руке убрус. Книга написана с имитацией драгоценных камней и жемчуга, с орнаментированным торцом.

Фелонь — богослужебное облачение священника. Также была богослужебным облачением архиереев на востоке до XVI века и в России до начала XVIII века.

Убрус — плат, полотно, полотенце. Святой Убрус — плат с нерукотворным изображением лика Иисуса Христа.

На иконе «Николай Марликийский» конца XIX — начала XX веков чудотворец изображен благословляющим молящихся правой рукой троеперстно. Левой рукой, покрытой белым платом, он поддерживает закрытое Евангелие. Икона выполнена в академической манере, живописно.

«Николай Марликийский» (в рост)

Икона «Николай Марликийский» (в рост) написана в 1912 году в мастерской Иосифа Андреевича Хлопотова, числящегося екатеринбургским мещанином, который перевел свою мастерскую из Екатеринбурга в город Ишим Тобольской губернии. Он привез с собой художников, резчиков и позолотчиков. В мастерской Хлопотова изготавливались иконостасы для нескольких сел разных уездов: Курганского, Ишимского, вплоть до Тобольска и Омска.

Фон и поля иконы выполнены с помощью тончайшего сусального золота, есть гравированный орнамент. Такие образы представляли академическое направление в иконописи и были написаны маслом.

Ранее специалист отдела изобразительного искусства Алена Бастрикова рассказала 45.RU еще о трех интересных экспонатах с выставки икон Николая Марликийского.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«В городе началась какая-то движуха. Но бесит, что делают некачественно»: общественник Вагин о главной проблеме Кургана
Анонимное мнение
Мнение
«Село Архыз — это Тольятти 90-х»: путешественники оценили кавказский горный курорт. Стоит ли туда ехать
Анонимное мнение
Мнение
«Отношение — как в зоне». Экс-сотрудница склада Wildberries — о «тюремных» досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах
Анонимное мнение
Мнение
«Сложно объяснить, почему не пью даже бокальчик». Россиянка рассказала, почему стала трезвенницей и есть ли в этом минусы
Анонимное мнение
Мнение
Только для богачей и эскортниц? Разбираем главные заблуждения об отдыхе в Дубае
Полина Краснопевцева
корреспондент
Рекомендуем
Объявления