Авто Lada Granta: экзамен «автоматом»

Lada Granta: экзамен «автоматом»

Семь лет назад я первый раз прокатился на Lada с автоматической коробкой передач. Это был ВАЗ-2110, на который кустари установили трехступенчатую гидромеханику от подержанной «Тойоты». Они давали гарантию 30 тысяч километров и предлагали для переднеприводных «Лад» несколько «автоматов» на выбор, трех- или четырехступенчатых. Цена – 30-40 тысяч рублей под ключ.

Тогда я подумал – в чем же проблема? Если уж мастера на задворках промышленного города могут поженить «Ладу» и «автомат», почему это вызывает перманентные сложности у АВТОВАЗа? Заводу, конечно, сложнее: нужно искать поставщика, покупать лицензию или сами агрегаты, сертифицировать… Но что из перечисленного является невыполнимой задачей для производителя, способного выпускать до миллиона автомобилей в год? Ничего.

В конце нулевых АВТОВАЗ сотрудничал с калиниградской фирмой «КАТЕ», которая обещала сделать сразу семиступенчатый «автомат», но дальше словесных презентаций дело не шло.

Наличие «автомата» – одна из причин нежной привязанности россиян к праворуким «японцам». Сделай «Ладу» с «автоматом», и, глядишь, удалось бы увести часть клиентов у «старьевщиков».

Автомат Jatco JF414E

Срослось только сейчас. На этой Lada Granta стоит японский четырехступенчатый «автомат» фирмы Jatco, которая принадлежит компании Nissan (малые доли – Mitsubishi и Suzuki). Судя по всему, благодарить мы должны не столько сам АВТОВАЗ, сколько его франко-японских хозяев, которые всерьез подтягивают бренд Lada к мировым стандартам.

Автомат Jatco JF414E построен на «платформе» четырехступенчатой коробки передач, разработанной «Ниссаном» еще в конце 80-х и дебютировавшей на малолитражке Nissan Sunny тех лет. Разумеется, с тех пор коробка многократно модернизировалась, и ее последнюю инкарнацию JF414E японцы называют современной разработкой. Она ставится на некоторые модели Nissan, например, March для китайского рынка и Note. Однако делают коробку исключительно в Японии.

Автомат Jatco JF414E

Собственно, может ли в этом альянсе традиций с инновациями быть ключ к созданию удачного, простого и надежного узла, покажет практика. Например, у коробки есть защита от агрессивной езды «на холодную» и датчик перегрева. Кстати, один печально известный французский «автомат» часто выходил из строя именно от слишком динамичной езды после холодного пуска.

Комплектация Lada Granta с «автоматом» (373 200 рублей): две подушки, подголовники задних сидений, корректор фар, дневной ходовой огонь, ABS, полноразмерная запаска, электроусилитель, «короткая» рейка рулевого, регулируемая по углу рулевая колонка, центральный замок, два электростеклоподъемника, кондиционер, аудиоподготовка, 14-дюймовые диски, металлик, двигатель ВАЗ-21126 (98 л.с.)

Как едет «автомат»?

Сразу отмечу некоторые странности комплектации «автоматической» Lada. Рекомендованная заводом цена в 373 тысячи после предпродажной подготовки у некоторых дилеров доходит до 400 тысяч, при этом у машины стальные диски даже без колпаков. Нет и стальной защиты картера, которую устанавливать вообще не особенно рекомендуется из-за возможного перегрева коробки.

Встретились и следы нарочитой бюджетности, например, вместо ручки закрывания багажника на тыльной стороне его крышки есть технологическая прорезь в тонком (и остром) металле, края которой прикрыты хлипким резиновым уплотнителем: как пить дать, соскочит на второй недели эксплуатации.

Зато есть кондиционер, две подушки безопасности, гидроусилитель руля и АБС. Последняя нужна «Гранте» особенно сильно, ибо, как выяснилось во время прошлогоднего теста, базовая «Гранта» при торможении в пол с устрашающей азартностью вертится вокруг оси.

