![Артисты театра очень молоды — оценить их игру теперь смогут курганцы | Источник: Театр «Кислород»](https://n1s1.hsmedia.ru/56/81/1c/56811c2b54cd2b14ba7aed84ff410836/656x656_1_6a1eddd78afa8fb37486a357748b584d@960x960_0xcaQNwTer_4227531442267811503.jpg.webp)
Артисты театра очень молоды — оценить их игру теперь смогут курганцы
На батарее уютно сушатся носки. Зал вмещает от силы человек 25. Часть зрителей сидит на небольших пуфах, часть — на ковре. Единственное условие — не пересекать край ковра. А так можно на нем даже лежать. Более того, режиссер Мария Скорнякова разрешила всем смело испытывать эмоции — «какие вы хотите». Пока зрители рассаживаются, актрисы уже самозабвенно живут жизнью своих героинь: прихорашиваются перед зеркалом, шьют, скучают на подоконнике. Обитательницу подоконника я сначала приняла за зрительницу: сама бы туда уселась 30 лет назад. Только потом поняла, что уж слишком она неподвижно сидит, да еще и со «специальным» выражением лица.
— Вы на меня сели… Да, прямо на меня! — типичный тихий диалог среди зрителей. Все-таки места не очень много. На пуфиках и ковре — юные девушки и пожилые дамы, все с горящими глазами. Редкие вкрапления строгих мужчин 40+ и вдохновенных юношей.
![Сцена отделена от зрительного зала условно | Источник: Театр «Кислород»](https://n1s1.hsmedia.ru/27/e6/63/27e66362087894129c21e52b79338232/525x700_1_f10c54d26dbf2eccdf9db98568a4a496@960x1280_0xw7Y17pNb_5726945098130651148.jpg.webp)
Сцена отделена от зрительного зала условно
Музыка создает настроение — мелодию сопровождает добродушный мужской смех. Это, не иначе, мир мужского патриархата реагирует на творчество женщин. И напрасно. Удалось Марии и актрисам с актерами этот мир припечатать, беспощадно показать без прикрас.
Действие начинается, мы в публичном доме, а по сути — в женском общежитии. Как-то так получается, что присутствие собственного мужа и прочих зрителей-мужчин мне здесь кажется вызывающе лишним. Слишком это женская история. Никакой чернухи и порнухи, даже социальным спектакль в первом действии не назову. Это не про пороки общества, а про метафизику пола. Как такое получилось у 19-летней девочки-режиссера, для меня загадка. От Куприна отошли далеко, хотя типажи его узнаваемы.
![Что значит быть женщиной? | Источник: Театр «Кислород»](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/68/3d/dd683da6afff23b2104d09a72414edb9/525x700_1_4db2eee932eee5216b55a014c0857eb9@960x1280_0xvPtfJPgI_8102574141584059235.jpg.webp)
Что значит быть женщиной?
«Быть женщиной — оправдывать ожидания. Свобода только в том, чтобы выбрать, чьи ожидания ты будешь оправдывать сегодня».
Спектакль длится почти три часа с одним десятиминутным антрактом. Несмотря на неудобный пуфик, время пролетает мгновенно. Всё переплетено, как в жизни — насилие, нежность, глупость, красота, отчаяние, любовь. Финальная фраза — «Мне нравится жизнь».
![«Мы все -люди…» | Источник: Театр «Кислород»](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/bf/9b/ffbf9b3fbe030981be0de54dc707137e/525x700_1_d953f658735a6aa06257340f4591f2d7@960x1280_0xGWC9XdOw_9018264317536750631.jpg.webp)
«Мы все -люди…»
— А как дальше жить? — растерянно спрашивает зрительница.
— Мы каждый раз из театра уходим и не знаем, как дальше жить, — отвечает Мария Скорнякова.
Мария — режиссер и актриса театра «Кислород», в свои 19 лет поставила пять спектаклей. Студентка областного колледжа культуры. «Яма» (16+) 2025 года — уже вторая версия спектакля: актерский состав почти полностью изменился, трактовка другая.
— Каждая девочка в публичном доме может уйти оттуда в любой момент. Но не уходит. Ждет помощи, протянутой руки, которая спасет. А когда эта рука протягивается — уже непонятно, нужна ли она? Героини яркие, талантливые, сильные, способны на многое — но что-то их останавливает и держит в клетке. Хочу, чтобы спектакль заставил задуматься и откопать, что именно мешает изменить жизнь. Чего не хватает — навыка, сил, мотивации? Мой спектакль о любви к жизни, о том, как надо бороться за себя. Социальный акцент остается. Мы не можем забыть, где находимся, и что это за девушки. На предпоказе один из зрителей сказал: поражен, как мы все похожи. Мы все — люди. Человеческая душа священна, как бы ни распоряжался человек своим телом.
![Вячеслав Цуцура и Мария Скорнякова | Источник: Анна Сарапульцева / 45.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/bf/e9/0ebfe941da6654226e44dae225e82373/656x296_1_93b9dd25a3df01b9c6a2fae2fa27cd9c@2560x1152_0xfCwBR1rX_1189673562596361863.jpg.webp)
Вячеслав Цуцура и Мария Скорнякова
Художественный руководитель, директор театра «Кислород» Вячеслав Цуцура родом из села Лебяжье. Преподает в областном колледже культуры, заочно оканчивает ЕГТИ (Екатеринбургский государственный театральный институт) по специальности «режиссер драмы».
— Невозможно было не основать «Кислород». В 2020 году я стал одним из основателей театральной студии «Контекст». Нужна была режиссерская практика, свой театр, чтобы попробовать разные вещи, которых нет в Кургане, которых я не видел. Надо постоянно пробовать что-то новое, иначе заплесневеешь. Знаете, как — ищешь фильм, который хочется посмотреть, но не можешь найти, и приходится самому снимать.
В 2023 году Цуцура ушел из «Контекста» вместе с труппой, около 15 человек ушли с ним.
— Я хотел экспериментировать, мне неинтересно ставить на поток спектакли, куда гарантированно придет массовый зритель. Миссия «Кислорода» на данный момент — собрать единомышленников. К нам приходят люди, которые не боятся рассуждать, думать. Почти ни у кого из моих артистов нет дипломов, но они настоящие профессионалы, хотя не окончили вузы. Не замуштрованы, не закомплексованы, не ограничены законами театра, — рассказал Вячеслав Цуцура.
![Что мешает изменить жизнь прямо сейчас? | Источник: Театр «Кислород»](https://n1s1.hsmedia.ru/37/2a/f2/372af214e408b02d42469ac8616c356e/525x700_1_5f438c085b1c545a921158768fd159ea@960x1280_0x1GkEQI9u_0552296843596288860.jpg.webp)
Что мешает изменить жизнь прямо сейчас?
К сожалению, Вячеслав Цуцура собирается в ближайшие пару лет покинуть и Курган.
— Уже почувствовал специфику Кургана и разбил об это лоб, грустно. Не скажу, что будет легко покидать этот город. Вечером после работы сел в автобус — он полупустой. В городе побольше такой возможности не будет — проехаться без толкотни в общественном транспорте. Маленький город, где всё близко — комфортный, но я хочу от окружающих людей большего. Позвольте мне бунтовать. У нас есть те, кто приходит на концерты в филармонию, в театр на серьезные постановки, но тех, кто идет на попсу, всегда будет больше. Иногда мне от этого очень грустно. Что здесь популярно? Спектакль «Мастер и Маргарита», музыка из «Гарри Поттера» — вроде бы искусство, но это уже настолько избито, это уже шаблон. Провинциальные города боятся экспериментов, зрители здесь довольны, когда им всё понятно и привычно, — рассуждает режиссер.
![«Каждый раз из театра уходим, и не знаем, как дальше жить» | Источник: Театр «Кислород»](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/ad/e9/e3ade9c9ac636ddf20361660780acbf0/656x492_1_6a3050faae92b5cf4f53eb9e998676d4@1280x960_0xNwNc2JqU_4529622206504747345.jpg.webp)
«Каждый раз из театра уходим, и не знаем, как дальше жить»
Несмотря на провинциальность Кургана, на спектакли «Кислорода» билеты раскупают моментально.
— Изначально хотелось андеграундной тусовки, и это получилось, у нас возник свой зритель, что удивительно — разновозрастный. Я думал, в «Кислород» будут приходить в основном молодые люди, как в «Гулливер» — дети, в драмтеатр — люди возраста 40+. Наш зритель — нестандартный человек, следит за новым, хочет смотреть спектакли, от которых что-то внутри переворачивается. Одна из самых важных для меня похвал от моих зрителей — «спасибо за смелость», — поделился Вячеслав Цуцура.