В Кургане на берегу реки Битёвки у входа в Центральный парк культуры и отдыха могли бы вырасти многоэтажки, рядом могли бы появиться скверы. Но планы почти неосуществимы. Частные дома, расположившиеся непосредственно у входа в ЦПКиО на улицах Карельцева — Гоголя, судя по всему, стоять будут до последнего жильца.
Частный сектор у ЦПКиО расположен на улице Карельцева и примыкает к одной из центральных улиц — улице Гоголя — это наследие деревянного Кургана, некогда заполнявшего и ближайший микрорайон Шевелевка. Домики из Шевелевки давно исчезли, микрорайон обзавелся многоэтажками, а этот небольшой клочок застройки остался.
Дома стоят на территории между двумя парками — детским и центральным. Внешними фасадами выходят на магистраль, внутренней частью, двориками — на ЦПКиО, открывая гуляющим по парку исподнее чужой жизни — грядки, баньки, теплицы, людей, домашних животных. Такая вот жизнь всегда на виду.
Многие горожане говорят, что эти дома — тяжелое зрелище, с какой стороны ни взгляни. Дома очень близко расположены к проезжей части, и внешний фасад их залеплен многолетней грязью, заборы перекошены и разрушаются.
Другая проблема этих домов — речка Битёвка. В советские годы при посещении парка можно было взять напрокат лодку, катамаран и прокатиться по старице Тобола. Она была чиста и свежа. Сейчас река заилилась, зацвела, загнила, заросла камышом и источает неприятный запах.
Внутренние дворики упираются прямо в речку.
— Запах! Запах очень мешает. Я даже не спускаюсь к реке, — рассказывает коренная жительница частного сектора Алла Сергеевна. — Берег зарастает крапивой, камышом.
Алла Сергеевна прожила в доме на Битёвке всю свою жизнь. Здесь жила ее бабушка, прожили родители.
— Раньше речной водой мы поливали огороды, использовали ее для наведения чистоты в доме. Сейчас я не пользуюсь. Соседи вроде поливают, я — нет, — говорит женщина.
Не только запах доставляет проблемы. Берег реки портится.
— Он не то чтобы сползает, он становится круче, зарастает весь. Мы там уже ничего не садим, — говорит Алла Сергеевна.
На вопрос о расселении — рассмеялась:
— Разговоры о расселении идут давно. Я еще была в шестом классе, нас уже обещали расселить, а мне сейчас 79 лет, — рассказывает пенсионерка. — Никто не расселяет. Денег нет — один ответ. Земля у нас частная, но если ее продать, то этого недостаточно, чтобы купить жилье. Хотя, знаю, соседи пытаются.
Берег укрепить людям тоже обещали:
— Ходили, спрашивали, согласны ли мы, чтобы старицу почистили, — делится историей жительница.
Чистка реки Битёвки — это отдельная история. Чтобы почистить реку, нужно укрепить берег. На всё требуются проекты, проверенные госэкспертизой. Разработка документации идет уже не один год. Да и надежда на федеральные деньги.
Насчет домов в администрации Кургана 45.RU ответили, что территория в генеральном плане города отнесена к землям многоэтажной застройки и к зонам мест отдыха общего пользования.
Как считают чиновники, такая классификация позволит сохранить уже имеющиеся зеленые насаждения, создать новые скверы, которые были бы связаны в единую систему с естественным ландшафтом, поможет организовать комфортную для проживания среду.
Но сбыться этим планам вряд ли суждено.
Освоение территорий возможно или по инициативе органов местного самоуправления, или по инициативе собственника земельного участка, поясняют в мэрии.
Если проводить освоение по инициативе властей, то тогда администрация города должна была бы выкупить у людей землю и недвижимость по рыночной цене.
— Вопрос об изъятии земельных участков не прорабатывался, экономическая составляющая освоения данной территории не просчитывалась, — ответили 45.RU в администрации.
Включить эти дома в муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 — 2025 годы тоже не представляется возможным, так как они являются индивидуальными.
— Дома в том виде, в котором они находятся сейчас, у парка неуместны, — считает урбанист Роман Овчинников.
— Необходимо развивать эту территорию, что и заложено в генплане. Сейчас из-за того, что ветхое жилье остаётся вдоль улицы Гоголя, происходят конфликты, а главное, стагнирует развитие городской среды. Это ведь район трех парков — почти лицо города, — говорит Роман.
По его мнению, берег реки Битёвки почему-то всегда недооценивается в контексте перспектив развития:
— Весь фокус падает на набережную реки Тобол. А зря. Битёвка — очень высокопотенциальная территория для развития, поэтому и с её набережной нужно работать. А это уже вопрос для привлечения экспертов, общественности и администрации. Ну а людей, конечно, надо расселять.
Анна Лебедева