Первое впечатление от «автомата» – неудобный паз. Он совершенно прямой, литера D находится примерно в середине шкалы, а подсветки выбранного режима нет. Поэтому пользоваться вслепую сложно: то попадаешь в нейтраль, то в двойку. На панели приборов есть индикация включенного режима и передачи, но приятнее, когда селектор дает обратную связь.

Зимой Granta без АБС разочаровала стабильностью торможений

Зато какой отменный старт с места! В отличие от многих современных машин с их полудохлыми акселераторами Granta рвет так, словно к ее доводке привлекали стритрейсеров.

Коробка работает практически незаметно, что при плавной езде, что при интенсивной, и даже время сброса передачи в режиме кик-даун похвально низкое. Сам разгон отличается приятной синхронностью с движением педали газа, и в отношениях водитель-машина нет никакой невесомости. Даже высшая четвертая передача здесь с хитринкой: при равномерной езде ее передаточное отношение остается низким ради экономии топлива, но если вы чуть придавите газ, гидротрансформатор увеличит крутящий момент на колесах, имитируя несуществующую передачу с номером 3,5. Это позволяет не щелкать передачу вниз при плавных ускорениях на трассе.

Коробка вообще не суетлива, как иные «малоступенчатые» автоматы, и обращает на себя внимания не больше, чем мозговитые «многозарядники».

Инвестиции АВТОВАЗа в проект «Lada+автомат» составили 17 млн евро. В 2013 году начнется выпуск рестайлинговой Kalina с этим же агрегатом. Изучив спрос, Jatco примет решение о строительстве в Тольятти завода по производству автоматических трансмиссий.

Двигатель тут 16-клапанный мощностью 98 л.с. У него верховой характер, и, учитывая это обстоятельства, при интенсивных разгонах коробка исправно шлет стрелку тахометра в рейд к подножьям красной зоны. Все бы ничего, но звук при этом такой, что разгон кажется в два раза интенсивней. Вообще шумоизоляция моторного отсека показалась самым слабы звеном.

У коробки есть старомодные режимы принудительного ограничения передач (только первая или первые две), а также кнопка отключение «овердрайва», запрещающая переход на четвертую передачу. Управление коробкой выдает ее старомодную закваску, хотя с точки зрения функциональности она производит весьма современное впечатление.

В городе работа коробки вызывает весьма позитивное ощущение, разве что во время ожидания на светофоре видно, как блошки вибраций скачут по рулевому колесу и проникают в тебя через руки и пятую точку.

Багажник удался – 480 л и возможность сложить спинки сидений

На трассе разгон становится заунывным, хотя это, скорее, претензия к двигателю, который развивает 98 л.с. Вероятно, у любителей универсальных машин большим спросом будут пользоваться «Гранты» на механике, тогда как автоматические версии адресованы тем, кто чаще снует по городу.

В целом «автомат» встал на «Гранту», как родной, и есть подозрение, что коробка будет одним из самых надежных узлов всего автомобиля.

Сравнение с конкурентами

Lada Granta – самый доступный автомобиль в России с «автоматом», поэтому конкурент у него всего один – запорожский ZAZ Chance 1.4 AT (101 л.с.). По сути, это Chevrolet Lanos с силовым агрегатом, знакомым по Opel Corsa, который стоит от 390 тысяч рублей в близкой к «Гранте» комплектации (у него нет пассажирской подушки безопасности, но есть противотуманные фары).

Впрочем, даже с нынешними пошлинами и утилизационный сборами кто-то может предпочесть подержанную иномарку. Так, в Европе можно купить универсал Opel Astra Caravan с 1,6-литровым бензиновым мотором и «автоматом» (2008 года, пробег 93 000 км). С учетом цены машины (198 тыс.), таможенной пошлины и утилизационного сбора (165 тыс.) и доставки (40 тыс.) получается 403 тысячи рублей.

За чуть большую цену (450 тыс. «под ключ») есть большой выбор дизельных универсалов c «автоматами» того же года выпуска: Opel Astra Caravan 1.9 TDI, Skoda Fabia Wagon 1.9 TDI DSG, Renault Megane, Opel Zafira и другие.

Широкий выбор машин с «автоматами» есть на вторичном рынке России: скажем, за стоимость Granta можно взять пятилетний Ford Focus или Nissan Note в таких же или даже лучших комплектациях.

А вот среди новых машин выбора нет: даже Renault Logan с «автоматом», кондиционером, АБС и пассажирской подушкой безопасности обойдется в 485 300 рублей без учета доставки до региона, а иномарки класса Hyundai Solaris или Chevrolet Aveo переваливают за полмиллиона.

Как едет «Гранта»?

Мы пробовали недорогую «Гранту» за 259 тысяч и топовую за 373 тысячи. Отличий между ними довольно много, так что «полюсные» Granta ощущаются чуть ли не разными моделями.

Во-первых, рулевое управление: у дешевых Lada Granta оно «грузовое», и руль делает более четырех оборотов от упора до упора. Но хуже даже другое: на «баранке» почти нет центрирующего усилия. На трассе можно повернуть ее на небольшой угол, убрать руки и ехать по пологой дуге – неприятно и даже опасно.

Более дорогие «Гранты» имеют так называемую «короткую рейку» – 3,2 оборота от упора до упора. Соответственно, маневренность машины и чувство руля чуть лучше, но до идеала еще много километров на испытательном полигоне.

Педали у версий с механической коробкой передач показались нам противоречивыми: сцепление и газ легкие, тормоза, наоборот, тугие. Автоматические «Гранты» более сбалансированны, хотя и здесь тормоза кажутся жестковатыми в начале хода, что не отражает реальной степени замедления. Зато управления разгоном у автоматической «Лады» ничуть не хуже, чем у среднестатистических иномарок.

Зимой Granta без АБС разочаровала стабильностью торможений

Базовые «Гранты» без АБС отличаются нестабильными торможениями: мы тестировали машину в гололед, и при резких замедлениях приходилось ловить рулем поплывшую корму. В экстренной ситуации это может быть опасно: неровен час, налетишь на препятствие боком, а это – один из самых неудобных видов крэш-теста, тем более для машин без боковых подушек. С АБС стабильность торможения лучше, хотя интересно было бы сравнить машины в одинаковых условиях, на льду или миксте.

Подвеска у машины мягкая: мы похвалили ее и тогда, и сейчас. Разбитые дворы и рельсы ее не пугают, и для семейного автомобиля настройка вполне рабочая. Однако на разбитой грунтовке «Гранту» явно сдерживают чрезмерные колебания кузова, что усугубляется уменьшенным на пару сантиметров просветом: там, где протестированный до этого «француз» несся 60-70 км/час, Granta плелась на 30.

Салон автомобиля неплох, а эргономика хоть и требует «присидки», но вполне терпима. Мне не хватало возможности притянуть руль поближе, ибо подсесть к нему мешают мои обильные колени. Но на фоне «классики» Granta – почти иномарка. На разбитой дороге показалось, что салон готов к распевке, а ведь это почти новая машина. Надо почитать форумы: что там говорят про сверчки в «Гранте»?

Багажник удался – 480 л и возможность сложить спинки сидений

Автомобиль на зимних шинах досаждал гудением колес, более громким, чем ожидаешь даже от шипованной резины. На летних шинах акустический комфорт был определенно лучше, и главным раздражителем стал упомянутый гул мотора при резких разгонах. На высокой скорости ожидаемо посвистывает «аэродинамика».

Но «Гранте» можно многое простить за ее багажник: целых 480 литров. Спинка заднего сиденья откидывается в почти ровный пол, но целиком. Задние сиденья тоже на удивление просторные, а в более дорогих комплектациях появляются подголовники и потолочные ручки.

Фото: Фото Артема КРАСНОВА, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
158
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Цены растут на всё, это не отговорка»: как и почему в Кургане меняют тариф на содержание МКД
Александр Скворцов
гендиректор ООО «УК „Жемчужина“»
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления