Пока в Кургане горожане, перевозчики и чиновники обсуждают грядущую транспортную реформу и рассказывают о своих требованиях к современному транспорту, вместе с заведующей музеем истории города Татьяной Васильевой предлагаем вспомнить время, когда проблем с ПАЗиками не было вовсе. Какие требования предъявляли к извозчикам в прошлом веке? Приводим рассказ автора.
В XIX — начале ХХ века основным видом транспорта в Кургане были извозчики. Их работа регулировалась постановлениями и распоряжениями Городской Думы.
В 1907 году вышло очередное Обязательное постановление курганской Городской Думы для жителей города, где была глава, посвященная извозному промыслу.
Мы представляем вашему вниманию некоторые из этих указаний:
«Извозчики подразделяются на легковых и ломовых, причем последние — на годовых и ярмарочных. Желающие заниматься извозным промыслом должны приобрести от Городской Управы установленные номера, предоставив предварительно в Управу одобрительное свидетельство о поведении от общества и полиции. Иногородние, кроме того, должны предоставить установленные паспорта на жительство.
Лица, моложе 16 лет от роду, к извозному промыслу ни от себя, ни от хозяев не допускаются.
Каждый легковой извозчик обязан иметь приличные: лошадь, сбрую и экипаж, сам же во всякое время должен быть одет прилично, по-кучерски.
Каждый извозчик должен иметь постоянно при себе номера в двух экземплярах: один должен висеть около воротника на спине, чтобы седок мог его видеть, другой должен быть прибит сзади экипажа.
Места для стоянки легковых извозчиков назначаются: площадь около ярмарочного столба и площадь около Богородице-Рождественского собора. У церквей, Собраний, театров и прочего извозчики обязаны становиться по указанию полиции. Ежедневно с 20 часов вечера до 4 часов утра у ярмарочного столба должно быть по очереди дежурство одного извозчика.
Во всех означенных местах стоянки извозчикам строго воспрещается: спать на экипажах, оставлять лошадей и сходиться вместе, заводить какую-либо игру, ссору, крик или борьбу, равным образом позволяя себе насмешки над проходящими, и вообще нарушать общественную тишину и спокойствие.
Воспрещается также извозчикам, оставляя лошадей на улице, входить в трактиры, гостиницы и питейные заведения.
Пьяные извозчики безусловно к выезду не допускаются как днем, так и ночью.
Легковые извозчики должны безвозмездно везти чинов полиции до места происшествия, равным образом, по требованию полиции доставлять пьяных, подбираемых на улице, куда будет указано.
Извозчики, замеченные полицией в неоднократном нарушении установленных правил и в других предосудительных поступках, лишаются права продолжать извозный промысел. В этих случаях полиция, отобрав от них номерные знаки, книжку с правилами и таксой, отсылает всё в городскую Управу. Лишение права промысла для извозчиков, замеченных только в маловажных нарушениях сих правил, может быть и временное, что подлежит усмотрению начальника полиции».
Предъявили ли вы такой свод требований к водителям автобусов?