RU45
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Кургане

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

1 м/c,

с-з.

756мм 88%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Образование интервью Почему молодых педагогов так сложно найти и что меняет новый ФГОС? Отвечает директор курганской школы

Почему молодых педагогов так сложно найти и что меняет новый ФГОС? Отвечает директор курганской школы

Мы поговорили с Эльвирой Гончар о преемниках, ЕГЭ и статусе профессии учитель

Эльвира Витальевна является создателем авторской школы по проблеме «Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании обществознания»

Единые экзамены для учеников давно стали привычными, высокие требования к педагогам от родителей и надзорных органов, кажется, тоже. О том, на что обратить внимание мамам и папам учеников, чем живет современная школа и зачем нужны единые стандарты, мы решили поговорить с директором школы № 22, которая входит в десятку лучших образовательных учреждений Курганской области. Героем нашего интервью стала Эльвира Гончар — директор МБОУ «СОШ № 22», преподаватель обществознания, права и экономики.

Эльвира Витальевна Гончар имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», нагрудный знак «Достояние образования», награждена Почетной грамотой Минобрнауки РФ.

— Эльвира Витальевна, с 1 сентября 2022 года были введены ФГОС третьего поколения. Как обстоят дела в МБОУ «СОШ № 22», вы уже внедрили 5-дневную учебную неделю?

— В нашей школе мы вместе с родителями давно приняли решение, что ученики с 1-го по 7-й класс учатся по пятидневке. В этом году мы ввели стандарты в 1-м и в 5-м классах, то есть стандарт вошел в начальную и основную общие школы. Главное отличие ФГОС третьего поколения — не наличие пятидневной учебной недели. Отличие — в уменьшении объема часов учебного времени и в том, что теперь изучение родного (русского), второго иностранного языков и родной литературы определяется по желанию родителя. До этого изучение данных предметов являлось обязательным в школах.

Я знаю, что некоторые школы ввели изменения также в 6–8-х классах в пилотном режиме. Это выдвигает определенные требования к учителям: они должны быть готовы преподавать новые предметы, нужны учебники, которых пока нет. Мы решили не спешить, чтобы процесс внедрения шел постепенно и логично.

— Что вы думаете насчет введения единых требований к результатам обучения? Не ограничивает ли такое нововведение творческое начало у детей/учителей?

— Творчество — это деятельность, направленная на создание чего-то нового, ранее не существовавшего. Стандарт не может убить эту деятельность, потому что в такой деятельности у вас есть цель, а цель — это предвосхищаемый результат. Предвосхищаемые результаты как раз и прописаны в стандарте, а какие методы вы будете подбирать, какие средства вы будете использовать для достижения цели и для достижения прописанного результата — это уже ваше право. Это и есть творческий процесс.

ФГОС третьего поколения должен внести порядок в образовательную систему на территории всей страны, чтобы уравнять права детей. Независимо от того, где живет ребенок: в сельской местности или в городе. В новых стандартах более четко и конкретно прописан результат, которого должен достичь ученик, конкретный материал на каждой ступени.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) показали, что размытые требования в образовательной системе приводят к тому, что не все ученики могут успешно пройти контрольные точки. Поэтому единый стандарт не убивает творчество, он просто приводит образовательное пространство к единству, чтобы сохранить возможность качественного обучения для всех детей.

— Как на данный момент обстоят дела в школе с внедрением современных технологий в образовательный процесс учеников? Используют ли в вашей школе компьютеры, интерактивные доски, учатся ли заболевшие ученики дистанционно, есть ли видеоуроки?

— Конечно, мы используем современные технологии. Тот же самый стандарт выдвигает требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса. На это выделяется определенная сумма из бюджета.

На сегодняшний день в нашей школе каждый учитель имеет оборудованное автоматизированное рабочее место: компьютер, подключенный к интернету, мультимедийное оборудование. У нас оборудованы рабочие места учеников не только в компьютерных классах, а их у нас два, но и имеется два кабинета для индивидуальной работы по 10 мест каждый. Мы обновили оборудование в компьютерных классах, заменили старые компьютеры на современные моноблоки. Есть 28 ноутбуков, закуплены зарядные тележки — теперь у нас есть мобильный компьютерный класс.

