Город «Люди проходят все круги ада»: омбудсмен по правам человека — о том, как нарушают интересы зауральцев

«Люди проходят все круги ада»: омбудсмен по правам человека — о том, как нарушают интересы зауральцев

Борис Шалютин рассказал о том, с какими проблемами к нему приходят жители Курганской области

К омбудсмену зауральцы идут, когда отчаиваются решить проблему самостоятельно

Институт уполномоченного по правам человека существует в России пару десятков лет. Омбудсмены называют себя «адвокатами общества перед государством» и следят за тем, как власть соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека. В Курганской области институт уполномоченного по правам человека действует относительно недавно, с 2014 года, причём многие зауральцы об этой структуре до сих пор не знают. 45.RU решил поговорить с Борисом Шалютиным — омбудсменом, который следит за соблюдением прав зауральцев, чтобы выяснить — кто в регионе чаще всего сталкивается с правовой несправедливостью, в чём это проявляется, на что жители региона обычно жалуются омбудсмену и как людям отстаивать свои законные интересы.

Количество сообщений о нарушенных правах зауральцев выросло вдвое

Состояние в сфере соблюдения прав человека как в Курганской области, так и по всей России оценить сложно, для этого пока что нет внятной системы критериев, считает Борис Шалютин. Но если взять ситуацию с правами россиян в целом, то назвать её благополучной нельзя, говорит омбудсмен.

— Это закономерно, потому что мы вышли из общества, в котором, как говорил товарищ Сталин, люди — винтики, а о правах винтиков никто и не помышлял, — считает Шалютин.

Ситуацию с соблюдением прав человека можно отчасти проследить по количеству обращений, которые поступают омбудсмену от жителей Зауралья. Но этого явно недостаточно для того, чтобы понять, как в реальности обстоят дела с правами людей, подчёркивает Шалютин.

Зауральцы стали чаще жаловаться Шалютину на нарушение своих прав

По статистике, в 2019 году уполномоченному по правам человека в Курганской области стало приходить примерно в два раза больше обращений и жалоб от жителей, чем ранее. Но это не означает, что ситуация с гражданскими правами в этот период стала в два раза хуже, подчёркивает омбудсмен. Более того, такое увеличение потока обращений — это позитивный результат, который говорит о росте доверия к омбудсмену, считает Шалютин. Работа с жалобами помогает, «глядя с позиции отдельного человека, увидеть те недостатки общей системы управления, которые с других точек не видны», говорит омбудсмен.

Круг вопросов, приходящих от зауральцев, чрезвычайно широкий и разнообразный, говорит омбудсмен.

— Часто, когда люди к нам приходят, то они уже прошли все круги ада, и вопросы, с которыми к нам обращаются, бывают очень сложные. Кроме того, иногда поздно приходят, когда все сроки давности истекли, в этих случаях мы помочь не можем, — говорит Борис Шалютин.

Чаще всего пишут бывалые зэки: жалуются на питание, гигиену и неправильный приговор суда

По словам Шалютина, большое количество обращений о нарушенных правах идёт из мест отбывания наказаний. Причём жалуются чаще всего «бывалые» заключённые, которые в неволе проводят больше времени, чем на свободе, сообщил Шалютин. Писать письма омбудсмену для таких заключённых — это «образ жизни и развлечение», способ привлечь внимание. Каждое такое сообщение проверяется, в необходимых случаях Борис Шалютин и его подчинённые выезжают на место, лично общаются с авторами жалоб. Большая часть того, о чем рассказывают заключённые, на деле не подтверждается, сообщил омбудсмен. По случаям, которые находят подтверждение, предпринимаются необходимые меры. По мнению Шалютина, права зауральских заключённых в регионе в целом соблюдаются.

— Могу на сегодняшний день уверенно заявить, что в Курганской области ситуация в системе ФСИН сравнительно нормальная. Здесь железно нет тех ужасающих вещей, о которых мы знаем по другим субъектам федерации — системы пыток и тому подобного. Но это, конечно, не означает, что всё идеально, — говорит Шалютин.

Отбывающие наказание жалуются на разные вещи: большинство утверждает, что их неправильно осудили, остальные недовольны условиями содержания, говорят о задержках и долгой отправке посылок, неправильном питании или медицинском обслуживании.

Шалютин считает, что права зауральских заключённых в целом соблюдаются

По мнению Шалютина, зауральское УФСИН воспринимает институт омбудсмена не как помеху, а как структуру, которая помогает установлению обратной связи и способствует устранению нарушений. Но, по мнению Шалютина, исключить все факты замалчивания или попыток скрыть какие-либо нарушения со стороны силовиков невозможно.

Другим большим блоком обращений являются жалобы на работу полиции — люди говорят о неправомерных, с их точки зрения, отказах в возбуждении уголовных дел, сообщил уполномоченный по правам человека.

Один из случаев произошёл осенью прошлого года в Кургане на территории школы № 42. Группа подростков зверски избила двух сверстников, они сняли это на видео и выложили в Сеть. Полиция в возбуждении уголовного дела отказала, обстоятельства инцидента не были надлежащим образом исследованы, сообщил Шалютин. После его вмешательства была проведена дополнительная проверка, которая показала, что в действиях полицейских есть нарушения. Этот пример Шалютин считает важным, потому что в регионе неблагополучная динамика по подростковой преступности, становится больше совершенных несовершеннолетними тяжких преступлений.

— Я не готов сказать, насколько это типично, но если подобные действия — не единичная ошибка, то это влечёт чувство безнаказанности у подростков с преступными наклонностями, — считает Шалютин.

По мнению Бориса Шалютина, в Зауралье не самая простая ситуация с подростковой преступностью

От задержанных полицией обращений почти не приходит, говорит омбудсмен, но сразу оговаривается — отсутствие жалоб не означает, что нарушений в этой сфере нет. Шалютин считает, что задержанный, особенно если это происходит с ним в первый раз, ошарашен и не знает, что делать, «он знать не знает, в том числе, и о существовании института уполномоченного по защите прав человека, к которому можно обратиться». По словам Бориса Шалютина, перспектива детальнее поработать в этом направлении рассматривается, но пока до этого не доходят руки — вместе с зауральским омбудсменом работают всего несколько человек.

«С ЖКХ в Кургане ситуация сложная»

Большое количество обращений от курганцев омбудсмену по правам человека касается жилищных проблем.

— Здесь, на мой взгляд, в Кургане дела обстоят весьма неблагополучно. Это касается стиля работы управляющих компаний. Иногда управляющая компания фактически собирает деньги и не делает почти ничего, чтобы эти деньги отрабатывать, — считает Шалютин.

Шалютин рассказал об одном из случаев противостояния между управляющей компанией и жильцами дома. Конфликт тянется несколько лет, суть спора в том, что недовольные курганцы, по их словам, не могут отказаться от услуг управкомпании и передать управление домом ТСЖ. Аффилированные с коммунальщиками жильцы после проведения собрания о смене формы управления пытаются отменить результаты схода, для чего якобы фальсифицируют протокол и подделывают подписи. По словам горожан, они обращались в полицию, но органы УМВД в возбуждении уголовного дела отказали. Омбудсмен помог обжаловать решение полиции, его отменили после проведённой областной прокуратурой проверки.

Зауральцы жалуются на приставов, Пенсионный фонд и медицину

Часть обращений от зауральцев омбудсмену касаются приставов. Люди, в частности, жалуются на то, что УФССП вычитает у них для погашения долга больше денег, чем это разрешено законом. В некоторых случаях жители Зауралья даже рассказывают о том, что с них взыскивают деньги за их «двойников» из других городов, которые имеют те же фамилию, имя и отчество.

Зауральцы периодически жалуются Шалютину на незаконные, по их мнению, действия приставов

Другая часть вопросов от жителей касается работы Пенсионного фонда. Обратившиеся рассказывают о неправильном начислении пенсий. В одном из таких случаев прибывшей из Казахстана пожилой женщине в течение полутора лет неправомерно отказывали в начислении пенсии. После вмешательства омбудсмена ей вернули более 200 тысяч рублей.

