
Виктор Контеев с пакетом вышел из колонии
Вечером 19 июня из ИК-5 в Нижнем Тагиле вышел пожилой мужчина в спортивном костюме с затертым пакетом в руках. И в одиночку пошел вдоль дороги. Вряд ли кто-то из проезжающих мимо узнал в нем бывшего вице-мэра Екатеринбурга, чье имя когда-то гремело среди бизнесменов, а последние 14 лет — в криминальной хронике. С 2011 по 2025 годы он был за решеткой.
Виктор Контеев сидел за целый ряд тяжких преступлений — от вымогательства до покушения на убийства. Экс-чиновника приговорили к 21 году лишения свободы, но освободили на шесть лет раньше. Адвокаты и родственники надеялись на такое решение, но, кажется, до конца не верили в него. Поэтому у ворот колонии Контеева никто не ждал — близкие наперегонки выехали в Тагил, только когда судья вынес вердикт.
Основной срок — 18 лет лишения свободы в колонии строго режима — бывшему вице-мэру вынес судья Курганского областного суда Денис Кирьянов летом 2014 года. Тогда его признали виновным в получении взятки, вымогательстве, убийстве зауральцев Волкова и Худякова.
Как мы встретили Контеева у обочины
Заседание областного суда, где решилась судьба Виктора Контеева, шло два часа. Постановление о его досрочном освобождении еще в апреле принял суд Нижнего Тагила, но прокуратура подала апелляцию. Заявив, что Контеев в колонии нарушал дисциплину, трижды получал выговоры, не участвовал в благоустройстве ИК, а со времени его последнего приговора прошло мало времени.
Выслушав доводы обвинения, Контеев взял ответное слово. И растрогал всех в зале своей речью.
«С учетом моего возраста и заболеваний у меня мало шансов отбыть весь срок до его окончания. У меня подрастает два внука и две внучки. Они никогда не видели своего дедушки, и переживать это тяжело. Неужели я не заслужил встретиться со своими родными и внучатами?» — обратился к суду Контеев.
Адвокат Контеева Сергей Колосовский растрогался в суде
Когда судья зачитала решение, что Контеев свободен, его адвокат Сергей Колосовский не смог сдержать слез. А сам вице-мэр попросил как можно скорее отправить бумаги в колонию.
«Ваша честь, на завтра в 8 утра меня зарядили на этап уже», — сообщил Контеев по видеосвязи (его должны были перевести в другую колонию).
Через какое время заключенный всё же окажется на свободе, никто из присутствующих в зале не знал. Решение из суда сначала нужно было доставить в управление ФСИН, чтобы уже оттуда по внутренней связи оно дошло до руководства колонии. Процедура могла занять час или затянуться до утра.
Адвокат Сергей Колосовский, не дожидаясь отмашки по времени, сразу отправился встречать подзащитного, прямо из зала суда. Мы поехали с ним. Когда оказались около ИК-5, рядом не было ни души. Но в нескольких метрах на обочине дороги стоял пожилой мужчина с потрепанным пакетом в руках. Едва ли в нем можно было узнать когда-то влиятельного вице-мэра, который всегда одевался с иголочки, носил дорогие костюмы и обувь.
Контеев у обочины
Это был он. Виктор Контеев, или Витя-Крокодил, как его называли в 90-е и начале 2000-х. Кличку он получил за жесткий стиль управления и беспощадность в бизнесе.
Впервые за долгие годы оказавшись на воле, Виктор Владимирович выглядел потерянным.
«Мы очень рады вас видеть. Давайте сделаем селфи», — предложили мы с адвокатом Контееву. А через секунду осознали, что он скорее всего не знает, что это такое.
Первое интервью Контеева на свободе

Контеев ответил на вопросы журналистов сразу после выхода из колонии
Виктор Контеев был рад видеть журналистов не меньше, чем они его. И первое интервью, как ни странно, началось с его вопросов.
«Ребята с URA.RU, что там у вас?» — поинтересовался только что освобожденный экс-чиновник (Контеев имел в виду ситуацию с задержанием редактора и обысками в URA.RU. — Прим. ред.).
Он признался, что за решеткой старался не выпадать из повестки. И узнавал новости из бумажных газет: выписывал сразу 9 изданий и зачитывал их до дыр. Когда бывший чиновник только оказался на зоне, самым тяжелым испытанием для него стал информационный вакуум.
«На воле я был человеком, который обладает большим объемом информации, и вдруг меня ограничивают от этого — вот это было тяжело. Не условия содержания, а именно информационная блокада».

Чувствовал бессилие. На воле решал вопросы на раз-два, а там это всё тяжело делается.
Первым делом, рассказал Контеев у ворот колонии, он хочет увидеть своих внуков. Тех самых, о которых вспоминал во время последнего слова в суде. Он надеется, что быстро сможет найти с ними общий язык и станет хорошим дедушкой.
«Конечно, мы общались и по телефону разговаривали. Я следил за их жизнью. Это другое поколение, другое воспитание. Мне их по-своему жалко, потому что по 5–7 секций в день. Это то, что мне пока очень сложно воспринять», — признался Виктор Владимирович.
Вспоминать про «Овощебазу № 4», с которой началась его криминальная история, Контеев не хочет. Он говорит, что она принесла слишком много зла ему и его семье. Возвращаться в бизнес не планирует.
«У меня есть социальные и православные проекты. Я займусь конкретно этим. Для души. Это храмы, это детские дома, это СВО. Возраст у меня уже не маленький, я не очень молодой человек», — говорит Виктор Контеев.
Кто такой Контеев
В администрации Екатеринбурга Контеев появился в 1992 году. Тогда он возглавил городской комитет по развитию товарного рынка. А в 2000-м занял пост заместителя мэра.

Контеев был очень известным чиновником
Чиновник, курирующий всю городскую торговлю, мог тягаться по популярности даже с мэром Аркадием Чернецким. Контеев поддерживал местный малый бизнес и ограждал Екатеринбург от федеральных сетей.
В то же время он был грозой розничных торговцев. Каждый в городе знал наизусть контакты его пейджейра: «002, абонент Контеев», на который чиновник лично принимал жалобы от клиентов. Такая обратная связь обеспечила ему невероятную узнаваемость.
Его задержание в 2011 году стало настоящей сенсацией. Высокопоставленного чиновника обвинили в вымогательствах и заказных убийствах.
Овощебаза № 4
На посту вице-мэра Виктор Контеев отвечал за потребительский рынок Екатеринбурга, а его семья владела 4-й овощебазой, спор из-за которой и привел чиновника на скамью подсудимых. В конце 2004 года Контеев через посредников вымогал у директора овощебазы Татьяны Русиной деньги. Она откупилась долей в уставном капитале организации, ее рыночная стоимость оценивалась в 77 миллионов рублей. После этого заместитель мэра стал получать часть прибыли от работы базы.
В 2004 и 2006 годах, как доказало следствие и суд, он был замешан в убийстве представителей ОПС «Уралмаш» Андрея Волкова и Валерия Худякова — они контролировали таможенный пост в городе Петухово Курганской области и за деньги помогали «решать вопросы» с завозом товаров. После растаможки овощи и фрукты направляли на базу в Екатеринбург.
На контроль претендовала и другая группировка, в которой важной фигурой был Дмитрий Кайль по прозвищу «Немец». Группировка называлась «Глазовские» и действовала в интересах Контеева. Именно от Кайля вице-мэр потребовал устранить конкурентов, которые мешали бизнесу.
В 2009 году Контеев отстранил Татьяну Русину от управления овощебазой. Она осталась не у дел, но годы спустя отомстила — дала показания следствию и дело Контеева пополнилось обвинением в вымогательстве и легализации имущества, полученного преступным путем.
За эти преступления бывшему чиновнику дали 18 лет.
Второй приговор

Контеев во время приговора в 2023 году
Уже в 2023 году Виктор Контеев, который к тому моменту провел за решеткой почти 11 лет, мог бы претендовать на условно-досрочное освобождение. Но именно в этом году ему вынесли новый приговор и добавили к сроку еще три года по делу о вымогательстве, покушении на убийство, мошенничестве и отмывании денег.
По данным следствия, в 2009 году ОПГ, которую создал Контеев, вымогала у курганского предпринимателя Максима Краснова долю в уставном капитале компании ООО «Урал» стоимостью 3,6 миллиона рублей.
Фирма занималась таможенным оформлением фруктов, которые затем отправлялись в Свердловскую область. Максим Краснов отказался сотрудничать с Контеевым. А тот решил его устранить.
Бывшего вице-мэра обвинили в том, что в 2010 году он разработал план убийства бизнесмена, который ему не удалось довести до конца. Но Контеев похитил 50% акций компании.
Защита Контеева заявляла, что на самом деле у Краснова нельзя было вымогать имущество, так как фирма принадлежала его брату. Адвокаты считают, что второе уголовное дело возбудили как раз для того, чтобы он не смог выйти на свободу раньше срока.
Когда в 2025-м решался вопрос об УДО, все потерпевшие по делу Контеева заявили, что не против его освобождения.
«Я не лезу в первый приговор, я там не участвовал, но по второму приговору я считаю, что Контеев осужден незаконно. Все всё знают, все всё понимают. Потерпевших в эту историю призвали достаточно искусственно. А когда они разобрались, не захотели быть инструментом в чужих руках. И последовательно заняли позицию, что Контеев не виноват», — рассказал адвокат Контеева Сергей Колосовский.
«По самому больному ударили»
Спустя сутки после того, как Виктор Контеев вышел на свободу, Ленинский районный суд Екатеринбурга продлил меру пресечения его жене Ларисе Контеевой. Ее оставили под домашним арестом до 22 июля.

Ларису Контееву разыскивал Интерпол
Ларису Контееву обвинили во взятке и вымогательстве. По версии следствия, они вместе с мужем в 2010–2011 годах под угрозой насилия склоняли директора 4-й овощебазы Татьяну Русинову сделать их соучредителями предприятия. Сумму за вход в бизнес супруги предлагали намного ниже рыночной.
Жена вице-мэра сумела уехать из России, после чего в 2012-м ее объявили в федеральный и международный розыск. В декабре 2024 года она внезапно вернулась и ее сразу же задержали силовики.
Исходя из решения суда, Контеевой запрещено пользоваться телефоном и выходить в интернет, а также общаться с другими участниками уголовного дела. Среди которых и ее супруг.
«Надеюсь, что у супруги тоже всё будет нормально. Когда следствие чувствовало бессилие в отношении меня, они начали ломать мою семью. По самому больному ударили», — сказал после выхода из колонии Виктор Контеев.
Все новости о деле Контеева мы собираем в отдельном разделе.