Спектакль «Собачье сердце» (12+), поставленный в Курганском театре драмы режиссером Антоном Бутаковым из Екатеринбурга, отобран на первом этапе в «Золотой фонд театральных постановок России». 45.RU побеседовал с режиссером о городе Кургане, актерах и зрителях, задачах современного театра и планах на будущее.
— Как работалось с актерами Курганского театра драмы? Что удивило?
— Очень лестно и радостно, что наш спектакль вошел в золотой фонд. Это очень важно и для театра, и для меня. Я уже не раз восторгался работой, которую мы провели, и, конечно, актерским составом — абсолютно потрясающим, очень сильным. У нас подобралась сильнейшая команда актеров, и по сути, за полтора месяца мы создали сложнейший технически, морально и с точки зрения актерского мастерства спектакль. Самое удивительное — это, конечно же, Сергей Сергеевич Радьков. Счастливый курганский народ, который может видеть этого потрясающего артиста!
За полгода до спектакля «Собачье сердце» я проводил лабораторию, и мы делали эскиз спектакля, где я познакомился с актрисой Шалимовой Ириной. Это было для меня первое открытие, можно сказать, первая любовь в курганском театре. Ирина — просто потрясающая актриса, с ней было очень круто работать и в «Собачьем сердце».
Сложно кого-то выделять, потому что со всеми ребятами произошел настоящий контакт, все остались в приятных дружеских отношениях. Ну и профессиональный подход к процессу, мне кажется, даже иногда важнее отношений внутри. Этот подход был у всех актеров и у всего коллектива, начиная с цехов, директоров, их заместителей — все очень сильно помогали.
— В чем сегодня видите главную задачу театра? Развлекать, «навевать сон золотой»? Заставлять думать? Шокировать и заставлять «выйти из зоны комфорта»? Или что-то другое?
— Мне кажется, что задача театра никогда не меняется. Театр — это всегда диалог, и задача режиссера — уметь выстраивать этот диалог, говорить со зрителем. А развлекать или быть скучным, заставлять думать, шокировать, эпатировать и всё такое — это уже выбор каждого. Главное, чтобы внутри откликалось. Это самое важное.
Справка: Антон Бутаков — главный режиссер и директор Центра современной драматургии в Екатеринбурге. Родился 16 сентября 1990 года в Казахстане. С 2007 года работал актёром труппы «Коляда-театра». В 2012 году окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Артист драматического театра и кино» (мастерская Николая Коляды). В 2017 году обучался режиссуре в Московском институте современного искусства. С 2021 года занимается кинорежиссурой.
— Как вы продолжите сотрудничать?
— Буквально через несколько дней, 4 февраля, я приступаю к новой работе в Курганском театре драмы. Это будет спектакль по рассказам курганских авторов, посвященный Великой Отечественной войне, под названием «Старая медаль». Эта работа будет совсем другой, чем «Собачье сердце»: гораздо более скромной, тихой, но очень пронзительной историей.
— Как вы познакомились с Курганом?
— Я знаком с Курганом давно, бывал несколько раз на фестивалях. У меня иногда возникало ощущение какого-то курорта — всё-таки юг Урала, приятный климат, приветливые люди. Меня безумно удивило, что центральная улица в 12 ночи была совершенно пустой, никого нет — это круто и необычно.
Город мне понравился, тем более, что одна из моих любимых групп юности, «Психея», родом отсюда, и, возможно, именно этот вайб ощущается.
— Что скажете о публике?
— Всегда немного страшно в новом городе, перед новыми зрителями, которые не знают тебя — это вызывает большую тревогу и напряжение. Были моменты, которые могли бы показаться непринятыми, но думать об этом, конечно, нельзя — надо просто делать своё дело, а остальное рассудит время. Но скрывать не буду, я думаю, все прекрасно знают и подтвердят, что «Собачье сердце» — это главный хит театрального сезона прошлого года и, видимо, этого тоже, потому что попасть на спектакль очень сложно — всегда полные залы, билеты раскупаются очень быстро, и очень большой фидбек (обратная связь — прим. ред.) от зрителей.
Спектакль принят очень тепло, и, мне кажется, тот восторг, который он получает, вполне заслужен. Люди пишут мне в соцсетях благодарности, приезжают зрители из Екатеринбурга, мои постоянные зрители из Центра современной драматургии, и оставляют шикарные отзывы. Они говорят, даже не знали, что в Кургане такой замечательный театр. Мне кажется, это очень важно.
Какой спектакль театра драмы вам запомнился больше всего и почему? Расскажите