В июне президент России Владимир Путин подписал закон о штрафах за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в режиме чрезвычайной ситуации. Изменения вносятся в статью 8.32 КоАП РФ «Нарушение правил пожарной безопасности».
Раньше штрафы за нарушение правил пожарной безопасности в условиях ЧС предусмотрены не были. Единственной мерой воздействия на нарушителей была профилактическая беседа.
— Режим чрезвычайной ситуации вводится в лесах в случае возникновения крупных пожаров. Посещать леса в это время категорически запрещено. Теперь за нарушение правил пожарной безопасности в период режима чрезвычайной ситуации могут наложить штраф. Граждане заплатят от 4 до 5 тысяч рублей, должностные лица — от 20 до 40 тысяч рублей, юридические лица заплатят от 300 до 500 тысяч рублей, — поясняют в пресс-службе ГУ МЧС России по Курганской области.
Составить протокол на нарушителя могут полицейские, лесная охрана и сотрудники федеральной службы Государственного пожарного надзора в лесах.
В Зауралье режим чрезвычайной ситуации из-за природных пожаров вводился в начале мая этого года. Сейчас идет расследование 16 уголовных дел. В СУ СКР по Курганской области расследуется уголовное дело по факту гибели пенсионерки в Белозерском районе.
О том, что причиной большинства возгораний стал так называемый человеческий фактор, специалисты стали говорить еще до того момента, когда все очаги были потушены. За понятием «человеческий фактор» скрываются разведение костров в лесу, поджог сухой травы и сжигание мусора. Причем люди продолжали нарушать правила пожарной безопасности, даже когда в отдельных районах области был введен режим чрезвычайной ситуации. Порой достаточно всего одной искры, чтобы десятки людей лишись крова. Об этом на встрече в библиотеке Некрасова со школьниками разговаривал курганский аэрофотограф Александр Ганзин.
Александр, вооружившись коптером, посетил населенные пункты Зауралья, которые сильнее остальных пострадали от пожаров. В дни пожаров фотограф находился в пригороде Кургана, недалеко от места событий.
— Изначально особого значения тому, что происходило в мае, я не придавал. Думал, что это очередные пакости поджигателей, которые случаются каждый год. Не более того. Всё круто изменилось, когда сгорела деревня Ордина. Народ вспомнил события 2004 года. Назревала нешуточная паника, — вспоминает Александр.
Правдивую информацию о возгораниях люди искали в социальных сетях и не находили ее. Тогда Александр Ганзин решил выкладывать в соцсетях снимки мест задымления, которые делал с коптера.
— Начались звонки: «Горим, не горим?», «Как близко?», «Эвакуируемся?». Звонили с 6 утра и до 12 вечера, интересовались, идти ли сегодня на работу или уже пора всё бросать и бежать. Ситуация была напряженная. Начал летать хотя бы для того, чтобы паникеры и спекулянты не сбивали людей с толку. Взлетал каждый день не по разу, — рассказывает фотограф.
Тогда же фотограф решил сам оценить масштаб урона, причиненного огненной стихией. И через несколько дней после ликвидации огня поехал по местам недавних пожаров. Выбрал населенные пункты, которым огонь нанес наибольший ущерб, — Чинеево, Новое Заворено, леса вокруг Иковки и деревню Ордина.
— То, что я там увидел, сложно описать словами. Ясно было одно — огонь пришел неожиданно. Люди в миг лишись всего, что наживали годами. Страшно. Лично я лишний раз убедился в том, что с природой и стихией шутки плохи. Надеюсь, это послужит уроком и другим, — говорит Александр Ганзин.
С разрешения Александра Ганзина 45.RU публикует часть фотографий и видео, сделанных им во время поездки по пострадавшим от огня районам Зауралья.
Екатерина Лопатина