Каждую весну все новостные ленты любого города крутятся вокруг слова, звучащего словно спасительная мантра, слова, заставляющего трепетать неокрепшие умы молодых активистов всевозможных общественных организаций. Речь о субботнике. Понятие, появившееся еще в ранние советские годы и подразумевающее использование бесплатной рабочей силы, тем не менее являет собой полезный труд на благо города, приносящий весомое количество пользы после долгой зимы. Однако в данном случае всегда существует опасность сойти с пути здорового благоустройства и удариться в профанацию.
Вообще, такие слова, как «месячник» и «субботник», отчетливо отдают идеологическим идиотизмом, хотя мы как-то привыкли. Ежегодно абсолютно каждая городская администрация и различные организации приглашают людей на субботник с целью навести порядок в замусоренном после зимы или лета городе. Огромные коллективы предприятий, сотни учеников и студентов целыми днями убирают разнообразные кучи, оставленные не очень культурными гражданами. Город становится чище, визуально приятнее и эстетически дружелюбнее, да и каждый житель чувствует ответственность за себя и своего товарища. И в этом нет ничего плохого.
Проблема кроется в другом. Такую специфическую социальную активность можно очень легко преподнести как реальную заботу о городе. Например, когда новые управленцы только-только пришли к власти, что они делают? Правильно – с ходу пытаются улучшать городскую среду. Субботник в этом случае используется как универсальное средство решения всех городских проблем: вот мы расчистим город, высадим новые деревья, а потом еще покрасим в трехсотый раз вот эти заборчики, и наш город сразу станет удобным для жизни и привлекательным для туристов. Далее на ближайшем заседании необходимо принять комплекс актов, направленных на поддержание «туристической привлекательности региона», а затем ждать, пока эти меры сами начнут работать. А жители у нас не слишком требовательны – будут думать, что власть взялась за город обеими руками.
Загвоздка в том, что все эти субботники, высадка травки и деревьев являются самой первой и основной задачей по благоустройству. Это базис, на котором должна строиться настоящая созидательная деятельность, а не конечная цель. То есть то, что является фундаментальным и обязательным, у нас почему-то преподносится как управленческий энтузиазм: «Я решил продлить «месячник чистоты», значит я хороший управленец». Такая деятельность вообще не должна представляться чем-то исключительным, так как это общепринятые нормы благоустройства, а настоящая работа по улучшению городской среды заключается совсем не в этом. В наших городах, к сожалению, она зачастую именно здесь и заканчивается.
Субботник сам по себе – это скорее воспитательный процесс, однако сильно отдающий методом кнута и пряника, дескать, один раз убрал – больше мусорить не будешь. Но, прикладывая столько усилий к элементарным вещам, можно растратить всю управленческую энергию, уходящую на бесконечные субботники и пресловутое озеленение, которое и так должно быть первоцелью. А когда запал закончится, город снова углубится в угрюмую рутину, фактически незаметную для конечного жителя, но глава города будет доволен своей работой, ведь «он столько сделал!» Довольны будут и местные жители, чья абсолютная непритязательность к мелочам обусловлена малой вовлеченностью в процесс планирования города. А ведь на самом деле они просто бесплатно делают чужую работу, и на этом их участие завершается.
Здесь мы приблизились к главному парадоксу всех субботников – их низкой эффективности. Это, конечно, дело хорошее и полезное, но вместо проведения таких акций администрациям городов всерьез стоит задуматься о формировании настоящей правовой базы для введения ответственных за определенную территорию, что в совокупности с качественным преобразованиям городской среды имело бы эффект, иначе субботники превращаются в трату времени и сил. Особенно этот тезис актуален, когда мэр, вместо выполнения своих прямых обязанностей, выезжает на уборку города и демонстративно садит деревце: «Смотрите, как я город люблю». Но это борьба с последствиями, а не причиной.
Весь этот аллегорический абсурд объясняется тем, что власти многих крупных и малых муниципалитетов попросту не представляют – что на самом деле необходимо городу и в какую сторону двигаться. Вторым фактором же является обыкновенный бюджетный дефицит, в рамках которого формируется политика «сделать хоть что-то». В принципе, эти две проблемы с легкостью оправдывают фактическое бездействие в вопросах качественной модернизации. Поэтому приходится прибегать к самым очевидным и проверенным методам, после которых жители точно останутся довольны. Можно сделать так, что горожанин будет выходить из подъезда сразу на проезжую часть, а не на тротуар, но если эта проезжая часть будет ровной, а рядом будет зеленый газон, то никто и не подумает жаловаться, а многочисленная когорта автолюбителей будет новых управленцев боготворить. И это беспощадный популизм в действии.
Надо понимать, что любые социальные проекты, направленные на повышение привлекательности города или на улучшение качества жизни, будут неэффективны без долгой и упорной комплексной работы над городской средой. К работе в этом случае нужно привлекать не только профессиональных планировщиков из именитых институтов, но и обычных жителей, активно призывая участвовать в процессе, а не ограничивать их роль лишь уборкой газонов. Тогда непритязательность сменится заинтересованностью, и сразу станет понятно, что высаживать односезонные деревья с точки зрения бюджета не выгодно, а установка скамеек и урн гораздо важнее. Конечно, никто не предлагает уничтожить субботники, заставив город утопать в куче мусора или выкрасить разными цветами каждый дом, но усилия все-таки стоит направить в менее очевидное и более узкое русло, отказавшись от порядком поднадоевших градоуправленческих клише. Тогда и субботник превратится в доброе дело, а не политическую кампанию.
Предыдущие записи автора:
Потерянный шпиль
Расширение Куйбышева: вопрос к администрации
Роман Овчинников.
Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.
Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.
Блог.
Фото: Фото из архива группы компаний Rugion