Сегодня, 22 января, в Курганском областном суде рассмотрели апелляцию по делу директора аэропорта Курган Дмитрия Коваленко и главного энергетика воздушной гавани Зауралья Андрея Тябутова. Сделать это должны были еще в конце декабря 2019 года, но из-за болезни одного из подсудимых заседание суда решили отложить.
Сегодня в суде присутствовали оба осужденных. Коваленко, Тябутов и их защитники в своих апелляционных жалобах отметили, что вырубка деревьев была необходима для обеспечения безопасности полетов, экспертизы были проведены с нарушениями.
Коваленко добавил, что в ходе суда и следствия были нарушены нормы УПК. Мужчина заметил, что потерпевшей стороной по делу признали Российскую Федерацию, которая, по мнению Коваленко, потерпевшей быть не может. Прокурор заметил, что в суде первой инстанции этот вопрос разбирался, и РФ в лице Росимущества законно признана потерпевшей.
Экспертизу ущерба никто не проводил, заметил Коваленко. Спиленные деревья были неучтёнными. Поэтому экспертизу ущерба еще только предстоит провести.
Также директор аэропорта попросил сделать повторную ботаническую экспертизу.
— Необходимо установить жизнеспособность деревьев. Если они были живыми, оценить ущерб, — объяснила необходимость проведения повторной ботанической экспертизы сторона защиты.
Адвокат Коваленко поддержала своего подзащитного.
Суд посчитал ходатайство необоснованным.
Тябутов попросил приложить к делу фото следователей с вещественными доказательствами по делу. Мужчина отметил, что из-за качества предоставленных следователями документов ему было сложно соотнести их с теми фото, которые были в уголовном деле. Суд ознакомился с представленными документами и постановил приобщить фотографии к материалам дела. Адвокат попросил оправдать Тябутова, он считает, что вина его подзащитного не доказана.
Гособвинитель высказал мнение, что следствие и суд по делу шли без нарушений. Вина осуждённых доказана полностью, это подтверждают показания свидетелей — работников аэропорта, договоры и протоколы осмотра места происшествия, а то, что деревья были не зарегистрированы, не имеет значения. При этом разрешения на вырубку деревьев директору аэропорта никто не давал.
— Постулат следствия и суда, что я должен был испрашивать у мэрии разрешение на вырубку деревьев, не верен. Этому тоже надо дать оценку, — отметил Коваленко.
Прокурор попросил оставить приговор без изменения.
Андрей Тябутов попросил суд исследовать спилы деревьев, чтобы подтвердить, те ли деревья исследовал эксперт. Это ходатайство поддержали Коваленко и адвокаты.
— Мы не удостоверились, что это именно те вещественные доказательства и они изымались в том месте и в то время, — заметила сторона защиты.
Судебная коллегия отказала, посчитав ходатайство необоснованным.
Коваленко в прениях сторон снова напомнил, что на данный момент нет инстанции, которая может выдать директору аэропорта разрешение на спил деревьев. Поэтому он вынужден был принимать решение самостоятельно, исходя из общероссийской практики содержания аэродромов.
— На сегодняшний день меня обвинили в том, что я исполняю свою обязанность так, как должно быть. За это я уже два с лишним года доказываю свою правоту. Свидетели говорили, что разрешение могут дать на вырубку аварийных деревьев. А что делать с не аварийными, но мешающими безопасности полетов? На этот вопрос не смогли ответить ни прокурор, ни суд, — сказал Дмитрий Коваленко во время последнего слова.
Он отметил, что только хотел донести до суда «абсурдность отношения к безопасности полетов в Курганской области».
Тябутов и вовсе сказал, что дело было «возбуждено незаконно».
Судебная коллегия постановила отменить приговор и признать за Коваленко и Тябутовым право на реабилитацию.
В конце октября 2019 Курганский городской суд признал Тябутова и Коваленко виновными в незаконной вырубке деревьев на территории аэропорта. Ущерб от вырубки 34 кленов, 13 карагачей и одной березы составил порядка 1 миллиона 289 тысяч рублей. Подсудимые свою вину полностью отрицали. Государственный обвинитель просил приговорить Коваленко и Тябутова к условному лишению свободы.
Суд назначил Тябутову и Коваленко наказание в виде штрафа. Каждый должен был заплатить по 1 миллиону 150 тысяч рублей, кроме того, они должны были возместить сумму причиненного ущерба и процессуальные издержки на проведение экспертиз.