Образование «12 тысяч рублей для молодого специалиста — это оскорбление»: учителя Зауралья жалуются на зарплаты

«12 тысяч рублей для молодого специалиста — это оскорбление»: учителя Зауралья жалуются на зарплаты

Чиновники отмечают, что средняя оплата труда педагогов немного ниже, чем в целом по региону

Региону нужны учителя начальных классов, математики и иностранного языка

В Курганской области на 1 июля этого года, по информации главного управления по труду и занятости региона, системе образования было нужно 480 учителей, педагогов и преподавателей. И это при том, что зауральские колледжи и вузы ежегодно выпускают сотни учителей. Но большинство из них не идет работать в школы Зауралья, а многие и вовсе предпочитают покинуть регион. По официальным данным, средний оклад у учителей в Курганской области — 8–9 тысяч рублей, зарплата — более 28 тысяч рублей. О том, чувствуется ли в Курганской области нехватка педагогических кадров и почему учителя не хотят работать в зауральских школах, 45.RU поговорил с учителями и департаментом образования и науки региона.

«Такого опустошения, как тогда, я, наверное, не испытывала никогда»: история Галины Галкиной

Галина Галкина 30 лет учила детей обществознанию в одной из курганских школ. Этим летом она приняла решение уехать из Зауралья в соседнюю Челябинскую область. Там предложили лучшие условия для работы.

— Ситуация, которая случилась со мной, — это один из самых неожиданных поворотов в моей жизни. Ключевым моментом во всем сложившемся хочется назвать то, что я являюсь патриотом до мозга костей. Моя малая родина, Курганская область, дала мне всё, что я имею в своей жизни: дом, образование, семью… Решение покинуть Курган не было принято спонтанно. Оно было полностью продумано и просчитано. То, что копилось годами, не могло пройти бесследно, — пояснила женщина.

Еще в советское время Галина получила образование и устроилась на работу в одну из курганских школ. Условия работы молодого педагога полностью устраивали, и даже заработная плата ничем не отличалась от той, что получали более опытные коллеги.

— Так как это были времена СССР, то зарплата была такого же размера, как и у остальных учителей. Условия работы были просто великолепными. Начиная от материала, который был представлен в учебниках, заканчивая финансовой составляющей. Работа в то время была абсолютным удовольствием, — вспоминает Галина.

Но времена СССР остались в прошлом. Изменились требования к обучению детей, рабочие программы, учебники, сами дети и родители, а главное — доходы учителей.

«На протяжении последних 15–20 лет многие учителя принимали ухудшающиеся условия работы как норму»

Для самой Галины переломным моментом, после которого она не захотела больше работать в Зауралье, стала история, случившаяся с начинающим учителем русского языка в школе, где она сама преподавала долгие годы.

— К нам пришла совсем юная девушка, учитель русского языка. За всё время моей работы я никогда не видела человека, у которого так горят глаза. Эта девушка — находка для нашего региона. Благодаря таким кадрам мы можем вытянуть Курганскую область из столь трудного положения. Но когда я узнала, какие условия ей предложили после испытательного срока, моему возмущению не было предела. Как итог — девушка покинула регион в поисках более высокооплачиваемой работы. Учительским составом мы пошли к директору выяснять все подробности. Оказалось, девушке был предложен практически минимальный оклад труда. Получать меньше 12 тысяч рублей для молодого специалиста — это оскорбление. Любой труд должен поощряться в соответствии с приложенными усилиями. Такого опустошения, как тогда, я, наверное, не испытывала никогда в своей жизни. Стало понятно, что улучшения ситуации нам ждать не стоит, — рассказала Галина.

Поднять зарплату девушка могла бы, взяв дополнительные ставки или классное руководство, поясняет Галина. Например, учитель русского языка может еще взять часы литературы, и тогда зарплату можно дотянуть до 25 тысяч рублей.

Сама Галина после этого поняла, что «биться в закрытую дверь» она больше не может, и несмотря на возраст и все сложности, возникающие при переезде, решила покинуть регион.

— Активисты движения «За правду» помогли мне с переездом. В Челябинске организовали очень радушный прием. Но в Кургане одним учителем с 30-летним стажем стало меньше, — добавляет Галина.

Она отмечает, что в школах, конечно, есть молодые специалисты, но их недостаточно, чтобы заменить всех, кто в ближайшие годы уйдет на пенсию или покинет регион.

«Получила зарплату и плакала»: история Анны

Для Анны новый учебный год будет уже вторым в качестве учителя. Девушка преподает иностранный язык. Стать учителем она мечтала с детства, и когда перед ней встал выбор, куда поступать, не раздумывая выбрала педагогическую специальность.

— Мне всегда нравилась школа с ее шумом, гамом и суетой. Я любила объяснять одноклассникам темы, которые они не понимали. Я считаю, что учить — это мое. Но вот специальность выбрала по настоянию родителей. Они сказали: «Не понравится в школе, с языком не пропадешь», — вспоминает Анна.

Девушка говорит, что в школе, где она работает, «иностранцы» долго не задерживаются. Большие классы, нежелание детей учить иностранный язык, небольшое количество уроков в неделю в каждом классе и низкие зарплаты не привлекают учителей. Некоторые увольняются, не отработав даже года.

— Я устроилась работать на ставку. Это 18 часов. Когда получила первую заплату, плакала — это была почти минималка. Меня сразу предупредили, что много получать не буду: не было категории, стажа, поскольку официально работала уже во время учебы, статуса молодого специалиста тоже не было. Но всё равно это был шок. Я смотрела и не знала, как жить месяц на эти деньги, — вспоминает Анна.

