Накануне в Кургане на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, которая действует при администрации Кургана, обсуждали оптимизацию циклов светофорного регулирования на дорогах города. По словам заместителя начальника ГИБДД Кургана Владимира Кудрина, изменение циклов светофорного регулирования (появление выделенной фазы для движения пешеходов) привело к снижению средней скорости движения транспорта. Однако режимы работы некоторых светофорных объектов требуют корректировки. Общественник Роман Овчинников предлагает пойти дальше оптимизации циклов и задуматься об установки вызывных пешеходных светофоров для всего перекрёстка. Приводим его взгляд на проблему в нашей рубрике «Мнение».
Так как улично-дорожная сеть — это все-таки система, то в пределах нескольких кварталов каждый светофор неизбежно влияет на все остальные. Отсюда и происходит разбивка времени сигналов. Цель — организовать эффективный пропуск трафика на протяжении городского района, а не только конкретного перекрестка. Иначе, наладив более или менее нормальный режим на одном участке, мы просто перенесем затор на соседний, и все старания будут напрасны.
В России пока непросто складываются отношения с вызывными (так называемыми «кнопочными» светофорами). Последнее время их устанавливают в основном на тихих участках с минимальным пешеходопотоком. Однако иногда вызывные светофоры способны дополнять сложные транспортные модели.
Если перекресток не справляется с трафиком из-за того, что нужно выделить время и транспорту, и пешеходам (для Кургана — очень актуальная проблема), в некоторых случаях (не во всех) на помощь может прийти вызывной пешеходный светофор для всего перекрестка.
Светофор включается при необходимости и может обеспечить существенно более длительную пешеходную фазу, чем стандартная модель. Однако за счет нерегулярности включения, он позволяет сократить количество пешеходных тактов в течение дня, распределив высвободившееся время транспорту.
Разумеется, для правильной работы вызывной светофор должен иметь ограничения по времени на повторное включение, равное одной полноценной транспортной фазе. Но, с другой стороны, ожидание пешеходов компенсируется более длительной пешеходной фазой, о которой уже говорилось.
Такой подход очень часто используется в Европе на загруженных перекрестках: пешеходная фаза как бы частично «вынимается» из общего трафика, позволяя пропустить большее количество транспорта. Хотя, конечно, и здесь есть множество нюансов. Тем не менее вот вам еще один способ избежать подземных переходов.
Я думаю, что в Кургане можно найти несколько сложных перекрестков, где такой светофор мог бы быть актуален (где светофор включает пешеходных сигнал для всего перекрестка, либо для одного из направлений — такого в России я практически нигде не видел). Но какие именно — это можно сказать только после профессиональных транспортных исследований. То, что такие светофоры используются в Европе, не значит, что их нужно ставить в Кургане, где только вздумается. Это лишь один из вариантов решения проблемы без использования внеуличных переходов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции