На ярмарке выходного дня у КЦ «Современник» в Заозерном не первый год продает мед пчеловод Александр Шалабанов. Он живет в Кургане. На пасеку, расположенную в селе Усть-Суерское Белозерского округа, ездит раз в неделю. У пенсионера более 20 ульев. Пчелы производят донник, разнотравье и гречишный мед.
— Александр Дмитриевич, с чего всё началось?
— Друг у меня начал заниматься пчелами, и я, глядя на него. Друг уже давно бросил это дело. А я 35 лет занимаюсь.
— Что самое любимое?
— Мед качать! Когда меду много! Самое приятное! Наблюдать за пчелами, как они работают, тоже интересно. Сейчас пытаюсь внуков приучить к этому. Боятся укусов.
— А вы не боитесь?
— Я уж привык.
— Внукам сколько лет?
— Которого я пытаюсь приучить — 11 исполнилось. У меня три внука. Младшему 7, и вот 11 и 10. Я всех их привил — пчела ужалила. Может быть аллергия — это опасно. Посмотреть реакцию, чтобы не получилось так, что нечаянно возьмет ужалит и всё, плохо будет. Нет, все нормально перенесли. Сейчас один вроде интерес проявляет. Бабушка ему костюм сшила, чтобы его не ужалила пчела. Куртка и маска — обязательно.
— Вообще это умные насекомые?
— Конечно!
— А в чём проявляется их ум?
— Есть у них такое явление как роение. Пчеловоды применяют всякие противороевые методы. Например, несколько семей зароилось, ты применяешь противороевый метод (там их много есть). Они все реагируют на него по-разному. Если бы был инстинкт, они бы должны реагировать все одинаково на одно и то же действие моё. А они реагируют по-разному.
Потом даже продуктивность семей разная. Я говорю: как у людей. Одни могут оброиться, не работать. А другие упорно работают и приносят много меда.
— Что значит «роиться»?
— Это размножаться. Для пчеловода это, конечно, убыток, но для пчел это естественный процесс. Каждая семья в конце концов должна отроиться. Просто вылетает рой, и семья делится. Они не все вылетают, они начинают выводить новых маток. Первый рой улетает со старой маткой. Если ничего не делать с ними, они могут даже еще несколько роев. Семья может в принципе изродиться, там останется немного пчел.
Пчелы — разумные существа, они не делают однообразно. Вроде бы казалось, подумаешь, букашка. А она всё делает от ума. Так что это интересно.
У каждого пчеловода свои способы пчеловождения. Борьба против роения, например. Пчелы на одно и то же действие реагируют по-разному. Можно по-всякому с ними работать. В этом интерес и заключается, что можешь как-то по-своему, что-то новое открыть для себя.
— В этом году много меда? Какой это год?
— Я бы сказал — средний. Почему-то вроде бы и дождливый был. Ориентировочно 20 июля я обычно качаю. И вторая качка — 20 августа. Обычно во вторую качку больше меда. Но нынче у меня получилось наоборот.
То ли быстро отцвели растения, потому что влаги много было. Я так и не понял. 20 августа разнотравья у меня получилось меньше, чем донникового меда. Год на год не приходится.
— А где вы продаете мед?
— Я на Некрасова несколько лет торговал. Сейчас торгую вот здесь второй или третий год. У меня разрешение с администрацией как ярмарка выходного дня. В разрешении написано — четверг, пятница, суббота, воскресенье.
— За торговое место платите?
— Нет. Почему я сюда переехал — на Некрасова торговал, там сейчас цена за день 450 рублей. В этом отношении здесь выгоднее.
— Вы только медом занимаетесь?
— Я пенсионер, только пчелами. Продукты пчеловодства. У меня есть, например, перга, воск.
— Пергу как использовать?
— Перга — это витамин. Ее надо кушать. Это пыльца, которая была пчелами запечатана в рамки, направила сюда свои ферменты, я извлек из рамки и подсушил немного. Это очень полезная вещь.
— Какой мед лучше всего?
— Меда все хороши. Я всегда говорю покупателям, что нужно пробовать. На вкус и цвет товарища нет. У людей вкусы разные. Если мед хорошего качества, хорош любой. Отличный продукт, который можно покупать и кушать. Тем более зима. От простуды, в первую очередь.
Я кофе пью с медом, с гречишным особенно — о, вещь!