Многие учителя считают, что лучше искать дополнительную работу и давать частные уроки, чем набирать часы в школе

Девушка говорит, что после этого сразу стала искать дополнительные средства заработка, снова брала частных учеников, занималась переводами. Но всё это отнимало время от подготовки к урокам.

— Люди почему-то думают, что учителя работают по полдня. Отвели уроки в школе — и ушли домой заниматься своими делами или репетиторствовать. Но это не так. К каждому уроку нужно подготовиться. Иногда для разных классов в одной параллели приходится делать разные уроки, потому что уровень учеников разный, разные подходы срабатывают. Еще и поверка тетрадей, особенно у филологов и математиков всегда горы тетрадей. Я тоже стараюсь проверять тетради часто, потому что задаю много письменных упражнений на ту же грамматику или переводы. Иначе — никак. На уроках нужно успеть и речь поставить, и аудированием позаниматься, и новую тему объяснить, а всё письменное дети делают дома. Но когда знания чужих детей встают на одну чашу весов, а на другую — возможность не отказывать себе в самом необходимом, мне пришлось поумерить свой пыл и пожертвовать частью школьных обязанностей, поменяв их на более прибыльные способы заработка. Но так делают почти все мои коллеги, — рассказывает Анна.

В середине учебного года из школы, где работала девушка, ушел второй учитель иностранного языка, и Анне как самой молодой досталась еще почти ставка. Несколько часов отдали коллеге, а нагрузка девушки составила 30 уроков в неделю.

— Было сложно. Приходила домой и говорить не хотелось. Такая нагрузка на педагога в первый год работы недопустима. И так приходится много нового узнавать, работать с документами. А тут нет времени, чтобы посмотреть уроки коллег, да даже на анализ собственных уроков времени не хватает. А ведь приходится еще и контакт с детьми налаживать, иногда родители звонили, хотя я не классный руководитель, и выясняли, почему у их ребенка стоит три или два. А этот ребенок учебник ни разу не открыл, и каждый урок пытается сорвать, и вообще считает тебя пустым местом, раз ты в школе работаешь, а не ушла в бизнес, — говорит учительница.

Анна считает, что у современной школы есть две большие проблемы:

  • низкие зарплаты — из-за них учителя не хотят работать в школах, предпочитая уйти в репетиторство, а ученики считают педагогов неудачниками;

  • вседозволенность — у учителей нет никаких инструментов для влияния на ребенка, чтобы заставить детей учиться.

«Родители школьников считают, что двойка — это оценка учителя, а не ученика. Это ты не смог научить, а не ребенок поленился и не выучил урок»

Глобального выхода из этой ситуации Анна не знает. Престиж профессии можно поднять только достойной оплатой труда, причем зарплата должна быть именно за ставку. Но для себя девушка план на ближайший год уже разработала.

— Уезжать пока не планирую. Но на новый учебный год решила не брать в школе больше 24 часов. В остальное время буду заниматься репетиторством. Время дистанта пошло на пользу — освоила работу через Skype и Zoom, это расширяет возможности для частных уроков, — подвела итог Анна.

«Средняя зарплата учителей по региону составляет более 28 500 рублей»: официальный взгляд на проблему

В департаменте образования и науки Курганской области 45.RU пояснили, что на конец 2019–2020 учебного года в школах региона работало 8516 человек. Из них на 1 июня 2020 года 405 учителей были молодыми специалистами. В Зауралье к этой категории относят педагогов, чей стаж работы не превышает трех лет, а место работы для них является первым.

— В летний период в общеобразовательных организациях региона ежегодно происходит так называемая сезонная миграция педагогических кадров, обновление кадрового состава учителей, порядка 150–200 педагогов переходят из одной школы в другую, уходят на пенсию, переезжают в другой регион на постоянное место жительства. Однако к началу учебного года эти вакансии заполняются. Так, например, только в прошлом году в область пришли работать 210 молодых педагогов, в этом году их ожидается до 300 человек, — пояснили ситуацию с увольнениями учителей в департаменте образования и науки Курганской области.

Если к 1 сентября нужного количества учителей в школе не будет, нагрузку разделят между имеющимися педагогами

По информации департамента социальной политики Кургана, в городе на 1 сентября будет нужно порядка 165 учителей, воспитателей ГПД, педагогов-организаторов. Нагрузку предлагают разную — от 7–9 до 36 часов.

Региону больше всего не хватает учителей начальных классов, математики и иностранных языков. Но к началу учебного года все вакансии будут заняты, считают чиновники. Ставки, которые не займут молодые специалисты, будут после 1 сентября разделены между действующими педагогами.

— Средний коэффициент совмещения составляет по Курганской области 1,3, — отметили в департаменте образования и науки региона.

Что касается непосредственно зарплат педагогов, то они складываются из двух частей — оклада и ряда выплат: по повышающим коэффициентам, компенсационного и стимулирующего характера.

«Оклад педагога устанавливается учредителем и в среднем составляет 8800–9200 рублей для педагогов, работающих в городских школах, без учета категории»

Оклад сельских педагогов выше на 25%. Стоит отметить, что в Курганской области на 1 января 2020 года минимальный размер оплаты труда с учетом уральского коэффициента составляет 13 949,50 рубля.

Средняя зарплата учителей Зауралья, согласно данным департамента образования и науки региона, — более 28 500 рублей, это сумма с учетом всех категорий и выплат. Это немного меньше, чем вообще средняя заработная плата в регионе. По данным Свердловскстата, среднемесячная оплата труда в Курганской области за первое полугодие 2020 года составила 31 458,4 рубля.

45.RU уже публиковал колонку учителя о том, почему молодые преподаватели бегут из школ. Почитать ее можно здесь. А вот тут своим мнением о проблеме делились директора зауральских школ.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем