Уполномоченный по правам человека в Курганской области Борис Шалютин, выступая с ежегодным отчетом о проделанной работе сегодня, 26 апреля, в региональном парламенте, рассказал о выводах, которые были сделаны по итогам проверки Кипельского детского дома.
Напомним, что в ноябре прошлого года в соцсетях появились видеокадры с истязаниями подростком двухлетнего малыша. Тогда к делу подключилась силовики: прокуратура и СКР. Часть работников детского дома уволили, в отношении подростка возбудили уголовное дело.
Занимались вопросом и уполномоченная по правам ребенка Алена Лопатина, и зауральский омбудсмен по правам человека Борис Шалютин. После всех проверок Шалютин пришел к выводу, что детские дома должны подчиняться департаменту образования и науки региона, а не учреждениям соцзащиты, как сейчас. Приводим его мнение, добавив только то, что несколько лет назад так и было, пока детские дома не передали в подведомство ГУ социальной защиты населения региона. Подобные передачи учреждений прошли во многих регионах страны.
Коренная проблема мне видится в ненадлежащей ведомственной принадлежности детских домов. Я регулярно посещаю учреждения системы социальной защиты в Курганской области, и системное знакомство производит хорошее впечатление, иногда даже блестящие. Так, Куртамышский психоневрологический интернат, Шадринский геронтологический центр «Спутник» работают на пять с плюсом, Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья — это восторг! Его уникальный опыт нужно распространять по всей стране.
Это свидетельствует о качественной и системной работе областного управления социальной защиты населения. Но детские дома — это другая тема. Из их стен должны выйти в самостоятельную жизнь готовые к ней люди, освоившие систему социальных ценностей и норм, формирование которых и есть основная миссия детских домов. Эти задачи решаются через воспитательную деятельность, для осуществления которой есть совсем другое ведомство.
Система соцзащиты как федерального, так и регионального уровня не располагает и не может располагать возможностями для того, чтобы сформировать на своей базе целостную систему обеспечения качественного осуществления педагогической деятельности в отношении воспитанников детских домов. Осуществление кадровой политики, обеспечение надлежащего уровня квалификации педагогических работников, их квалифицированную аттестацию, систему подготовки повышения квалификации, систему методической и психолого-педагогического сопровождения... Все указанные функции относятся к сфере образования и просвещения.
Ненадлежащая ведомственная принадлежность учреждений для детей-сирот чревата не только явно выраженным негативными проявлениями, подобными эксцессу в Кипельском детском доме, но и общим снижением качества воспитательной работы. Это не сможет не проявляться в последующей жизни выпускников детских домов, в их недостаточной социализированности, неготовности к самостоятельной жизни, в высокой доле лиц, ведущих антиобщественный, в том числе преступный образ жизни.
Считаю целесообразным сформировать рабочую группу для подготовки компетентного обсуждения вопроса об оптимальной ведомственной принадлежности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Курганской области, с участием Главного управления соцзащиты, Департамента образования и науки Курганской области, уполномоченного по правам ребенка и уполномоченного по правам человека в Зауралье, с участием психологического научного сообщества Курганского госуниверситета, Шадринского педагогического университета и института развития образования и социальных технологий.
Согласны с автором?