— И что, кстати, на этот счет говорит Роспотребнадзор про экранное время?

— Во-первых, сопоставим время, которое ученики проводят в своих телефонах, со временем онлайн-урока или проверки домашнего задания. Думаю, что здесь уроки будут отставать.

Во-вторых, есть санитарные правила и нормы, требования к уроку и экранному времени. Сама система дистанционного образования сейчас уходит на второй план в связи с сокращением пандемии. Но даже если урок будет проводиться онлайн, платформа Zoom устанавливает ограничение в 30 минут, и после каждого такого урока детям дается время на отдых и подготовку к следующему занятию. Если рассматривать видеоуроки, то в основном материал дается не более 15 минут, то есть никакого нарушения санитарных норм нет.

К тому же, находясь дома, у родителей есть возможность скорректировать режим дозирования самостоятельно. Заболевшие ученики могут обучаться дистанционно. Всё зависит от их самочувствия.

Школа, родители и ученики

— Изменилась ли мотивация учеников к получению и усвоению знаний? Какой совет можно дать родителям, чтобы мотивировать детей на успехи в школе?

— Для начала нужно понять, что такое мотивация. Мотив — это внутреннее побуждение, рождаемое потребностью человека. Для того чтобы ребенок был мотивирован, он должен осознавать и понимать свою социальную роль ученика. Он должен знать ответы на вопросы «Для чего я учусь?», «Для чего я хожу в школу?», «Что мне вообще всё это даст?».

У многих ребят заниженная мотивация. В большинстве случаев и учителя, и сами родители совершают большую ошибку: вместо мотивации ученика они его стимулируют.

Что такое стимул? Стимул (в Древнем Риме) — это острое копье, пика, которой тыкали быков, чтобы они быстрее бежали. Когда мы стимулируем, мы не порождаем мотив, а просто-напросто подгоняем, в частности такой фразой: «Сделай вот это, а я тебе заплачу/дам/куплю/разрешу». Многие родители платят своим детям за успехи в школе. Некоторые родители запугивают детей введением каких-либо санкций. Самое распространенное — заберу телефон, отключу интернет. Это совсем не те механизмы, не те рычаги, которыми необходимо порождать мотив.

В этой ситуации я призываю родителей:

  • Помнить о психологических особенностях возраста ребенка.

  • Проводить с ним как можно больше времени и бесед независимо от того, как они заняты или устали на работе. Функция семьи должна сохраняться и не заменяться деньгами.

  • Спросите ребенка — как дела в школе. Посмотрите его тетради. Если в тетради ноль записей, то задайте ему вопрос: «А что ты делал на уроке? Зачем ты ходил сегодня в школу? Я был/а на работе и заработал/а деньги. Ты был на работе, что ты сделал?».

  • Учитесь разговаривать с позиции самоанализа со стороны ребенка. Попробуйте спросить после своего монолога: «Повтори, что ты понял». Дети не смогут этого сделать, поскольку их никогда не спрашивали, они и не слушали, что вы там ему говорили. Не нужно говорить за него. Спросите, почему он/а получил два, что ему помешало подготовиться к уроку, что он мог сделать, чтобы получить хорошую оценку?

— Многие ученики и их родители считают, что большинство предметов не пригодятся в жизни, поэтому некоторые предпочли бы выбирать предметы сами, как это делают, например, в западных школах. Как вы думаете, смогла бы прижиться в России такая система? Или в такой системе больше минусов, чем плюсов?

— Понятие «российская школа» — это несколько ступеней: детский сад, основная общая школа, средняя общая школа, высшая школа. Программа составлена таким образом, что ребенок постепенно получает базовые знания по всем предметам. Наука — это система, а система — это единое целое, состоящее из множества частей, тесно взаимосвязанных между собой, и, если в системе выпадает какое-то звено, она дает сбой.

В данной ситуации выбор предметов в начальной или основной школах — это априори глупость. Человек, который хотел бы быть успешным в дальнейшем без знаний окружающего мира, самого себя, основных законов, далеко не уйдет.

Переходя в старшую школу, 10–11-е классы, ученики через профилизацию выбирают предметы для углубленного изучения, которые им понадобятся в будущем, для обучения профессии. А поступая в тот или иной вуз, выбирая профессию, они косвенно выбирают предметы. Однако и в вузах также есть понятие «университетский минимум», ведь базовые знания лежат в основе всех дисциплин. Так что наши школьники тоже не лишены права выбирать предметы.

Я всегда говорю своим ученикам: «Бесполезных знаний не бывает!». Сейчас на рынке труда ценится мобильный работник — человек, который может быстро и легко переучиться, а для того, чтобы он был таким, надо иметь минимальные знания по всем предметам. Поэтому если вы хотите быть успешным, вам в жизни пригодятся все знания, это точно.

— Часто родители выбирают школу для своих детей по принципу «где учился сам, туда пойдет и мой ребенок» либо по отзывам и рейтингу. Какой рейтинг у МБОУ «СОШ № 22»? Стоит ли вообще на них ориентироваться при выборе школы?

— Начнем с того, что каждая школа — это маленькая жизнь. Качество этой жизни зависит от того, какие люди вас окружают, а коллектив — это традиции, ценности, которые определяют людей в этом коллективе. Мы все люди разные, и в каждой школе коллективы разные, поэтому если школа успешна, у нее есть свои традиции, если человеку есть за что ее благодарить, что вспомнить, то для своего ребенка он будет стараться выбрать самое лучшее, он пойдет туда, где ему когда-то в детстве было хорошо. Некоторые наши выпускники даже специально квартиры покупают рядом со школой, чтобы отдать сюда своих детей. Если ученики не приводят своих детей в школу, то это уже вопросы к школе, я как директор огорчилась бы.

Если говорим про рейтинг, то наша школа востребована: она вошла в число лучших школ России согласно исследованию 2022 года от рейтингового агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика»). По данному рейтингу, уже 2 года подряд мы входим в десятку лучших и занимаем 9-е место среди школ Курганской области по успешности поступления детей в вузы.

Нужно ли ориентироваться на рейтинги при выборе школы? Каждый выбирает «для себя и по себе». Думаю, советы здесь ни к чему. Однако стоит помнить, что здесь не срабатывает эффект «соленого огурца»: нельзя просто отдать ребенка в успешную школу и забыть про него. Учеба — это такой же труд, который требует и мотивации, и контроля, и прикладывания усилий.

— По статистике Рособрнадзора, в среднем 54% школьников после 9-го класса целенаправленно уходят в колледж. Как думаете, почему выпускники не горят желанием идти в 10–11-е классы? Это связано со сложностью обучения или основная причина — страх ЕГЭ?

— Здесь точно не боязнь ЕГЭ. Во-первых, на сегодняшний день рынок труда перенасыщен специалистами с высшим образованием, а тех, кто стоит у станка, кто что-то может делать руками, не хватает.

Во-вторых, система профтехобразования тоже модернизировалась. Родители понимают, что ребенок может получить профессию, которая будет востребованной и хорошо оплачиваемой. Если ему будет интересно, то высшее образование он сможет получить легко.

В-третьих, образование — это дополнительные финансовые затраты, а люди стали более прагматичными: родители понимают, что ребенок находится на их иждивении, пока он учится в 10–11-х классах и также 4–6 лет в вузе, а ведь не всегда всё хорошо со стипендиями. Но ведь и не должно быть много людей с высшим образованием, рабочие профессии никто не отменял. Таким людям ничего не мешает стать успешными и по такому пути.

— Вы, кстати, за или против ЕГЭ? ОГЭ?

— Я — за единый экзамен. Самое главное заключается даже в его названии — он единый, то есть и выпускной экзамен школы, и одновременно экзамен для поступления в университет. Он дает всем ученикам единые условия, чтобы конкурировать друг с другом. К тому же сейчас экзамен не такой, как был в 2004 году. Каждый год контрольно-измерительные материалы усложняются. Это не просто тест. Все задания, которые присутствуют в экзамене, проверяют в первую очередь умение ученика воспользоваться знаниями, полученными в школе.

Просто поставить галочку наугад уже не получится.

Школа и учителя

— Идут ли в школу молодые педагоги, какой процент из них остается?

— Пожилых педагогов у нас много, и их больше, чем молодых, — это факт. В этом году у нас 10 молодых специалистов. Найти этих десятерых было крайне сложно. У меня вообще в какой-то период времени наступало отчаяние. Я очень переживала, что преподавать будет некому. Хоть закрывай всё и расходись. В школу молодежь идет очень тяжело.

Конечно, это связано с уровнем оплаты труда, но далеко не только и не столько с этим:

  1. С требованиями к уровню самодисциплины и ответственности. Я говорю о режиме работы. Мало где встречаются профессии, когда после рабочего дня ты приходишь домой и продолжаешь готовиться к следующему рабочему дню — продолжаешь работать. Несмотря на то что я работаю уже 35 лет, каждый день я продолжаю готовиться к занятиям, потому что все дети разные и подход к ним разный, а значит, необходима подготовка к урокам. В общем, приходится до сих пор «учить уроки».

  2. С психологическим напряжением, с которым приходится сталкиваться педагогу в общении с учениками и их родителями. Родители такие же разные, как и дети. Здесь необходимы выдержка и такт, которых у молодого поколения, в силу их опыта, пока нет или их не хватает.

  3. Со статусом профессии. Профессия учителя перестала цениться. И это плохо. Будущее страны зависит от учителей, и если нет учителей, то и будущего у страны тоже нет.

Однако тот факт, что молодые пытаются вернуться в школы, я считаю, это уже большой плюс. Некоторые остаются в профессии, но назвать это общей тенденцией, к сожалению, пока невозможно.

— Эльвира Витальевна, вы — специалист с большим опытом. Как считаете, достойная ли заработная плата у педагогов? Увеличивается ли она с годами? Есть ли проблема единых окладов по стране, о которой так долго думают в Министерстве просвещения?

— Сейчас оплата труда больше связана с показателями результативности. Однако главная проблема заключается в том, что у нас ставка меньше МРОТа. Выход из ситуации для многих преподавателей — брать больше часов и больше зарабатывать.

Второй год подряд говорят о том, что если мы создаем единое образовательное пространство, то должна быть и единая оплата труда. Согласитесь, что несправедливо работать за 30 км друг от друга и за одну и ту же работу получать совершенно разные деньги. На сегодняшний день ситуация не меняется и не изменится. Факт остается фактом.

— Какой вы видите выход из ситуации с оплатой труда?

— Я бы выступила за единую систему оплаты труда в Российской Федерации. Именно в бюджетной сфере, как это, например, происходит в системе Министерства обороны. Да, региональные надбавки сохранились бы, но ставка была бы единой по всей стране.

— Эльвира Витальевна, ну и напоследок давайте немного пофантазируем? Если бы у вас появилась возможность внести свои предложения в новую систему образования, какими бы они были?

— Честно, я бы ничего нового не стала вносить, потому что в нашу сферу так часто вносят какие-то изменения, что, я думаю, система образования в Российской Федерации самая живая с точки зрения обновлений. Это нормально, так как напрямую связано с тем, что мы обеспечиваем экономику страны рабочими кадрами, мы трудовое население воспитываем. Сейчас экономические темпы развития настолько высокие, что требования к школе постоянно обновляются и обновляются, мы только-только к одному привыкнем, а нам уже другое, а нам уже третье, а нам уже четвертое.

Единственное, что хотелось бы снова вернуться к былому статусу профессии, когда тебя уважают и к тебе прислушиваются, когда тебе благодарны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем