Сотовые мошенники за 2021 год обманули жителей Курганской области на 105,5 миллиона рублей. Такой неутешительной статистикой с 45.RU поделились в региональном УМВД.
105,5 миллиона! Для ясности, это около 60 добротных однушек в Кургане, на эти деньги можно пять раз украсить площадь к Новому году или дважды почти полностью отремонтировать Курганский драмтеатр. Сообщения об обмане зауральцев появляются каждый день, и, несмотря на предостережения полицейских, количество таких уголовных дел растет.
45.RU поговорил со следователем Олесей Седуновой, которая ловит телефонных мошенников в Зауралье и за его пределами. Она рассказала, кто и как обманывает жителей Курганской области, просыпается ли у преступников совесть и почему вычислить их сложно, но возможно. Бонусом УМВД предоставило нам запись разговора курганца с телефонной мошенницей. Спойлер: беседа завершилась не в ее пользу.
Олеся Седунова — старший следователь отдела по расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий СУ УМВД по Кургану. Сотовыми мошенниками занимается с 2017 года, в системе УМВД трудится с 2008 года.
— Какими приемами пользуются телефонные мошенники в разговоре с потенциальными жертвами?
— Если мошенник опытный, то у него хорошо поставлена речь, либо он читает текст по листочку. Он знает и использует все банковские термины. Мошенники иногда используют фоновый шум, другие голоса, якобы работает кол-центр. Это через компьютер и интернет спокойно делается. У потерпевших и не возникает сомнений, что это не сотрудник банка.
Мошенники говорят спокойно, убеждают потерпевшего, что идти и разбираться в банк не нужно. Вместо этого люди оформляют кредиты, а потом эти деньги переводят на телефонные номера. Одна женщина, ей за 50 лет, ходила так пять часов по банкам — ее постоянно держали на связи.
— Что можете рассказать о самих телефонных мошенниках — кто эти люди?
— В основном мошенники — мужчины. Возраст от 22 лет и больше, бывает за 50 лет. Также был у нас и несовершеннолетний в прошлом году летом. Он обманул людей через схему с BlaBlaCar на 17 тысяч рублей. Образование тоже разное у мошенников — среднее, у кого-то высшее, кто-то вообще без образования.
Они все разные. Кто-то потом идет на контакт со следствием, признает вину. Есть те, кто не дает показаний, но после ознакомления с экспертизой признают вину. Есть неумелые, неопытные, хотят быстро денег заработать и обманывают при помощи фишинговых сайтов (фишинг — вид интернет-мошенничества, цель которого — получить идентификационные данные пользователей. — Прим. ред.).
Например, есть у нас сервис BlaBlaCar (платформа, где можно найти поездки с попутчиками на длинную дистанцию, междугородние и международные поездки. — Прим. ред.). Человек хочет из Кургана уехать в другой город, но вместо сайта BlaBlaCar переходит на фишинговый сайт по отправленной мошенником ссылке, вводит данные карты, они попадают к преступникам, и человек теряет деньги. Таких мошенников мы быстро вычисляем. Схожая с BlaBlaCar схема используется с сайтами, где люди продают и покупают товары.
— А мотивы преступники озвучивают?
— Некоторые говорят, что они безработные и у них нет денег. Наркозависимые говорят, что не было денег на вещества. Судимые оправдываются, что с судимостью не устроиться никуда. Хотят легкий заработок.
Есть те, кто раскаиваются, но потом отбывают наказание, выходят и снова совершают. Есть те, кто конкретно помнят обманутых — что говорили им.
«Один заявил: "Мне эту бабушку очень жалко было, я ей потом часть денег вернул"»
Он обманул другого человека и отправил деньги бабушке. Это наш курганский мошенник, ему около 30 лет. Он позвонил бабушке из другого региона, представился сотрудником банка, сказал, что на нее кредит оформляют. Обманул женщину, она ему сообщила номер карты, на которую пенсию получает. Она лишилась примерно 15 тысяч рублей, он ей вернул 10, перевел ей на карту обратно.
— Откуда телефонные мошенники берут номера потерпевших?
— В интернете. Пишут в поисковике — на какие цифры начинаются сотовые номера, например, Москвы, Санкт-Петербурга, потому что там доходы у людей большие. Прописывают примерный номер, набирают и начинают менять по одной цифре и звонить. Выбирают регионы, какие захотят, и наудачу звонят их жителям.
— Бывало ли, что сотовым мошенником оказывался заключенный, который звонил потерпевшим прямо из колонии?
— У нас такое дело сейчас в производстве находится. Он отбывает наказание в другом городе. Как-то умудрялся звонить, представлялся сотрудником банка.
— Можно ли сказать, с каких цифр чаще всего начинаются телефонные номера мошенников?
— По-разному. Если звонят с IP-телефонии, то там номера могут быть 499, 495 и любые другие. Через интернет можно любой номер подключить или подменить свой, получить красивый номер. То есть я могу быть в Кургане, но купив в интернете номер, я буду звонить якобы из Москвы.
