Авто Volvo XC90. Семейность по-шведски

Volvo XC90. Семейность по-шведски

Он стоит возле меня, как верный пес. Вытянулся на лапах пневмоподвески и притих. Система старт-стоп заглушила мотор, и слышно только сытое урчание какого-то сервопривода, которыми XC90 начинен под завязку. Да, он – собачьего племени. Если Porsche Cayenne – это кошка с тяжелыми лапами, если Macan – это вроде рыси, то Volvo XC90 философичен и рассудителен, как охотничий пес, для которого хозяин – что свет в окне. И друг, и Бог. Ну и источник пожрать.

1 из 26

Я делал короткий тест XC90, но этот «девяностый» мне выдали на неделю, потому что с функционалом современного автомобиля-робота невозможно разобраться за стандартные 6-8 часов. Здесь столько электронных помощников, советчиков и страховщиков, что если XC90 выберут в качестве официального транспорта для экспедиции на Марс, я не удивлюсь. Или он станет первой машиной, одолевшей Диброва и выигравшей миллион.

Автомобиль в топовой комплектации, поэтому я испытываю приступы удушья, когда пачкаю пушистые коврики своей немытой обувью. В первые дни моросило, и правильнее было разуваться перед посадкой. Светлый салон – это очень круто. И очень непрактично.

Садиться в XC90 сложно не только из страха что-нибудь испачкать. Ширина самого автомобиля усугубляется порогами, которые бессовестно пачкают штанины, а если дует ветер, открыть тяжелые ворота и выпрыгнуть еще сложнее. Как я понимаю, невероятная пышность боковин – это дань безопасности при боковых ударах. Пусть. Но вот пороги я бы убрал.

Светлая отделка подчеркивает чистоту интерьерного дизайна, где внушительный тачскрин на центральной консоли отправил на пенсию две трети кнопок и рычажков. Таким и должен быть шведский стайл: не оглушать буйством форм, не песочить глаза мелкими деталями, а создавать ощущение слитости человека с внешней средой.

1 из 27

Владелец автомойки, где я чистил автомобиль перед съемкой, пришел в восторг от двухцветного кожаного руля, сидений с вентиляцией и качества картинки на парковочном радаре, который с четырех камер генерирует фотореалистичный вид на автомобиль сверху. Дорога и бордюры при этом выглядят поразительно живыми, а люди напоминают длинноногих монстров с картин Сальвадора Дали.

Не меньше XC90 понравился семье, причем понравился теми мелочами, о которых вроде и рассказывать неудобно. Глеб, например, пришел в восторг от детского кресла, встроенного в средний ряд сидений. Сидишь высоко, видишь далеко, да и место безопасное. Не меньше ему понравился третий ряд, где есть емкость для мусора с ехидным паучком на крышке. Взрослый на галерку если и войдет, то малогабаритный, а вот детям от 7-8 лет – в самый раз. Лилия оценила просторные сиденья второго ряда с регулируемыми спинками и шикарную выделку светлой кожи.

1 из 19

Впрочем, подолью ложку дегтя. Визуальная чистота – это здорово. Это подкупает. Но тачскрин, узурпировавший управление второстепенными функциями, для водителя неудобен. И если во время краткого теста мне было сложно определиться, то теперь все встало на свои места: традиционные кнопки лучше. Ну вот представьте: догоняю я чадящий КАМАЗ, а где кнопка рециркуляции – не знаю. Хорошо, на парковке я изучил все меню и нашел ее в потайном тупичке, но, во-первых, для включения рециркуляции нужно делать лишнее касание для вызова этого меню, во-вторых, провернуть аферу вслепую невозможно. Допустим, регулировать громкость традиционной шайбой под тачскрином я могу почти бессознательно, а чтобы настроить температуру климат-контроля, приходится ждать безопасного прямого участка, ибо пусть на пару секунд, но экран тебя поглотит.

А одним морозным апрельским утром случился и вовсе казус: выезжая с парковки, я включил подогрев сидений и минуты через три почувствовал трескучий мороз под задницей. Ну зачем было делать виртуальные кнопки подогрева и вентиляции сидений рядом?

В общем, сдается мне, рано или поздно Volvo вернет хотя бы сухой паек кнопок на привычные места, ибо если сервисное положение дворников несложно активировать с экрана, то выключать трехступенчатый подогрев сидений троекратным касанием бесчувственного пластика – это на любителя.

Впрочем, есть у Volvo своя сатанинская логика. Если вы отвлеклись на тачскрин и проморгали машину впереди, XC90 затормозит самостоятельно, предварительно полыхнув красной пиктограммой на проекционном дисплее и придушив вас ремнем. У меня было стойкое искушение проверить работу системы City Safety, но в игре, у кого крепче нервы, Volvo победил – его автопилот молчит, когда мой уже бьется в истерике.

Поэтому мне помогли сумерки, дождь и усталость: проморгав «Тойоту» без габаритных огней, я получил порцию упреков от Volvo, хотя затормозил все же самостоятельно. Система автоторможения работает неназойливо и вмешивается в управление лишь в действительно критической ситуации, так что в целом я голосую за ее повсеместное внедрение – фану она не помеха, но от ДТП, о которых и рассказать стыдно, страхует.

А вот пробочный автопилот лично мне действовал на нервы. Казалось бы, о таком мы мечтали под фильм «Гостья из будущего»: ты сидишь, значит, развалившись, в кресле и пытаешься найти кнопку рециркуляции, а машина сама по себе едет в тягучем потоке, да еще слегка подруливает.

Но торможения у нее получаются какие-то натужные (или это кажется?), и ты все время чувствуешь себя сидящим с таксистом, от которого, черт его знает, чего ждать. И когда дерзкий «Авео» решил впрыгнуть передо мной в полосу, потому что автопилот трогается ну очень культурно, я отключил его от греха. Понятно, что на малых скоростях электроника наиболее эффективна, вот только впрыгнет очередной «Авео» под нерасчетным углом и будет потом кивать, мол, ты же меня вроде как пускал... А я что скажу? Мол, я пускал, а автопилот – нет?

Адаптивный круиз-контроль, на мой взгляд, куда полезнее. У XC90 его работа близка к идеалу: включается одним касанием настоящей (!) кнопки, индикация очень понятна. А главное, при наличии медленных машин впереди или угрозы автоматика тормозит настолько заранее и точно, что даже моя невротичная нога не тянется к педалям. И в России, где долго ехать на обычном круиз-контроле сложно из-за разношерстности потока, автоматика избавляет водителя от непрерывного теребления педалек. Разве что нужно быть готовым деактивировать ее в нештатной ситуации: например, вы «прицепились» к машине впереди, и XC90 повторяет все ее разгоны и торможения – красота. Но вот эта машина решила объехать кочку, и если на круиз-контроле выставлена высокая скорость, XC90, обнаружив перед собой чистую дорогу, начнет ускоряться...

Ночной езде я уделил особое внимание, потому что XC90 был оснащен матричными светодиодными фарами, которые понравились мне бесповоротно. Ну что за красота ехать все время на дальнем свете, доверив электронике переход на ближний в автоматическом режиме. Автомобиль сам распознает как встречный поток, так и попутный и не ошибается, даже если машина выезжает из-за крутого поворота. Еще интереснее, что если, например, на краю дороги по курсу стоит автомобиль, XC90 не выключит дальний, а лишь притушит часть светодиодов, чтобы не испепелять обочину. Я все ждал, когда кто-нибудь поморгает мне, жалуясь на ослепление, но не дождался. Единственную ошибку автоматика совершила, когда навстречу выехала машина коммунальных служб с желтыми фонарями – Volvo шибанул по ней дальним, как бы намекая, что не надо выделяться.

А вот штатная навигация не показала детального знания челябинских улиц и пару раз водила меня абсурдными петлями, советуя повернуть там, где это запрещено, а часть дорог вообще игнорировала. До сих пор не могу взять в толк, почему навигатор за 4000 рублей имеет более наглядные и детализированные карты, чем штатные навигации всех люксовых иномарок вместе взятых?

Ну и еще одна странность: как в машине, которая ездит почти без твоего участия, может не быть датчика дождя? Или это я не сумел отыскать нужную кнопку в многослойном сенсорном меню?

Зато у Volvo есть другая полезная штука: с помощью проекционного дисплея машина непрерывно семафорит тебе о наличии запрещающих знаков и камер. К сожалению, знаки она не видит, а лишь помнит благодаря все той же карте, которая, увы, не отличается злободневностью. Тем не менее 8 засад из 10 она указывает верно и о превышении скорости на 20 км/час сигнализирует звоночком, что в нынешних условиях экономит пятьсот тут и пятьсот там.

Тем более едет XC90 предательски тихо, и даже я, поборник режима и гигиены, время от времени забывался и выдавал этак сотню там, где не надо. Но ей богу, пока не перекалибруешь органы чувств, тебе кажется, что крадешься. Левитация – вот что приходило на ум, когда XC90 ввинчивался в пустоту ночного шоссе. Иногда даже ждешь кочки, чтобы понять, в реальности ли это происходит или «мама, я опять летал во сне».

Если механическая подвеска на XC90 оставила впечатление чересчур внимательной к стыкам и жестковатой, то на «пневме» машина преобразилась. И стелет мягко, и удар держит, а единственная претензия – звуковые фоны при проезде рельсов и вторичные вибрации. Подвеска как будто слишком деликатна, чтобы угомонить чечетку исполинских колес. В остальном же Volvo сделал то, что не удалось Медведеву: мне показалось, что дороги в Челябинске стали ровнее. Сел на «Ситроен» – ну да, показалось.

Один раз мне понадобилось проехать быстро – очень хотелось успеть в одну точку до заката. Подхлестывая автомобиль газом, я обнаружил, что он совершенно не противится активной езде. То есть он ей не потрафляет, но и дискомфорта не выказывает. Руль, который кажется легкомысленным в режиме «комфорт», при активной езде обеспечивает отнюдь не нулевую обратную связь, а реакции самого автомобиля весьма охотны, если учесть, что корабль длиной пять метров в принципе не рожден для каякинга.

Вот только я предпочел ездить без системы помощи удержания в полосе: в отличие от SKODA, она не сопротивляется нелегальному пересечению разметки, но делает руль двойственным и нервным, словно едешь по колее. Да и спортивный режим XC90, в общем, ни к чему: на руле появляется бремя дополнительной вязкости, однако интуитивность управления и без нее на неплохом уровне.

XC90 ведет себя как охотничий пес: хочешь – будет брести за тобой, повесив уши и пропуская встречных и поперечных, а хочешь – понесется во весь опор, оглашая улицы дизельным лаем. Но только если просишь.

К слову, дизель D5 (225 л.с.) в паре с восьмиступенчатым автоматом оставил, пожалуй, самое сильное впечатление. Один потенциальный владелец, перехватив меня на парковке, спросил: как мотор? Говорят, мол, дохловат?

Я вспомнил недавний тест Cayenne Turbo и ответил: ну, смотря с чем сравнивать. Но если вам нужна мощность не ради красивой цифры в налоговой декларации, то мне ближе дизельные силы (у немцев, к слову, дизели тоже классные). Ускорения, как затяжной прыжок, длятся, длятся и длятся. Крутящий момент бьет непрерывной струей, которая доступна по требованию: нажал педаль – словно открыл кран. Никаких ям, пауз, раздумий – лишь незамутненная экологичностью турбодизельная тяга к скорости. Так, наверное, будут ускоряться электромобили будущего с их паровозной кривой крутящего момента.

И если мощные немцы способны превратить зарплату в углекислый газ быстрее наших жён, XC90 делает это по-европейски скаредно. При езде с огоньком в смешанном цикле средний расход составил 10,2 л/100 км, а пока я не начал провоцировать его под конец теста, было в районе 9,5 л/100 км. Для машины, которая разгоняет семерых человек до сотни за 8 секунд, это весьма гуманно.

Я похвалю и систему старт-стоп, которая обычно раздражает, но у Volvo почти незаметна. Дизель просыпается в момент отпускания педали тормоза настолько внезапно, что фактически ты обращаешь на это внимание, лишь пока хочешь обращать внимание.

1 из 9

Я возвращал его с сожалением, что отчасти объясняется шикарной комплектацией тестовой машины, в которой, черт возьми, хочется пожить.

Что касается самой концепции XC90, то для меня она расслоилась на две плоскости. С одной стороны, механика автомобиля оставляет очень убедительное впечатление, и в XC90 не только приятно находиться, но на нем приятно ездить.

Другое дело, что нечто подобное я скажу вам и про любого из его немецких или даже японских конкурентов: нюансы во всех случаях будут свои, но общий вывод – похожий. Соответственно, Volvo нужно чем-то выделиться, чтобы оправдать резко возросший ценник на XC90, который, страшной сказать, сравнялся с прайсами немецкой тройки. Которая, как вы понимаете, в России имеет почти религиозный статус.

Путь Volvo – нашпиговать автомобиль вспомогательной электроникой, которая умеет парковаться, распознавать безумных пешеходов и связываться с колл-центром по любым проблемным вопросам. Но разыграть эту карту вчистую пока не получается, ибо финальное слово остается за водителем, идет ли речь об автоматическом круиз-контроле или системе автоторможения. И пока автопилоту не доверят вожжи, а ездоков не сошлют в глухой тамбур с мультимедийной системой, это противоречие не преодолеть. Любая автоматика, снимая с тебя часть забот, нагружает новыми. Как минимум необходимостью держать себя в тонусе: не спать, не спать, рулить!

К чести Volvo, большая часть электронных костылей работает с той степенью неназойливости, которая позволяет их просто не замечать. Машина вмешивается в работу по делу и потом как будто снова засыпает. Но это – если водитель использует ее кибернетический потенциал осмысленно, не переходя красной черты, за которой начинается красная зона непонимания: ты считал, что автопилот справится, а автопилот дремал в режиме ожидания. Впрочем, все эти электронные чудеса производят впечатление, так что спишем их появление на усердие маркетологов.

Но я бы, если честно, акцентировал внимание на другом: имея хорошее шасси, XС90 сделан с той степенью душевности, которую не всегда встретишь в более техногенных конкурентах. И еще у него высший рейтинг безопасности, как активной, так и пассивной. Чтобы убиться в нем, нужно быть изрядным сорвиголовой, а такие люди Volvo не покупают.

Это автомобиль для тех, у кого притихли гормоны стритрейсинга и кто верность предпочел стремительной ветрености.

Volvo приживается в семье, как тот охотничий пес, которого он мне неуловимо напоминал всю дорогу. И сложно выразить это явление в цифрах.

Благодарим компании Volvo Car Russia и «Бовид» за помощь в подготовке материала.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
76
ТОП 5
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванный от жизни»: репетитор из Кургана оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Цены растут на всё, это не отговорка»: как и почему в Кургане меняют тариф на содержание МКД
Александр Скворцов
гендиректор ООО «УК „Жемчужина“»
Рекомендуем
Объявления