Авто Куда идут штрафы и сколько стоит снимок нарушения: 45.ru разбирается, как работают камеры в Кургане

Куда идут штрафы и сколько стоит снимок нарушения: 45.ru разбирается, как работают камеры в Кургане

Ущерб от нападений водителей подрядчик, обслуживающий комплексы фиксации, оценивает в миллион рублей

В Курганской области работает более 60 переносных камер

В Курганской области работает 63 переносных комплекса фиксации нарушений, которые устанавливают на самых аварийных участках дорог. О так называемых «микроволновках» водители предупреждали друг друга в соцсетях, а одно время даже открыто призывали мешать работе комплексов. Некоторые автомобилисты до сих пор относятся к камерам и операторам, которые их обслуживают, как к врагам, и решают мстить, как только получают «письмо счастья» со штрафом. 45.ru решил разобраться, как работают операторы камер, куда идут штрафы и кто портит комплексы фиксации.

В Курганской области система фотовидеофиксации — это совместный проект правительства Курганской области, Госавтоинспекции и ГБУ МФЦ. Все камеры в Зауралье обслуживают два подрядчика, который выиграли аукцион: «Ростелеком» (сумма контракта до 2020 года — 390 миллионов рублей) и нижегородская ««Аэль-РТС» инжиниринг» (150 миллионов рублей). Эти два подрядчика, в свою очередь, провели свои конкурсы и передали оборудование в пользование другим подрядным организациям, которые нанимают операторов и обучают их работе с камерой.

Так называемые «микроволновки» то прячутся в густой зелени, то появляются на свежеотремонтированных улицах, где так и хочется прибавить газу. Их выставляют на участках дорог, где чаще всего случаются аварии или сбивают пешеходов. При этом перед мобильными комплексами фиксации не ставят таблички или знаки (правила этого не требуют), что и провоцирует возмущение водителей, как только они получают штраф. Доходит до угроз и рукоприкладства. 45.ru поговорил с оператором комплекса, владельцами камер, ГИБДД и МФЦ о том, откуда идёт агрессия, где устанавливают системы фиксации, кто их обслуживает и куда идут деньги со штрафов.

Камера, которая следит за вами


В Курганской области работает четыре вида переносных камер, и к каждой — свои требования. Различия в основном заключаются в том, как выглядит устройство и как его нужно размещать на дороге. Например, рекомендованная высота установки комплекса «КРИС-П» от 30 сантиметров до двух метров от уровня проезжей части, а расстояние от края проезжей части не менее трёх метров. Для «Автопатруля Радара» — высота от 1 до 10 метров и расстояние до края проезжей части от 0 до 5 метров, рассказали в УГИБДД России по Курганской области.

В заказ-наряде каждому оператору подрядная организация дает задание: там прописаны точные координаты установки и направление «взгляда» камеры, время начала и окончания фиксации, режим работы и данные ответственного за камеру. Места меняются каждый месяц в зависимости от уровня аварийности на тех или иных участках дорог.

Тот, кто следит за камерой


Оператор одного из комплексов не хочет называть своё имя, но соглашается поговорить на условиях анонимности. Он рассказывает, что работает на нескольких «опасных» (читай «аварийных») точках в городе, чтобы обеспечить семью и заплатить за свою учёбу. Он прошёл обучение на охранника у подрядчика, а после — инструктаж в Центре автоматической фиксации административных правонарушений (коротко ЦАФАП). Там ему рассказали, как правильно устанавливать камеры и обслуживать их. Точка нашего собеседника — напротив городского суда по ул. Дзержинского. Камера утопает в зелени, а машина, из которой к ней тянутся провода, припаркована на дороге.

— Зимой мы писали о том, что водители протестуют против мобильных камер, мешают работать и даже разбивают устройства. С вами такое случалось?

— Я лично с таким не сталкивался, но мои коллеги рассказывают постоянно: на трассе водители останавливаются с пистолетами, с угрозами. Некоторые кидаются с кулаками. У товарища ночью сломали камеру, разбили стёкла в машине. Он попытался их вразумить — они врассыпную. Камеру нельзя оставлять без присмотра, так что он их не догнал. В итоге подрядчик вопрос решил, восстановил ему машину.

— Почему такое отношение к вашей работе, как вы думаете?

— Наверно, хочется людям погонять. Взрослые водители, которым за 35 лет, никогда не подъезжают. Только если спросить, как дела, много ли аварий. Три дня назад спрашивал мужчина — «давно ли работаешь, много ли платят». Мы с ним разговорились, а его жена ждала, даже стала бибикать, мол, вернись. Неадекваты — это в основном молодёжь до 30 лет.

Знаю, что есть водители, кто проезжает 120 км/ч, потом штраф оспорит в суде и приедет, выпендривается. А если тут 40 км/ч разрешено и не дай бог помеха или кто-нибудь выскочит?

Так выглядят снимки, подтверждающие нарушения, которые получают водители

— Можете удалить какой-нибудь снимок автомобиля или наоборот его найти в базе?

— Мы не можем посмотреть штрафы или скорость. По ноутбуку следим только за четкостью приёма записи: работает ли камера, отрегулировать её, если облачно или ясно. Ночью можем включить инфракрасный порт, чтобы номера были распознаваемы. Но доступа у нас нет, удалить ничего не можем. Мы никому не можем дать информацию даже по угнанной машине. Подходили ко мне — я посоветовал в полицию обратиться, где по запросу могут снимки предоставить.

— Правда ли, что вы получаете процент от штрафа?

— Если бы процент от штрафа получали — все бы себе камер накупили! У нас оплата почасовая, у меня например — 130 рублей в час.

— На каких участках работаете вы?

— У меня самые горячие точки, где больше всего аварий происходит. На Дзержинского — пешеходный переход, где сбивали человека. На Бурова-Петрова — там люди бегут без пешеходного перехода. Это, кстати, тоже записывается, причем на видео. Я выставляю камеру на определенный промежуток времени, потом убираю и переезжаю на другую точку.

Адрес прописывает ГИБДД. Если есть дерево или всё кустами заросло — ещё найди это место, чтобы выставить камеру нормально и припарковать машину — вот и бегаешь туда-сюда. Один раз камера стояла верно, а я неправильно припарковался. В итоге мне же выписали штраф. Сами дали точку, а у меня, если дальше 15 метров отъехать, ноутбук не ловит!

Вообще мое личное мнение — камера не для штрафов, а чтобы люди её видели и опасались, чтобы выработалась привычка тормозить перед переходом. А то летят, а как камеру замечают — слышу свист резины. Ну зачем так ехать, если приходится оттормаживаться?

— Могут ли штрафы отменить, если камера неправильно выставлена?

— Могут, бесспорно. Я не вникаю. Мне и самому приходило пару раз — забыл, проехал 67 км/ч, я понимаю, что нарушил и согласен со штрафом.

Камеры, по мнению оператора, нужны не для штрафов, а чтобы у водителей появилась привычка тормозить перед пешеходными переходами

Компания, которая следит за тем, кто следит за камерой, которая следит за вами


Операторы, как правило, — сотрудники охранных агентств. Сергей Харин — гендиректор компании «Парсек», которая обслуживает 48 камер, стоящих в разных точках Зауралья. Сотрудников он подбирает из числа проверенных работников ЧОП (обязательно с личным авто) — им отвечать за дорогое оборудование.

— Они должны разбираться в настройке комплекса, могли работать с компьютером на уровне уверенного пользователя, чтобы они могли запустить программу, настроить её. Есть определенные требования для каждого вида комплексов, поэтому они должны быть технически подкованными людьми, — рассказывает Сергей.

Операторы проходят обучение в ЦАФАП, сдают экзамены и дополнительно учатся по работе с каждым конкретным комплексом. Первые три дня — стажировка, но, по словам Харина, за это время отсеивается 80% кандидатов.

— Сотрудники отказываются работать из-за низкой культуры поведения у водителей. Автовладельцы думают, что мы купили комплексы и сидим себе, зарабатываем деньги. Мы исполняем государственный контракт и деньги идут в областной бюджет, — объясняет гендиректор компании.

Сергей подтверждает, что оператор получает почасовую оплату от 100–150 рублей. Зарплата зависит от модели комплекса, времени работы, а не от количества выписанных штрафов. Оператор не может удалить какой-либо снимок автомобиля или переставить комплекс на другую точку — некоторые виды камер, если их поставить вопреки техническим требованиям, просто не работают.

— Если оператор выключит комплекс — сразу видно, что комплекс не работает. Переставит — тоже увидим, потому что комплексы оборудованы системой ГЛОНАСС/GPS-мониторинга. Задача оператора, чтобы он выставил комплекс в соответствии с паспортными характеристиками и обслуживал его, следил за работоспособностью, — добавляет собеседник.

Зимой водители призывали парковать машины так, чтобы заслонять обзор камерам фиксации

Одна «микроволновка» стоит около 2,5 миллиона рублей. Ремонт испорченной хулиганами камеры обходится до 50 тысяч. Из-за действий водителей, которые приезжают на разборки и нападают на операторов, общий ущерб компании «Парсек» составил около 1 миллиона рублей. Ущерб операторам и компенсацию за ремонт камер подрядчик будет взыскивать с виновных.

— Полиция слабо реагирует на наши заявления, мотивируя тем, что работы много и лица не установлены, хотя у нас есть все данные об автомобилях нападавших. Дела возбуждаются, когда причиняется физический вред операторам. Агрессия в основном исходит от людей неуравновешенных, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, причем не обязательно водитель — бывают и пассажиры такие, — вспоминает случай Сергей.

Например, возбуждено уголовное дело о нападении на оператора компании «Парсек». Гендиректор Сергей Харин рассказал, что его сотруднику сломали челюсть.

— Нашему оператору челюсть сломали, потом в областной больнице ему челюсть собирали, вставляли скобы. Скоро будет суд, — говорит руководитель.

Подрядчик из Нижнего Новгорода «"АЭЛЬ-РТС" инжиниринг», выигравший аукцион, объявленный правительством Зауралья, заключил контракт с организацией Сергея Харина на обслуживание камер. Поэтому, несмотря на убытки, операторы продолжат работать.

— Мы контракт подписали и его выполняем. Убытки в связи с ремонтом камер мы однозначно будем взыскивать с тех, кто нападал, — говорит собеседник.

Перед переносными комплексами фиксации предупреждающую табличку не ставят

Те, кто следит за компаниями, которые следят за операторами с камерами


Пресс-служба «Ростелекома» (одного из двух подрядчиков, который выиграл аукцион) в ответ на запрос 45.ru ответила, что компания провела свой конкурс и предоставила 15 переносных комплексов (из 63 камер) другому подрядчику для обслуживания. Каждый снимок с нарушением стоит 149 рублей 15 копеек. А разница между суммой штрафа и стоимостью снимка идёт в областной бюджет Зауралья. Заказчиком фиксации нарушений является правительство Курганской области.

— Данные с переносных постов передаются МФЦ, откуда снимки поступают в ЦАФАП ГИБДД. Там выносят постановления о правонарушении. По контракту за информацию о нарушениях с переносных камер «Ростелеком» получает от МФЦ фиксированную оплату за одну единицу информации, которая послужила основанием для вынесения постановления о штрафе, — поясняет пресс-секретарь ПАО «Ростелеком» в Зауралье Александр Русаков.

Оценивают, правильно ли выставлена камера, — в ЦАФАП, рассказал начальник центра Евгений Лишман

Снимки нарушений могут не принять, если выяснится, что сама камера была установлена с нарушениями. С начала года подрядчикам направили более 100 претензий из-за неправильно выставленных комплексов.

— Кадры нарушений ПДД проверяют сотрудники ЦАФАП: смотрят, где стояла камера, соответствует ли это место разработанной дислокации, проверяется скоростной режим на этом участке дороги, какую скорость показывала камера. Только после проверки мы решаем, привлекать или нет водителей к ответственности. Если камера была установлена неправильно, то данные о нарушениях, полученные с неё, признают некорректными. Тогда постановления по делам об административных правонарушениях не выносят, — прокомментировал 45.ru начальник ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Курганской области Евгений Лишман.

Если гражданин считает, что камера установлена некорректно, он может обратиться в ЦАФАП по пр. Голикова, 25: жалобу рассмотрят и проверят установку комплекса, — добавляет пресс-секретарь МФЦ Олег Туркин и повторяет, что главная цель камер — снижение аварийности.

Представитель МФЦ Олег Туркин пояснил, что за полгода зафиксировано 204 тысячи нарушений

— Считаете ли вы, что стоит не наказывать нарушителей, а поощрять тех, кто ездит по правилам?

— Лично мне бы это было только в плюс: например, если бы начисляли баллы на оплату топлива — я бы больше старался ездить по правилам. Но для кого-то не будет никакой разницы: кто любит гонять — тот и дальше будет гонять, — подумав, отвечает Олег Туркин.

Количество собранных штрафов, рассказывают в МФЦ, при этом растёт каждый год. За шесть месяцев 2018 года штрафов уже выписано на 126 миллионов рублей, зафиксировано 204 тысячи нарушений. Нарушение скоростного режима грозит водителям штрафом от 500 рублей (250 рублей со скидкой при оплате через сайт Госуслуги) до 5000 рублей.

Одна из камер на шоссе Тюнина стоит прямо у пешеходного перехода — водители уже помнят о ней и притормаживают, даже если пешеходов нет
Если у вас остались вопросы о работе камер или вы хотите поделиться своей историей — пишите нам в группы «ВКонтакте» и «Одноклассники».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем