
Ребята своими руками делают кукол и пытаются их оживить
В курганском театре кукол «Гулливер» уже 27 лет работает детская театральная студия. Мы спросили у педагогов, как обнаружить в ребенке талант, как сцена раскрывает личность и как приучить детей ходить в театр.
В 1998 году тогдашний директор и режиссер «Гулливера» Наталья Плеханова решила организовать студию, чтобы заниматься с детьми. Набрали вначале три группы — малыши, дети постарше и подростки.
По словам театральных педагогов, в «лихие 90-е» было очень трудно со зрителем. Не до искусства было народу.
— Хотелось привлечь внимание детей и молодежи, воспитать людей, которые любят театр, — пояснила педагог студии, актриса и режиссер театра кукол «Гулливер» Татьяна Леняшина.
Воспитать зрителя удалось — студийцы, их родители, а теперь уже и дети первых студийцев действительно стали постоянными посетителями спектаклей «Гулливера».
Сейчас в студии занимаются около 60 ребят, принимают с пяти лет. Есть две подготовительных группы и три основных — младшая, средняя и старшая. Даже у пятилеток всё серьезно: рисование, актерское мастерство, элементы сценической речи. У ребят постарше добавляется танец и сценическое движение.
Когда студийцы немного подрастают, они начинают создавать кукол самостоятельно.
— Мы придумываем кукол, делаем эскизы, потом ребята своими руками делают кукол и пытаются их оживить, — рассказала Татьяна Леняшина.

Куклы из спектакля «Шляпа волшебника» — в этом году в детской театральной студии его поставили с младшей группой
— До скольки лет дети ходят в театральную студию? — интересуюсь.
— Вообще до 17 лет. Но бывают кадры: ему 21 год, а он всё занимается, — ответила педагог студии, актриса и председатель Курганского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ Оксана Кириевская.
Родителям и детям нравится атмосфера театра.
— Очень приятно, когда в нашу студию приводят детей артисты театра драмы. Это показатель доверия к нам, — добавила педагог студии, актриса театра кукол «Гулливер» Анна Лазарева.
В студию принимают практически всех.
— У нас позиция: все дети талантливы! И это действительно так, — убеждена Оксана Кириевская.
Как раскрыть талант? Через игры, упражнения, общение. Педагоги терпеливо ищут подход к каждому ребенку.
— Каждый год в первый месяц мы с детьми знакомимся, проводим активные тренинги, договариваемся, как будем жить, ставим планы на год. На второй месяц изучаем механику кукол. Потом начинаем разминать материал спектакля, который будем ставить. Присматриваемся к ребятам: кого пристрожить, кого похвалить, кто сможет вести за собой и быть помощником режиссера. Видим, как дети подсказывают друг другу, что еще можно придумать. Очень живой процесс, как река, а мы помогаем и направляем, — поделилась педагогической «кухней» Татьяна Леняшина.
— Наша задача — не актера воспитать, а человека. Актер — редкая профессия. Но если ребенок полюбил театр, он будет любить любой коллектив, научится творить сообща. В студии у детей воспитываем ответственность друг за друга, учим взаимопомощи и, конечно, развиваем фантазию. Ребята меняются: становятся более открытыми, свободными, яркими, не боятся высказывать свое мнение, — пояснила Оксана Кириевская.
— Здесь у скромного ребенка есть уникальная возможность «припрятаться» за куклу, проявить себя сначала через нее, и потихоньку научиться самовыражаться, — добавила Татьяна Леняшина.

Ребята постарше изучают танец и сценическое движение
Если педагоги студии хотят поговорить с детьми о жизни, об ответственности — это легко сделать на материале пьес и художественной литературы. А дети иногда такое скажут, что педагогам остается только конспектировать.
— Обсуждали повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». И ребенок говорит: мальчик в этой повести — это маяк для главного героя! Чудесная ассоциация: ребенок может стать маяком для взрослого, — привела пример Татьяна Леняшина.
— У театра есть интересная функция: смотришь здесь на себя немного со стороны. Как ты себя ведешь, как это на других отражается, как разные люди реагируют на одну и ту же ситуацию. В театре это очень наглядно. И дети учатся общаться, становятся добрее, человечнее, — считает Татьяна Леняшина.
Но все без исключения подростки в театральную студию не пойдут.
— Это осознанный выбор, как правило. Один наш 9-летний студиец Глеб с мамой был в Казани, попали на экскурсию в театр кукол. Там красиво — просто дворец. Мальчик очень заинтересовался, попросил маму купить такую куклу. А мама узнала, что в Кургане есть наша студия и привела сюда сына, — рассказала Анна Лазарева.
— В театре есть такая классная штука — радость. От того, что сделал, что получилось, заряжаешься радостью. Мы обязательно ребенка спрашиваем: от чего ты получил удовольствие на занятиях сегодня? — поделилась Оксана Кириевская.
— Я за то, чтобы не «насиловать», может, ребенок не хочет в театральную студию, а хочет в программисты. Пусть идет туда, куда душа лежит, пусть следует за своей мечтой, это самый правильный вариант, — считает Анна Лазарева.
А как приучить детей ходить в театр?
— Только личным примером. Брать за руку, вести на спектакль. Сам сходил, понял, что это хорошо, привел ребенка. Регулярно ходить в театр, устраивать праздник из этого, водить в театральный буфет, — посоветовала Оксана Кириевская.

Сейчас в студии занимаются около 60 ребят, принимают с пяти лет
Научиться культурно вести себя в театре — тоже нужен личный родительский пример.
— Мы в студии на первом занятии детям объясняем, что театр — это игра. В любой игре есть свои правила, для ребенка это аксиома. Если правил не будет, игры не получится. У зрителя свои правила, у актера — свои. У нас смотрители в зале есть, но не было такого, чтобы кого-то из зрителей выгоняли за неугомонность. Если дети приходят на спектакль с родителями, это по большей части очень воспитанные дети. Подростки к нам недавно приходили на «Дон Кихота», но он так поставлен, так действие держит, что гробовая тишина стояла, попробуй чихни. Когда я на сцене, я, как правило, контактирую со зрителями, здороваюсь, что-то спрашиваю, и могу, не выходя из роли, мягко указать, если что-то идет не так, — пояснила Оксана Кириевская.
— Один нарушитель был просто чудесный на «Щелкунчике». Ребенок лет двух. Он подошел к самой сцене и стоял, устремив вверх глаза, минут пятнадцать. Потом его родители решили усадить, и тогда он заплакал, — вспоминала Татьяна Леняшина трогательный момент.
— Мне нравится, когда дети-зрители эмоционально вовлечены, выражают свои эмоции по ходу действия, это так классно! — считает Анна Лазарева. Во второй половине августа детская театральная студия театра кукол «Гулливер» снова будет объявлять набор, рассказали педагоги.