Среди промышленных и складских помещений на улице Омская в Кургане затерялась небольшая мастерская художественной керамики с теплым и весенним названием «Май». Мастерскую керамистка Александра Менщикова открыла зимой, но ремонт до сих пор не закончен. 45.RU сходил в гости к мастеру, посмотрел, как создаются шедевры из глины, и узнал, приносит ли такой «бизнес» прибыль.
Переступив порог мастерской керамики, сразу попадаешь в другой мир, далекий от суеты рабочих будней. Встречает хозяйка — улыбчивая девушка Александра, в окружении изделий из глины.
Александра рассказывает: она всегда была творческим человеком, ходила в художественную школу, увлекалась рисованием и скульптурой. Но о существовании художественной керамики узнала только в приемной комиссии института, куда в 2012 году пришла поступать на архитектора. На профессию мечты девушка не прошла по баллам, зато в керамику влюбилась с первого урока в институтской мастерской.
— В керамике можно создавать объем, можно выбирать композицию, форму, цвет, работать в плоскости и в объеме. Можно выражать себя как художник и решать технические задачи, например, у разных глин разные свойства. Глина не только по цвету отличается, но еще по температуре обжига, по тому, какой высоты и толщины можно сделать из нее изделие, какой оно будет прочности. Устал лепить — пошел тарелочки раскрашивать. Надоело — пошел глазурь смешал, обратился к химии, узнал, как краски получаются. Занимаешься малой формой, сувениркой, можно парковую скульптуру двухметровую слепить, — перечисляет возможности мастер.
Александра вспоминает: однажды она поняла, что с момента выпуска из института не создала ни одного нового изделия, только учила других. На фестивали, выставки и симпозиумы ездила с вузовскими работами. Она решила все изменить. Приехала из Тюмени в Курган. Александра здесь родилась, тут живут ее родители. В Кургане она решила открыть собственную мастерскую.
— Летом 2018 года начала ремонт в помещении. Здесь заново провели отопление, свет поменяли, канализацию проложили. У моих родителей строительная фирма, и они мне помогают, например, давали рабочих для сложной работы, которую я сама не могла сделать. Сначала хотела все сама делать, но не получилось: в какой-то момент у меня сломался перфоратор. Я приуныла и потом думаю: ладно, я буду только красить, шпатлевать, выбирать всю мебель, — говорит Александра.
Зимой мастерская открылась для коллег и учеников. Только за день ее посетили около 40 человек, а также все курганские керамисты и гончары.
— В Садовом у нас живут Татьяна и Валерий Кокоревы. Они делают изразцы. Я у них свою первую керамическую работу сделала, лет десять назад. Я им написала: «Я у вас когда-то была на занятии, и теперь занимаюсь керамикой». Они пришли на открытие и принесли штуку, которую я у них сделала и забыла. Я думаю: «Ничего себе, как сохранилось», — рассказывает девушка.
Александра вспоминает: в работу с глиной влюбилось сразу. Но простым гончаром быть не хотела, поэтому стала керамистом. Это более широкая специальность. Работать можно с любыми видами глины, в разных техниках.
— Есть жесткая глина с шамотом — это маленькие камешки из уже обожженной глины, перемолотой в мелкое зерно, добавленные в чистую сырую глину. За счет шамота появляются прочные стенки. Ее в обжиге не деформирует и она на ощупь жесткая, чувствуются крупинки. Если ее на гончарный круг положить, рукам будет больно. А есть мягкие глины, с ними легко работать на круге, — делится тонкостями работы с глиной керамистка.
— Есть такая вещь — обжиг-раку. Это пленэрный обжиг — японская техника. Но у японцев это были такие маленькие чашечки, а у нас большие изделия. Там в печи набираешь температуру больше тысячи градусов, потом из печи достаешь щипцами раскаленную керамику, кидаешь в чан с опилками и плотно закрываешь, это все горит в дыму. Нужно, чтобы получились металлизированные эффекты глазури. Например, медная глазурь — зеленая, в обжиге–раку она восстанавливается до красного, появляется металлический блеск. А если черепок был белым, он становится задымлено-серым, — рассказывает о технике окрашивания изделий девушка.
Проще всего окрашивать изделия с помощью цветных глин — это техника называется ангоб. Можно покрасить скульптуру с помощью солей различных металлов, тогда на изделии появится красивый акварельный эффект, глазури.
— Это как молотое стекло, только стекло чуть другого состава. Если взять наши оконные стекла и размолоть, такого эффекта не получится, — перечисляет Александра.
Изделия, если после обжига цвет устраивает, можно даже не красить. Единственное исключение — посуда. Глина — материал пористый, она даже после обжига продолжает впитывать воду, и неокрашенное изделие будет протекать.
Александре ближе всего изготовление небольших скульптур, светильников, брошей. Все эти работы можно найти в мастерской, что-то уже украшает интерьер, а что-то еще в процессе работы.
Лепит девушка чаще всего для выставок керамистов (на них она ездит несколько раз в год), в подарок, реже — на продажу. Говорит, в маленьком городе сложно продавать керамические изделия. Если только на интернет-площадках и потом отправлять покупателю.
— Люди удивляются у нас, когда называешь цену. Народ не сильно понимает, почему такая цена — четыре тысячи рублей за тарелку, с натюрмортом тысяч семь–восемь. На одну тарелку уходит часов 30 работы, это три–четыре обжига в электропечи. Еще надо материал купить. Магазины для керамистов с материалами находятся в Москве, Питере, Новосибирске, Красноярске. У нас такая небольшая керамическая пропасть, я имею ввиду весь Урал и Западную Сибирь. Поэтому за глиной либо 2000 километров на восток или 2000 километров на запад надо проехать, — объясняет из чего складывается цена готового изделия Александра Менщикова и добавляет — Поэтому на зарабатывание денег керамикой я не настроена.
Ради денег девушка подрабатывает в фирме родителей. Редкие заказы тоже помогают держаться на плаву. В планах — набрать группу учеников, чтобы передавать свои знания о свойствах глины, надглазурной росписи изделий, обжига. Но главная мечта курганской керамистки — создать в Зауралье фестиваль керамики и гончарного искусства. На таких мероприятиях, говорит девушка, можно не только заработать деньги, продав готовые изделия, но и познакомиться с новыми техниками работы с глиной.
— Керамическая среда дружелюбная, никто особо не скрывает, как он что-то делал. Такая здоровая конкуренция, потому что если все вокруг тебя будут расти, ты тоже вырастешь. Я первый раз стою глазею на что-то, думаю: «Как, как она это сделала?». Подходит человек и объясняет, — рассказывает Александра Менщикова.
— Хочется, — говорит девушка. — Чтобы и в Кургане была площадка, где можно было бы обсуждать керамику и знакомить с ней других людей.
— Я бы хотела сделать какую-нибудь выставку. У меня всегда была такая патриотическая идея. Я думала: «Почему все считают Курган дырой? Надо сюда переехать и развивать его». Если не развивать город, то он так дырой и останется, — говорит Александра.
Екатерина Лопатина