Ещё один блок вопросов от зауральцев касается медицины. Например, в конце прошлого года жители обращались к Шалютину по поводу инсулина. Сейчас, по мнению омбудсмена, ситуация с ним нормализовалась. Борису Шалютину также приходят обращения и по ненадлежащему оказанию помощи, грубому обращению с пациентами и прочим подобным фактам.

Некоторые жалобы касаются нарушения прав ребёнка внутри семьи, когда, к примеру, родители не могут поделить детей после развода. Иногда зауральцы сталкиваются с проблемами поступления ребёнка в школу.

«Пожилой дедушка один бьётся за интересы всего дома!»

Говоря об общем уровне правовой культуры зауральцев, Шалютин заявил, что его периодически изумляет уровень «выученной беспомощности» людей. Однажды к омбудсмену обратился очень пожилой человек и рассказал о положении дел в одной из курганских девятиэтажек. В доме два входа — парадный и пожарный.

— Некая структура перекрыла парадный вход, устроила там на базе колясочной частное предприятие, «прирезала» к этому предприятию ещё кусок общедомовой территории, закрыла вход из подъезда к этому пространству, и люди в течение полутора десятков лет ходили через пожарный выход. Мы добились предписания прокуратуры, чтобы управкомпания всё это изменила, но это ещё не решение. Представьте — старый дед, которому за 80 лет, он один бьётся за то, чтобы вернуть всё в нормальное человеческое состояние! Там столько людей живёт, они ходят, голову свою пригибают и ничего не делают, чтобы восстановить свои права! — рассказал Борис Шалютин.

Часто курганцы жалуются на проблемы в сфере ЖКХ

Такие ситуации для региона не единичны и довольно типичны, люди в основном идут к омбудсмену в том случае, когда их доводят до «последней стадии».

Говоря о необходимости отстаивания человеком своих прав, Шалютин заметил, что, хотя люди по своей природе одинаковы, их правовая активность по регионам и странам может отличаться.

— Попробуй в Москве отключи воду без предупреждения и не включи в указанное время! На час опоздал с включением воды, и там будет шум на весь мир! В Кургане отключают воду на несколько дней, и хоть бы кто возмутился! — рассуждает омбудсмен.

«Права не дают, права берут!»

Главной целью своей работы Шалютин называет признание человека и его прав в обществе высшей ценностью.

— Человек становится человеком благодаря праву. Можно отнять право — человека не будет, — цитирует омбудсмен одного из классиков юридической мысли Гуго Гроция.

Причём важно, чтобы и для самого человека его права были высшей ценностью, считает Шалютин.

— Права не дают, права берут! Права берут в борьбе, каждый человек должен уметь бороться за свои права, для чего должен располагать минимальной компетенцией, — высказался Шалютин.

Помочь в отстаивании и соблюдении прав может правовое просвещение зауральцев, говорит омбудсмен. Этому помогает организованный совместно с Курганской областной библиотекой имени Югова и проводимый в ней же кинолекторий Cinemalex. Зрителям показывают фильмы, затрагивающие вопросы прав человека. Перед просмотром картины идет лекция, после окончания фильма его обсуждают авторитетные юристы, публика, среди которой много молодёжи. В числе обсуждаемых фильмов уже были «Ворошиловский стрелок», «12 разгневанных мужчин», «Пожнёшь бурю». Темы актуальные, для их обсуждения и просмотра фильмов собирается много зрителей, говорит Шалютин, но сейчас сеансы приостановили из-за профилактики коронавируса.

Борис Шалютин напоминает, что люди могут сообщить ему о нарушении своих прав. Для этого офис омбудсмена работает в будни с 09:00 до 18:00. Зауральцы могут записаться на приём по телефонам: 46-21-25, 46-06-64. Для правовой помощи жителям районов Зауралья организуют выезды, где на местах ведётся приём вместе с руководителями муниципальных районов и прокуратурой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем