У мастеров тату в Кургане график расписан на недели вперед. Заказов много, свободного времени почти нет. Желающим сделать тату у конкретного мастера приходится занимать очередь. Желания клиентов ограничены только деньгами — даже фантазию за них готовы проявить мастера. Татуировки в Кургане носят не только подростки, но и пожилые учительницы, кузнецы и ревизоры. 45.RU поговорил с мастером, чьи работы можно встретить в разных точках земного шара. Мастер Денис Пахомов о том, что и как бьют в Кургане.
От кольщика в СИЗО до владельца салона
Денису Пахомову 38 лет. Татуировками он занимается уже более 8 лет. Его студия находится на девятом этаже в «Доме Быта». Вместе с ним работают ещё несколько мастеров.
По словам Пахомова, желание заниматься искусством передалось ему по наследству.
— У меня родители — художники-самоучки, и мне дар передался. С 12 до 16 лет учился в художественной школе. Потом хотел быть архитектором. А судьба развернулась, и я стал строителем, — рассказывает Пахомов.
Мастер отучился в строительном техникуме и академии, после чего открыл свой бизнес — строительно-монтажное управление. Работать было интересно, но тяжело, вспоминает мастер. В строительной отрасли продержался с 2001 по 2011 год.
Строительный бизнес часто бывает связан с крышеванием и бандитизмом, говорит Пахомов. Однажды он занялся крупным заказом, неизвестные напали на него самого, его жену.
— Напали с ножом. Я профессиональный спортсмен, с 6 до 20 лет занимался единоборствами, поэтому получилось небольшое фиаско со стороны нападавших, которые превратились в потерпевших. Мы судились как за самооборону, а получилось так, что мне дали статью «Причинение тяжкого вреда здоровью умышленно». В декабре 2011 года дали 4,5 года, отбывал в ИК № 2 — вспоминает Пахомов.
В СИЗО будущий тату-мастер не растерялся, начал лепить из хлеба бусы, писать стихи. С поэзией у Пахомова не получилось. Зато по совету одного из бывалых заключенных Денис стал кольщиком.
Первый месяц Пахомов потратил на сбор кустарной тату-машинки. Аппарат состоит из моторчика, прикреплённого к ложке самодельной струной.
После этого Денис начал вникать в тонкости работы тюремного кольщика.
— Первой татушкой был тигр размером 15х15. Я был рад и счастлив, что он получился. Сейчас вспоминаю, что не настолько удачная татуировка была, но тогда мне тигр очень сильно нравился. После тигра был подъём в деятельности кольщика, — делится Пахомов.
В колонии для татуировок и наколок использовали канцелярские чернила для перьев, они сильно раздражали кожу. Пахомову такой материал не нравился, поэтому он начал искать другую краску и деньги на неё. Денис делал татуировки, получал за них сигареты, обменивал табак на деньги и после этого покупал профессиональные краски.
При помощи кустарной машинки и хорошей краски получались отличные работы, говорит Пахомов. Самые лучшие татуировки тигров, драконов, зверей, при взгляде на которые не возникает мысли, что они сделаны в тюрьме, копились в портфолио. За такой работой 4,5 года пролетели незаметно, вспоминает мастер. После выхода Денис вместе с супругой решил попробовать себя в тату-бизнесе.
Пахомов начал копить деньги на первую профессиональную тату-машинку и открытие студии. Для этого он работал тренером в спортзале и мастером в одном из салонов красоты. Параллельно мужчина развивал свою группу в соцсети «ВКонтакте».
После того как был накоплен первый капитал, супруги Пахомовы решили организовать тату-студию. Открывали её сумбурно (улыбается Пахомов) — за один день они с женой арендовали помещение, заключили договор и в тот же день приняли первых клиентов. Позже Пахомов начал обучать других мастеров тату и перманентного макияжа. Некоторые из них уходят, некоторые остаются.
Пахомов рассказал, что когда делает эскизы татуировок, то вдохновляется всем.
— Я вдохновляюсь тобой, вдохновляюсь видом из окна. Даже бабушка, которая кричит: «Эй ты, куда ты лезешь, это мой автобус!» — я даже ею вдохновляюсь, потому что даже этот небольшой негатив помогает дорисовать к злобной татуировке какую-то мелочь, без которой она бы злобно не смотрелась. Вдохновляет «Марвел», фильм любой, нет пустых дней, — делится Пахомов.
«Штрихкод как у героя сериала "Мажор", крылья как у Лазарева»
Желающих забиться среди курганцев становится всё больше, рассказывает мастер.
— Интерес растёт, это становится модным и популярным. Забиваются звёзды, известные люди, актёры. Поэтому наша молодёжь хочет быть похожа на них. Штрихкод как у актёра из сериала «Мажор», крылья как у Лазарева на руках, — улыбается Пахомов.
К мастеру обращаются клиенты из других городов и даже стран. В студии стоит глобус, усеянный флажками. Они обозначают места, откуда клиент Пахомова приехал. В студии побывали клиенты из Африки, Ямайки, северных регионов России и т. д.
За татуировками в студию Пахомова приходит в основном молодёжь от 16 до 22 лет. В приоритете у курганцев татуировки с волками, пионами, медведями, цветами, лисами, надписями. Самые интересные работы — художественные, цветные, мультяшки, такие в Кургане пользуются малым спросом. В крупных городах — Санкт-Петербурге, Екатеринбурге — вкусы у людей поинтереснее, считает Пахомов.
Девушки приходят к Пахомову за татуировками чаще парней. Заказывают цветы, лисиц, птиц, ласточек. Стилистика разная, от абстракции до художественной, говорит Пахомов.
Молодые люди в основном предпочитают волков и медведей. Тигров, гепардов и леопардов в художественном стиле бьют редко, вздыхает мастер — эти работы самые сложные и интересные.
— Не знаю почему, может быть, у нас Сибирь, поэтому все любят медведей или хотят проявить свой характер в образе медведя, — смеётся Пахомов.
Самые редкие заказы мастера — тигры и художественные татуировки. По словам Пахомова, он всегда рад необычной работе. К примеру, за корабельную и пиратскую тему мастер готов даже скидку сделать. Если же предложенный эскиз Пахомову кажется неинтересным, он предлагает клиенту разнообразить его какими-то деталями. Соглашаются почти все. В итоге доволен клиент, потому что цена не выросла, и доволен мастер, потому что работа ему нравится.
В основном к Пахомову клиенты идут с готовым эскизом, таких около 70%. Остальные либо вообще не знают, что хотят бить, либо мастер помогает им с завершением эскиза будущей татуировки. Иногда приходится разрабатывать эскиз с нуля, говорит Пахомов. В таких случаях помогают, к примеру, вопросы о знаке зодиака. При помощи ответа определяют несколько тотемных животных, дополнения к ним и стилистику рисунка. После этого можно выбрать десятки тысяч вариантов, говорит Пахомов.
«Татуировка не вещь, снять нельзя»
По словам мастера, около 40% клиентов делают тату, следуя моде, потому что так делают звёзды. Таким клиентам Пахомов всегда пытается объяснить, что татуировка — это не вещь, которую можно при желании снять. Если владелец тату решит избавиться от неё, то придётся либо удалять рисунок, либо делать перекрытие, это очень дорого и сложно.
Пахомов делал у себя в группе несколько опросов, которые показали, что 30% клиентов готовы сделать татуировку, неважно где и как, лишь бы дешевле. Мастер советует не экономить на тату и идти за ними в студии. Молодым клиентам Пахомов старается делать скидки, чтобы они не делали тату где попало. Пахомов также готов при необходимости идти на уступки и снижать цену, если денег у желающего на татуировку не хватает. Когда приходят несовершеннолетние с родителями, мастер может уменьшить цену наполовину, чтобы подросток потом не сделал татуировку неизвестно у кого, каким инструментом и в каких условиях.
Почём медведь на полспины и Великая Китайская стена на руке
Цена татуировки складывается из нескольких показателей, рассказал мастер.
— У нас одна игла, один модуль, стоит от 100 до 150 рублей за штуку. Только по расходникам на большую работу уходит от 1,5 до 2 тысяч рублей, если, к примеру, плечо делать. Расходник вроде недорогой, денег немного уходит, но работа ценится по производимости часов. У меня в среднем работа стоит от тысячи до полутора тысяч рублей в час. Так и определяю цену. Иногда могу скидывать цену, в зависимости от благосостояния клиента, — уточнил Пахомов.
Самая дорогая татуировка, сделанная в студии, стоила 50 тысяч. Клиент захотел полностью забить предплечье художественным тату.
— Человек приходил, кредит дали ему на 50 тысяч. Он пришёл с картой кредитной и сказал: что можно сделать на 50 тысяч рублей? Клиент заказал медведя на полспины от плеча до плеча и забивку обоих плеч. Это был байкер местный, очень грамотный одинокий электрик, занимается оборудованием. Очень интересный человек, мне было приятно делать ему татуировки, общаться с ним, — говорит мастер.
Пахомов припомнил ещё одну дорогостоящую татуировку, которую делал клиенту.