«У меня был случай, номер у мошенника определялся так, будто он звонит из общежития Московского театра драмы»
— Расскажите о примечательных делах из вашей практики.
— У нас был случай в Кургане. Женщины из Челябинска ночью позвонили бабушке, представились сотрудниками полиции, сообщили, что ее сын попал в ДТП и сейчас приедет человек, ему нужно отдать деньги. Затем бабушка в течение часа обратилась в полицию. После этого оперативники выяснили, что потерпевшей звонила женщина, проживающая в другом регионе. Вместе с двоюродным братом она на ВАЗ-2114 проезжала транзитом через Курганскую область. Родственники решили переночевать в палатке в пригороде Кургана и позвонили пенсионерке. Причем номер набрали наугад, цифры подобрали. Подозреваемых по ориентировке задержали сотрудники ГАИ на выезде из региона. У них в машине нашли сим-карты и телефоны, а еще подушки, в которых они спрятали деньги пенсионерки.
В другом случае жительница Зауралья звонила москвичам, говорила, что она из банка и что с их карты деньги снимают, и получала данные. 700 тысяч рублей с шести человек получила.
— Кто из зауральцев чаще всего попадается на уловки мошенников — пол, возраст, образование?
— Сейчас у нас в производстве 120 уголовных дел, только 20 из них с женщинами-потерпевшими. Образование у всех разное: и экономисты, и юристы попадаются, от начальников до уборщиков. Возраст в основном от 50 лет, пенсионеры, люди старой закалки, кто не подкован в информационных технологиях. У нас граждане сейчас заняты своими рутинными проблемами и потеряли бдительность, при звонке мошенника могут испугаться потерять деньги и запаниковать.
— Можно ли сказать — как часто удается вернуть украденные деньги потерпевшему (или это уже гражданские дела)?
— Мы принимаем от потерпевшего иск, признаем его истцом, а мошенника — ответчиком. Судья принимает решение о взыскании похищенных денег. Либо на изымаемое у мошенника имущество накладывается арест, его реализуют на торгах, чтобы возместить ущерб. У одной из зауральских мошенниц, которая обманывала москвичей, арестовали и отправили на аукцион кроссовер и так вернули деньги.
Но в основном мошенники — осужденные, безработные и без места жительства, взять с них зачастую нечего, поэтому возмещение ущерба становится проблематичным. Если мошенник отбывает наказание, он может устроиться там на работу, получать зарплату и таким способом возмещать ущерб. Но всё равно не на 100% он возместит.
— Насколько сложно находить сотовых мошенников, какова раскрываемость у таких дел?
— Сложно, но у нас есть сотрудники угрозыска, которые находят преступников. Есть единая для всей России база «Дистанционное мошенничество», куда вносят информацию по преступлениям, связанным с сотовым мошенничеством, хищениями с банковского счета. Так можно узнать, что один и тот же номер мошенники использовали в 10–20 регионах.
Зауральские мошенники часто просят знакомых с автомобилями повозить их по разным местам, в другой район, чтобы было сложнее их местоположение установить во время звонка, определить базовую станцию сотового оператора. Специально путают.
— Кем обычно представляются сотовые мошенники?
— Представляются сотрудниками банка, сообщают, что кто-то пытается оформить кредит или перевести деньги на другой счет. Когда гражданин говорит, что этого не делал, ему предлагают для проверки информации предоставить данные карты (номер, срок действия, код с обратной стороны).
Еще могут представляться сотрудниками правоохранительных органов, полиции. Были те, кто выдавал себя за прокуроров, говорили: «Вам положена компенсация за БАДы». У нас бабушка была, она когда-то звонила, что-то заказывала. Потом ей позвонили якобы сотрудники прокуратуры из Москвы и сказали, что ей положена компенсация за покупку БАДов, так как расследуется уголовное дело. Они даже на почту присылают якобы судебное постановление, указывают в нем, например, Лефортовский московский суд, судью, Ф. И. О. потерпевшей.
Затем мошенники говорят, что якобы приедет проверка, нужен «презент» для проверяющих, потом перезванивают и говорят, что «проще отправить деньги на телефон, чтобы они сами накрыли поляну». Одного такого зауральца осудили, он обманывал потерпевших из других регионов.
Еще часто представляются сотрудниками ГАИ. Мол, ваш родственник попал в ДТП, чтобы отпустили, нужно внести определенную сумму.
— Каков универсальный порядок действий, когда отвечаешь на звонок с незнакомого номера и слышишь про попавшего в беду родственника, исчезающие со счета деньги и прочие сомнительные вещи?
Звоните родственникам, через друзей, знакомых, других родных. Не надо сразу паниковать и собирать деньги. Если вам звонит сотрудник из органов, то он вызовет вас на допрос либо по материалам дела спросит — сможете ли подъехать или сам к вам подъедет.
Если звонят якобы из банка — выслушайте, но тоже кладите трубку. Звоните на горячую линию или сами сходите в отделение, опишите ситуацию. Оператор скажет, что это, скорее всего, мошенники были. Людям же приходят СМС — никому не сообщайте данные. А они всё равно говорят.