Не так давно в администрации города прошел круглый стол, затронувший тему повышения качества общественного транспорта. По итогам был принят ряд принципиальных решений, самым громким из которых явилось появление в течение ближайших трех лет 41 низкопольного автобуса. Вообще это очень хорошо, что городские власти поднимают подобные темы и у них присутствует понимание того, что автобус ПАЗ уж никак не может способствовать комфорту пассажирских перевозок. Но вот есть небольшая проблема: кажется, некто мэр Руденко не так давно заявлял, что практика круглых столов с вовлечением общественности и городских активистов необходима и будет поддержана... Активисты и общественность были приглашены на нынешнее заседание? За столами сидели какие-то личности, многие из которых в автобусе ездили последний раз во времена собственной учебы в школе. Как вы думаете, все ли из них понимают, о каких именно проблемах шла речь?
Как известно, повестка круглого стола базировалась на декабрьской прямой линии, куда дозвонились аж 20 человек. Из города с населением в 320 тысяч человек. Разумеется, охват озвученных населением проблем был неполным, что не позволило выявить множественные ошибки транспортного планирования, которые администрация упорно не хочет замечать. Например, на заседании было озвучено, что пассажиропоток с 2005 года упал на 64% из-за растущего количества личных автомобилей. В данном случае уважаемые люди по незнанию путают причины и следствия. Количество автомобилей действительно растет, но значительный вклад в такую тенденцию как раз и вносит политика довольно поверхностного отношения к системе общественного транспорта и планомерной поддержки личного. Когда 10 лет назад люди начали активно покупать автомобили, общественному транспорту был брошен вызов, ответом на который должна была стать разработка совершенно новой, удобной и эффективной системы пассажирских перевозок, способной предупредить развивающийся кризис. Но все ограничилось передачей перевозок в руки частникам. За эти годы не было принято никаких мер, сдерживающих усиление доминирования личных автомобилей. Не было и попыток принципиального повышения привлекательности общественного транспорта. Зато баснословные суммы выделялись и выделяются на строительство и ремонт дорог, а затем, по сути, закатываются в асфальт каждый год заново. Говоря про ограничения личного транспорта, я имею в виду не его запрет, а ликвидацию перенасыщения и переход к периодическому его использованию от ежедневного, что принципиально! Городское пространство — ограниченный ресурс, нуждающийся в строгом регулировании. Ну и не будем забывать, что великолепная система курганских перевозок во главе с МПГПТ, изобиловавшая разнообразием подвижного состава и маршрутов, умерла в 2006 году вместе с ликвидацией муниципального предприятия.
То есть приведенная фраза на самом деле должна звучать так: с 2005 года вследствие ликвидации муниципального перевозчика и постепенного захвата рынка индивидуальными предпринимателями качество перевозок упало до такого уровня, что пассажиропоток снизился на 64%, в том числе по причине того, что множество людей предпочло личный автомобиль ежедневным поездкам на общественном транспорте в силу большего комфорта и удобства первого в существующих условиях. Более того, предпосылок увеличения количества поездок на общественном транспорте и отказов от поездок на работу на личном автомобиле нет, и ничего для этого не делается: маршрутная сеть неудобна, стремление перевозчиков к экономии губит любые потуги к модернизации, преимущество в городе отдано автомобилю, парковаться можно где угодно и так далее. Вот такая фраза будет верной. Чувствуется разница?
В этом смысле очень понравилось мнение заместителя председателя городского парламента Игоря Прозорова о том, что городу нужен муниципальный перевозчик, лишенный конкуренции, не стремящийся к экономии на пассажирах, повышающий качество обслуживания и выплачивающий все налоги в городской бюджет. Пытаться повысить качество общественного транспорта в городе, где все перевозки находятся в руках частников, — это как красить новой краской разваливающийся сарай.
Также хочется отметить депутата Курганской городской думы Наркиса Галиаскарова, поднявшего вопрос работы общественного транспорта в вечерние часы. Лично знаком со случаем, когда человек, работающий допоздна, с трудом добирается домой в отдаленный район только потому, что выпуск автобусов на этот маршрут вечером сокращается в два раза. В таких условиях жаловаться на то, что количество личных автомобилей само по себе растет и не пытаться выявить причин, прикрываясь шаблонной фразой об «улучшении благосостояния населения» — откровенная глупость. При первой же возможности человек будет стремиться купить автомобиль, лишь бы выбраться из этого ада. Давайте тогда обанкротим все население города, и людям придется ездить на автобусах. Так что ли? Наши чиновники только в таких условиях наполняемость могут обеспечить? Галиаскаров именно об этом и сказал, за что достоен похвалы.
Далее важен вопрос учета мнения жителей, и я сейчас не про горячую линию говорю. Вот Руденко заявляет, что «в адрес муниципальных властей систематически поступают письма, в которых общественность формулирует свои предложения по улучшению работы муниципального транспорта». То есть как бы подчеркивается важность общественного мнения. Привожу свой пример: нами лично было отправлено несколько писем по модернизации маршрутной сети и изменению путей следования множества автобусов на основании обращений, поступивших в проект «Мой Курган». Подчеркиваю: эти обращения оставляли сами жители. В ответе, который пришел, было ясно дано понять, что мы не правы и лезть в этот вопрос не нужно, все наши предложения (хотя это были предложения жителей) не актуальны, и вообще в администрации прекрасно и качественно ведут мониторинг сети и сами знают — когда и где новые автобусы ставить и по каким улицам им ехать... Что называется, «без комментариев».
Ну и что касается самих низкопольных автобусов, на которые, кажется, возлагаются основные надежды по привлечению новых пассажиров. Стало известно, что троллейбусное движение в Кургане возобновлено не будет, и как бы в качестве оправдания тут же заявлено о планируемой взамен троллейбусов закупке 41 единицы низкопольных автобусов. 41, представляете! Маршрутную сеть Кургана сейчас обслуживает более 400 автобусов. Новые низкопольные, соответственно, составят лишь 10% от общего числа. То есть лишь каждый десятый автобус в городе будет низкопольным, а весь остальной парк останется прежним. Это что, повышение комфорта перевозок? Это чистой воды профанация, призванная отвлечь внимание. В данном вопросе очень правильную вещь высказал член Общественной палаты Кургана Александр Калинин, мол, надо не только удобные автобусы закупать, но и для начала улично-дорожную сеть для них подготовить, в том числе и остановочные комплексы. В большинстве случаев автобусы подъезжают к остановке не вплотную, и несчастным пассажирам приходится добираться до них через грязь, камни, а зимой — по наледи, рискуя поскользнуться. Какая в данном случае разница: три ступеньки преодолевать, залезая в ПАЗ, или одну — в случае с низкопольным автобусом, если никаких условий для этого не создано и это все равно крайне опасно?
Подводя итоги круглого стола, Руденко заострил внимание на том, что по результатам заседания будут подготовлены рекомендации, которые лягут в основу программы развития муниципальной маршрутной сети. Хотелось бы, чтобы такие мероприятия проводились гораздо чаще и с привлечением наиболее широкого круга общественности. Тогда бы и пустых слов было меньше, и рисуемая в головах картинка — не столь шаблонна, да и пользы было бы больше. Разве нет? Предлагаю распечатать и поставить число «41» в рамку, коль оно является решением всех проблем.
Роман Овчинников
Фото: Фото автора