Культура Мой Курган эксклюзив «Позвольте мне бунтовать»: в курганском театре поставили спектакль по мотивам «Ямы» Куприна

«Позвольте мне бунтовать»: в курганском театре поставили спектакль по мотивам «Ямы» Куприна

Режиссеру Марии Скорняковой — 19 лет

Артисты театра очень молоды — оценить их игру теперь смогут курганцы | Источник: Театр «Кислород»Артисты театра очень молоды — оценить их игру теперь смогут курганцы | Источник: Театр «Кислород»

Артисты театра очень молоды — оценить их игру теперь смогут курганцы

Источник:

На батарее уютно сушатся носки. Зал вмещает от силы человек 25. Часть зрителей сидит на небольших пуфах, часть — на ковре. Единственное условие — не пересекать край ковра. А так можно на нем даже лежать. Более того, режиссер Мария Скорнякова разрешила всем смело испытывать эмоции — «какие вы хотите». Пока зрители рассаживаются, актрисы уже самозабвенно живут жизнью своих героинь: прихорашиваются перед зеркалом, шьют, скучают на подоконнике. Обитательницу подоконника я сначала приняла за зрительницу: сама бы туда уселась 30 лет назад. Только потом поняла, что уж слишком она неподвижно сидит, да еще и со «специальным» выражением лица.

— Вы на меня сели… Да, прямо на меня! — типичный тихий диалог среди зрителей. Все-таки места не очень много. На пуфиках и ковре — юные девушки и пожилые дамы, все с горящими глазами. Редкие вкрапления строгих мужчин 40+ и вдохновенных юношей.

Сцена отделена от зрительного зала условно | Источник: Театр «Кислород»Сцена отделена от зрительного зала условно | Источник: Театр «Кислород»

Сцена отделена от зрительного зала условно

Источник:

Музыка создает настроение — мелодию сопровождает добродушный мужской смех. Это, не иначе, мир мужского патриархата реагирует на творчество женщин. И напрасно. Удалось Марии и актрисам с актерами этот мир припечатать, беспощадно показать без прикрас.

Действие начинается, мы в публичном доме, а по сути — в женском общежитии. Как-то так получается, что присутствие собственного мужа и прочих зрителей-мужчин мне здесь кажется вызывающе лишним. Слишком это женская история. Никакой чернухи и порнухи, даже социальным спектакль в первом действии не назову. Это не про пороки общества, а про метафизику пола. Как такое получилось у 19-летней девочки-режиссера, для меня загадка. От Куприна отошли далеко, хотя типажи его узнаваемы.

Что значит быть женщиной? | Источник: Театр «Кислород»Что значит быть женщиной? | Источник: Театр «Кислород»

Что значит быть женщиной?

Источник:

«Быть женщиной — оправдывать ожидания. Свобода только в том, чтобы выбрать, чьи ожидания ты будешь оправдывать сегодня».

Спектакль длится почти три часа с одним десятиминутным антрактом. Несмотря на неудобный пуфик, время пролетает мгновенно. Всё переплетено, как в жизни — насилие, нежность, глупость, красота, отчаяние, любовь. Финальная фраза — «Мне нравится жизнь».

«Мы все -люди…» | Источник: Театр «Кислород»«Мы все -люди…» | Источник: Театр «Кислород»

«Мы все -люди…»

Источник:

— А как дальше жить? — растерянно спрашивает зрительница.

— Мы каждый раз из театра уходим и не знаем, как дальше жить, — отвечает Мария Скорнякова.

Мария — режиссер и актриса театра «Кислород», в свои 19 лет поставила пять спектаклей. Студентка областного колледжа культуры. «Яма» (16+) 2025 года — уже вторая версия спектакля: актерский состав почти полностью изменился, трактовка другая.

— Каждая девочка в публичном доме может уйти оттуда в любой момент. Но не уходит. Ждет помощи, протянутой руки, которая спасет. А когда эта рука протягивается — уже непонятно, нужна ли она? Героини яркие, талантливые, сильные, способны на многое — но что-то их останавливает и держит в клетке. Хочу, чтобы спектакль заставил задуматься и откопать, что именно мешает изменить жизнь. Чего не хватает — навыка, сил, мотивации? Мой спектакль о любви к жизни, о том, как надо бороться за себя. Социальный акцент остается. Мы не можем забыть, где находимся, и что это за девушки. На предпоказе один из зрителей сказал: поражен, как мы все похожи. Мы все — люди. Человеческая душа священна, как бы ни распоряжался человек своим телом.

Вячеслав Цуцура и Мария Скорнякова | Источник: Анна Сарапульцева / 45.RUВячеслав Цуцура и Мария Скорнякова | Источник: Анна Сарапульцева / 45.RU

Вячеслав Цуцура и Мария Скорнякова

Источник:

Художественный руководитель, директор театра «Кислород» Вячеслав Цуцура родом из села Лебяжье. Преподает в областном колледже культуры, заочно оканчивает ЕГТИ (Екатеринбургский государственный театральный институт) по специальности «режиссер драмы».

— Невозможно было не основать «Кислород». В 2020 году я стал одним из основателей театральной студии «Контекст». Нужна была режиссерская практика, свой театр, чтобы попробовать разные вещи, которых нет в Кургане, которых я не видел. Надо постоянно пробовать что-то новое, иначе заплесневеешь. Знаете, как — ищешь фильм, который хочется посмотреть, но не можешь найти, и приходится самому снимать.

В 2023 году Цуцура ушел из «Контекста» вместе с труппой, около 15 человек ушли с ним.

— Я хотел экспериментировать, мне неинтересно ставить на поток спектакли, куда гарантированно придет массовый зритель. Миссия «Кислорода» на данный момент — собрать единомышленников. К нам приходят люди, которые не боятся рассуждать, думать. Почти ни у кого из моих артистов нет дипломов, но они настоящие профессионалы, хотя не окончили вузы. Не замуштрованы, не закомплексованы, не ограничены законами театра, — рассказал Вячеслав Цуцура.

Что мешает изменить жизнь прямо сейчас? | Источник: Театр «Кислород»Что мешает изменить жизнь прямо сейчас? | Источник: Театр «Кислород»

Что мешает изменить жизнь прямо сейчас?

Источник:

К сожалению, Вячеслав Цуцура собирается в ближайшие пару лет покинуть и Курган.

— Уже почувствовал специфику Кургана и разбил об это лоб, грустно. Не скажу, что будет легко покидать этот город. Вечером после работы сел в автобус — он полупустой. В городе побольше такой возможности не будет — проехаться без толкотни в общественном транспорте. Маленький город, где всё близко — комфортный, но я хочу от окружающих людей большего. Позвольте мне бунтовать. У нас есть те, кто приходит на концерты в филармонию, в театр на серьезные постановки, но тех, кто идет на попсу, всегда будет больше. Иногда мне от этого очень грустно. Что здесь популярно? Спектакль «Мастер и Маргарита», музыка из «Гарри Поттера» — вроде бы искусство, но это уже настолько избито, это уже шаблон. Провинциальные города боятся экспериментов, зрители здесь довольны, когда им всё понятно и привычно, — рассуждает режиссер.

«Каждый раз из театра уходим, и не знаем, как дальше жить» | Источник: Театр «Кислород»«Каждый раз из театра уходим, и не знаем, как дальше жить» | Источник: Театр «Кислород»

«Каждый раз из театра уходим, и не знаем, как дальше жить»

Источник:

Несмотря на провинциальность Кургана, на спектакли «Кислорода» билеты раскупают моментально.

— Изначально хотелось андеграундной тусовки, и это получилось, у нас возник свой зритель, что удивительно — разновозрастный. Я думал, в «Кислород» будут приходить в основном молодые люди, как в «Гулливер» — дети, в драмтеатр — люди возраста 40+. Наш зритель — нестандартный человек, следит за новым, хочет смотреть спектакли, от которых что-то внутри переворачивается. Одна из самых важных для меня похвал от моих зрителей — «спасибо за смелость», — поделился Вячеслав Цуцура.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления