Со среды на четверг, 6–7 июля, в России отмечают праздник Ивана Купалы. В Курганской области масштабные празднования пройдут в Частоозерском районе и в городском ЦПКиО. Как к обрядам относится Курганская епархия, рассказал руководитель миссионерского отдела епархии иерей Алексей Плохов. Публикуем его мнение.
Кто такой Купала?
Сами славяне до принятия христианства письменности не имели, и сведения о них мы черпаем из западных, византийских и арабских трактатов. Эти источники повествуют в основном о внешней истории жизни наших предков, географии расселения, войнах, военном устройстве, отношениях с соседями. Представления о внутренней жизни славян, быте, культуре мы получаем на основании археологических данных.
Но тут надо понимать, что этногенез славян представлял собой длительный процесс, включающий в себя как славянские, так и неславянские элементы. Собственно же русский народ сформировался из восточнославянских племен, объединившихся в период Древней Руси и, по историческим меркам, практически сразу же принявшим христианство. Поэтому говорить о дохристианской истории именно русского народа неверно, так как его история начинается с крещенской купели равноапостольного князя Владимира.
Что касается самого праздника Купалы, то древние славяне о таком никогда не слышали. Первое упоминание некоего божества — Купалы — появляется в XVII веке в Густынской летописи и является ошибкой автора, которую впоследствии повторили ранние исследователи славянской мифологии.
«Праздник Ивана Купалы — несомненно христианский»
А само слово «купала» — это буквальный перевод с греческого на славянский эпитета Иоанн Предтечи — Креститель, что можно понять как купать, погружать. Таким образом, Иван Купала — это народно-христианское название праздника Рождества Иоанна Предтечи.
Утверждение же некоторых современных «реконструкторов» язычества о том, что после Крещения Руси христиане специально заменили языческий праздник на свой, и вовсе не выдерживает никакой критики, поскольку традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами, а в начале IV века праздник был введен в христианский календарь. Сами понимаете, что в те времена о славянах если и вспоминали, то крайне редко.
Традиции прыгать через костер, собирать траву, жечь чучела, скатывать с возвышенности горящее колесо как символ солнца, купаться голыми в водоемах, нельзя назвать чисто славянскими. Эти традиции были распространены у многих языческих народов, например, в Германии. Также мы встречаем подобные описания у Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского, проживавшего в Константинополе в начале XII века.
Празднование возжиганием костров и прыжками через них осуждает еще 65-е правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Стоглавый собор 1551 года также, осуждая разгул купальских празднеств, четко возводит их к эллинскому, то есть греческому, язычеству. Здесь усматривается прямая параллель с вакханалиями — мистическими оргиями в честь бога виноделия Вакха (Диониса).
«Считать молодежные гулянья, образовавшиеся вокруг Рождества Иоанна Предтечи, духовным наследием нашего народа я бы не стал»
Скорее, это фольклорный изыск массовиков-затейников или ролевые игры неоязычников. Как мы видим, все эти «купалы» не имеют отношения к русской культуре. Подлинные же тысячелетние традиции православной Руси с легкостью отметаются в сторону.
Крайне важно подходить к изучению традиций наших предков с исторической, а не фольклорной точки зрения. Возможно, примерно в это же время имел место быть праздник летнего солнцестояния, который ознаменовался некоторыми традициями гуляний и обрядов. Однако стоит заметить, что дни равноденствий и солнцестояний праздновались практически во всех языческих культурах прошлого, почитание огня и воды также было довольно распространено, и прохождение через огонь очищения или купание в водах имелось повсеместно.
Следовательно, эти практики никак нельзя считать поводом для самоидентичности нашего народа и, конечно, соблюдение молодежных игрищ (которые, как известно из истории, нередко заканчивались пьянством и свальным грехом) былых времен никак не объединяет нас с безымянными «великими предками».
Цивилизационный выбор к величию России наш народ сделал тысячу лет назад, нам осталось лишь не предавать его.
Согласны с автором?