От Шадринска до села Верхняя Полевая, если ехать по дороге, — всего 8 километров. В сельской молебной комнате с верующими встречается священник Константин Стерхов. Корреспондент 45.RU Надежда Тихомирова провела один день с батюшкой и узнала нюансы его работы, точнее — служения.
Чтобы дописать этот текст, я ходила в Александро-Невский собор и просила помощи у Богородицы. До этого целых два года собиралась приехать и описать один день из жизни сельского священника. С отцом Константином познакомились и договорились на Крестовско-Ивановской ярмарке в 2022 году. С тех пор мешало то одно, то другое. Наконец всё сложилось.
У иерея Константина Стерхова целых пять приходов, которые относятся к Шадринской епархии Курганской митрополии РПЦ. Это храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Крестовское, храм в честь Преображения Господня в селе Батурино, молебный дом в честь Ильи Пророка в деревне Ильтяково, молебная комната в селе Верхняя Полевая, а также молебный дом в честь великомученицы Параскевы Пятницы в селе Кондинское (уже Шатровский, а не Шадринский округ).
42-летний священник руководит отделом по делам молодежи и миссионерскому служению, является ответственным по спорту и и. о. руководителя отдела по культуре — немало. Еще у него четверо сыновей (старшему — 17 лет, младшему — 5 лет).
Среда, 9 октября. Утром приезжаю на электричке из Кургана, и с отцом Константином едем в Верхнюю Полевую. Некогда здесь была Иоанно-Богословская церковь, на месте которой теперь стоит ДК. В здании бывшего детского сада, где сейчас собирается Совет ветеранов, организовали молебную комнату. Службы проходят под немыми взглядами тех, кто сражался в Великой Отечественной войне.
— В пьесе «Русский крест» есть слова о том, что даже если храм разрушен, камня на камне не осталось, то ангел-хранитель этого храма всё равно находится рядышком, продолжает там быть и молиться за всех живущих в этом населенном пункте. Сегодня день памяти Иоанна Богослова. По большому счету престольный праздник. Мы совершим молебен с акафистом Иоанну Богослову. У нас тут есть его иконочка, — говорит Константин Стерхов перед богослужением.
В избе — женщины из Совета ветеранов, заведующая ДК и гость из Москвы. Все стоят лицом к красному углу и молятся.
Несколько лет назад эти пенсионерки из Верхней Полевой задумались, что они оставят после себя.
— Моя бабушка деревья сажала на кладбище, когда вышла замуж сюда молодой девушкой. Кто-то еще что-то делал. А мы-то, когда уйдем, что оставим? Что-то надо после себя оставить. Хотя бы маленькую часовенку. Хотя бы какой-то крест, — рассказывает председатель Совета ветеранов Татьяна Богатырькова.
В епархии им порекомендовали отца Константина.
— Договорились о встрече. Моим первым вопросом было: «На какие средства? Может, купцы среди вас есть? Может, у вас дети какие-то состоятельные?» Нет ни того, ни другого. Говорю: «Баню построить, наверное, полмиллиона, дом — миллион, а храм — это еще больше», — вспоминает он.
Священник по образованию финансист и юрист: окончил Шадринский финансово-экономический колледж и филиал Уральского института коммерции и права. Примерно в 2009 году в качестве добровольца стал спасать храм в Крестовском (Крестах) от разрушения, и вскоре судьба шадринца изменилась. Его благословили поступать в Екатеринбургскую духовную семинарию. Сорокоуст после рукоположения проходил в Кургане, в Александро-Невском соборе. Служил в Чимеево и Усть-Миасском. Затем, 11 лет назад, уже настоятелем назначили в Кресты (его первый приход).
Изначально помещения не было — стали собираться в Совете ветеранов на молебны. А затем матушка Михаила из Верхтеченского женского монастыря по благословению епископа Шадринского и Далматовского Владимира передала им сруб храма. Перевезти помог шадринский предприниматель Андрей Букреев, на свои деньги он закупил железо и сделал крышу. А котлован под фундамент выкопали местные школьники.
— И что вы думаете делать дальше? — интересуюсь я у женщин из Совета ветеранов.
— Достраивать. У нас положено очень большое начало, — отвечает одна из них.
— Вдруг нам еще встретится предприниматель, — добавляет другая.
На вопрос, вымирает ли село, пенсионерки отвечают однозначным «нет». Есть и газ, и вода, и дорога. Люди приезжают на горячий источник «Шадринский», где подогревается минеральная вода из скважины. Правда, в Верхней Полевой закрыли детский сад и школу. А в ДК вместо библиотеки сделали платную игровую, сократили ставку спорторганизатора, хотя детский футбольный клуб под его руководством хорошо показывал себя в районе.
Гостеприимные женщины поят нас чаем. На прощание они обращаются к священнику:
— Спасибо, что не забываете о нас!
— Каждый раз жду, когда позвонят или напишут: «Надо нам!» И никто не пишет, — замечает отец Константин.
— Так был дачный сезон.
— «Бог, нам пока не до Тебя, у нас огород. Доделаем — потом пойдем к Тебе». Кто за это время исповедовался и причастился? Нам без этого не сдвинуться будет. Если цель — только построить здание, как в пятилетку, — изображает, как дует в горн, — то далеко не уйдем. Дай Бог, чтобы нам не купца увидеть, а чтобы Господь нам этого купца послал. Мы надеемся на людей, а надо надеяться на Бога. Без молитвы тяжело. Без молитвы никак. Может, где-то по грехам по нашим что-то нам и не дается. Пускай не мы собственными руками, но наши деды рушили храмы, долбили стены. Нам сейчас всё равно за это нести ответ. Вымаливать, каяться. Не забывать про причастие.
— Я понять-то не могу: почему мы не едем? — задает риторический вопрос одна из женщин.
— Кто хочет — тот едет, — отвечает другая.
— Помните, как собирались в крестный ход? Что нас остановило? Дождь! А они все пошли. Я коров пасу, а они все идут — в плащах и сапогах. Я стою и думаю: почему я-то не пошла? — вспоминает третья.
— Мы всё ждем, когда мы все соберемся. Есть такое выражение: «Спаси себя — и хватит с тебя», — подытоживает священник.
Пока мы едем из Верхней Полевой в Батурино, задаю отцу Константину, казалось бы, приземленный, бытовой вопрос: как часто нужно причащаться и исповедоваться? А его ответ уходит куда-то в вечность:
— Святые отцы советуют хотя бы четыре раза в год. Для этого у нас есть четыре поста: Великий, Петра и Павла, Успенский и Рождественский. Но если человек начинает ходить в храм, то получается чаще — в день своего святого, в день храма… Пока мы молодые, ходим в тренажерный зал. Когда мы старые, водим наше тело в больницу, мазями мажем. О теле своем мы печемся, а о душе, к сожалению, нет. Наше тело будет закопано и превратится в перегной, это естественный процесс, а душа вечная. Поэтому о душе-то надо больше заботиться.
Храму в честь Преображения Господня в Батурино более 200 лет. Свыше 100 лет священниками здесь служили представители рода Капустиных, среди которых — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин. С 2018 по 2022 год в храме, являющемся объектом культурного наследия регионального значения, велась масштабная реконструкция. За год до нее, на 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), Преображенскую церковь посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл и подарил образ Святой Троицы, которому сейчас можно поклониться.
В батуринском храме отец Константин проводит панихиду. Здесь даже меньше прихожан, чем в Верхней Полевой (что поделать, «невольник — не богомольник», а по домам только сектанты ходят, говорит иерей). Несмотря на проблемы со здоровьем, всю службу стоит Мария, которой сейчас под 80.
— 20 с лишним лет помогала храму, а сейчас уже не могу. Сердце болит, задыхаюсь. Всё делали, золотце. Стирали. Печки клали. Три печки были тут. Дров сколько надо! Приезжали в основном городские. Наши сейчас не ходят и тогда не ходили. Не знаю почему. А городские ездили помногу. Вместе с семьями. Помогали здорово, а наши нет, — рассказывает она.
После панихиды мы со священником поднимаемся на второй этаж (нижний алтарь — Казанской Божией Матери, верхний — Преображения Господня). В это время года весь пол здесь усыпан мертвыми мухами — прям беда! Еще поражает наличие балконов. Такие были изображены на акварельном рисунке архимандрита Антонина.
Поднимаемся и на колокольню. Здесь почти всегда ветрено. С высоты отец Константин показывает, где проходит турнир по самбо в честь равноапостольного Николая Японского, то есть у самых стен храма. А от церковной ограды обычно стартуют участники велогонки «Батуринская верста».
В этом году сын Константина Стерхова Трофим занял второе место в своей возрастной подгруппе в категории МТВ, уступив велосипедисту из Кургана. Осенью и весной молодой человек ездит на велосипеде в колледж. Не считая родительского транспорта, по-другому добраться сложно — между Батурино и Шадринском теперь нет автобусного сообщения (совсем!), а чтобы уехать на такси по приемлемой цене, нужно объединяться с односельчанами.
У старосты (помощницы настоятеля храма) Людмилы Андреевны из Батурино машины нет, она не может поехать в налоговую, банк или охранную организацию. И тут выручает батюшка.
— Приходится где-то мне. Ну и Господь так сподобил, что первое мое образование — это финансовый колледж, второе — юридический институт. Мне это знакомо и близко — все эти налоговые и всё прочее. Знакомых много. Многие вопросы можно решить дистанционно. Хотя отвлекает, конечно. Мое дело — у престола молиться, а не вот это. Ну что делать? Многие считают, и я так считал, что священник — только «аминь, паки-паки». Может быть, хорошо было бы. В машине у меня целый офис. Все квитанции. Газ не газ, список дел на ближайшие дни, — замечает отец Константин в дороге.
Если одни выходные иерей служит в Батурино, то следующие — в Крестах. На неделе — аналогично. В конце года выходит равное количество служб.
— Если я буду служить здесь (в Батурино) только на неделе, здесь не будет народу, мне не выжить будет. В выходной день побольше людей, соответственно, побольше и требы заказывают, и свечки там покупают. Если я буду служить только там (в Крестах) на неделе, мне там будет не выжить. Потому что расходы везде. Тут два этажа, большой храм, газовое отопление несет затраты. Плюс всякие текущие расходы. Это живой организм, это организация, — говорит священник.
По его словам, батуринскому храму по мере возможности помогают члены Императорского Православного Палестинского общества — например, изготовили и установили иконостас и киот, обустроили прилегающую территорию. А вот с храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи в Крестах совсем другая история.
— В Крестах у нас три истопника, которые топят котел. Там газа нет. Мы всё лето надеялись, что Вадим Михайлович (губернатор Шумков. — прим. 45.RU) о нас помнит все-таки. Грех жаловаться, он нас помнил, он нам сейчас организовал реставрационные работы. Храм обрастает лесами, будут штукатурные работы, будет кровля. 21 миллион выделен. Конечно, для нас это просто чудо. Но истопники, дрова и всё прочее — затраты такие нормальные.
Плюс ко всему два раза в месяц отец Константин приезжает в Кондинское (Кондино), два раза в год или чаще — в Ильтяково. Между Кондино и Батурино примерно 70 километров. Бывают дни, когда нужно побывать и в том, и другом приходе. Домой священник, судя по всему, приходит только ночевать. Интересно, что думает об этом его супруга?..
Матушка Анастасия Стерхова руководит Центром помощи материнству и детству в честь блаженной Матроны Московской «Дар» в Шадринске. Это спокойная мудрая женщина, которая во всём поддерживает мужа.
— Вы думали, что станете матушкой? — спрашиваю у Анастасии.
— Нет. Когда познакомились и поженились, даже и думать не думали, что встанем на этот путь. Потом Господь как-то так привел за ручку. Слава Богу, не через скорбь, потому что многие воцерковляются через скорбь, — отвечает она.
— Не было страха, что это такая ответственность?
— Нет, не было абсолютно.
— Может быть, не страх, а волнение. У меня, — добавляет отец Константин. — Я, допустим, пришел на завод: «Хочу у вас поработать». Начал работать, не понравилось, ушел на другой завод. Здесь уже всё. Если ты стал священником и куда-то пошел, то это извержение из сана. «Владыка, что-то вообще не мое. Мне лучше что-нибудь купить, продать, машину какую-нибудь отремонтировать». Попутно какими-то делами — строительством, ремонтом машины своей, садом, огородом — пожалуйста. Но это не может быть основным. Ты смотришь — сегодня дождище, снежище, холодина, у тебя выходной, назовем так, когда службы нет. А завтра погода такая замечательная, у тебя утром служба, вечером служба, днем — крещение. Ну что делать? Значит, картошку будешь копать, когда сыро и грязно, потому что других вариантов нет.
После вкусного домашнего обеда, приготовленного женой, священник отвозит сына вырывать зуб (детского зубного нет — в отпуске, и приходится идти ко «взрослому») и решает вопросы с организацией фестиваля «Золотуринские дни».
Вечером он хотел приехать на вокзал и проверить, как я там, но я сказала, что в этом нет необходимости. Подумала: пусть лучше проведет вечер с семьей. Анастасия Стерхова, провожая меня, признаётся: надо с рождения воспитывать в своих детях семейные ценности, чтобы они дорожили любовью и боялись греха.
— Мы живем ради того, чтобы спастись. Если Господь дал человека рядышком, с которым вы поженились, и ты понимаешь, что любишь этого человека, то ты должен беречь этого человека, охранять, оберегать его, вести ко спасению, мы должны друг друга поддерживать и ни в коем случае не давать сомнений друг другу, вот в этом и вся любовь. Семья счастливая, где есть любовь. Счастье у всех разное. Для кого-то это деньги или большая квартира. А у кого-то счастье — это много детей, рядом муж. Это мое счастье. Слава Богу за всё!
Как говорят, семья — это малая церковь. Муж в христианском браке — это образ Христа, жена — Церкви. При венчании супругам дается благодать Божия, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей.
Бабушки, которые сейчас ходят в церковь, со временем угасают. Я не общалась с сыновьями Константина и Анастасии, но, глядя на их родителей, уверена, что это тоже хорошие люди. Тогда для кого еще, как не для детей, строить и преображать всё вокруг, жить и верить?