— Парень как-то приходил, рукав делал (большая татуировка или коллекция более мелких татуировок, единые по теме и покрывающие большую часть или всю руку человека, обычно от плеча до запястья. — Прим. ред.). Мы с ним договаривались на 35 тысяч рублей. Сделал я ему рукав, он остался настолько доволен, что сверху оставил ещё десять тысяч рублей. Это была китайская тема: Великая Китайская стена, тигр в воде и синий лотос, — рассказал Пахомов.
Часто к нему обращаются клиенты, с которыми плохо поработали другие тату-мастера. В таких случаях приходится делать перекрытие. Работы в основном получаются тёмные, их делают, чтобы закрыть несовершенства предыдущей татуировки. Пахомов признается, что приходится поломать голову, как сделать, чтобы старого рисунка не было видно.
— У нас был такой случай — отдал клиент 25 тысяч рублей за рукав. Приходит ко мне и показывает, а там даже тени не разведены. Я ему сказал: тебе надо ещё 35 тысяч заплатить, чтобы всё это исправить. В итоге рукав ему вышел в 60 тысяч рублей, чтобы просто привести в нормальный вид, — вспоминает Пахомов.
Он подчёркивает, что перед походом к мастеру нужно обязательно посмотреть его портфолио с предыдущими работами, чтобы не испортить тело и не потратить деньги зря.
Табу и бред
Денис Пахомов может отказаться от работ над некоторыми татуировками. В их числе тату в интимных зонах. Такие татуировки мастер делать не берётся.
— Однажды ко мне парень приходил, подпитый чуть-чуть, как мне показалось, и говорит: «Можно мне на лице два слова написать?» Говорю: «Какие?» Первое слово — матерщина, второе тоже, что-то вроде «ударю слабаков», и прямо на лице. Это единственный человек, которому я сказал: «Идите проспитесь, а потом, если придёте, мы с вами ещё раз поговорим». Он согласился, ушёл и больше не возвращался. Такие глупости и бредовые татуировки делать неправильно, — уверен Пахомов.
Были в работе у мастера случаи, когда клиенты требовали тату с жуткой или безумной тематикой. Пахомов рассказал, что в таких случаях пытается понять замысел человека и предлагает облагородить татуировку, дополняя её либо убирая элементы.
— В итоге человек уходил с нормальной татуировкой, а не с бредом, — вспоминает Пахомов.
Однажды к мастеру пришёл клиент и попросил набить скелет в гробу. Пахомов убедил клиента, что гроб не нужен, суть работы сохранится и без него. В итоге гроб на татуировке убрали, скелет оставили.
«Она всю жизнь хотела тату с цветами»
Все интересные и забавные истории, о которых клиенты говорить не хотят, остаются в студии, говорит Пахомов. У них действует закон, как в исповедальне, — то, что происходит в салоне, остаётся в салоне. Клиенты это знают и чувствуют себя в студии раскованно. Некоторые просят не выкладывать их татуировки в соцсети. Но несколько запоминающихся случаев из своей практики Пахомов всё же рассказал.
Периодически к мастеру приходят возрастные клиенты.
— Недавно приходил дед, ему 70 лет. Он набил себе портрет своей возлюбленной на плече. Приходила учитель русского языка лет 55–60. Она всю жизнь хотела себе тату с цветами, но профессия не позволяла. Она пришла и всю икру себе цветами цветными забила в стиле акварель. Писала мне: «Я как-то вышла на линейку без колготок, потому что тепло. Мне коллега сказала: "Ты с ума сошла, дети же увидят?" Я говорю: "И что, я всю жизнь была учительницей, сейчас что-то поменялось?"», — вспоминает Пахомов.
Среди клиентов был ревизор из Пензы. Он с женой приехал проверять работу местных заводов. К Пахомову супруги приезжали с ребёнком. Работали мастера с клиентами 12 часов — оба супруга били татуировки, вспоминает Пахомов. Клиенты остались довольны, подарили картину и глобус, тот самый, который сейчас испещрен цветными флажками.
Приходил к Пахомову кузнец, который в благодарность за татуировку подарил мастеру кованый металлический стол. Рука, находящаяся в основании стола, повторяет руку самого Пахомова. Потом кузнец подарил салону много кованой мебели.
Настоящих мало, потому что это искусство
В Кургане и области, по оценкам Пахомова, насчитывается несколько десятков тату-мастеров. Однако настоящих профессионалов около десяти.
— Человек должен подходить к татуировкам с душой, делать их не на скорую руку. Я бы назвал это очень тонким искусством, это не просто взять в руки машинку и набить что-то, — считает Пахомов.
По его мнению, в Кургане многие мастера считают друг друга конкурентами. Пахомов считает, что должно быть иначе.
— Мы все коллеги, и мы должны общаться, хотя союз тату-мастеров не соберёшь. А было бы классно создать своё сообщество, — вздыхает Пахомов.