Накануне, 23 июля, на одной из улиц Кургана сняли видео, на котором женщина вела ребенка при помощи удерживающего устройства. Ролик быстро разлетелся по социальным сетям и вызвал бурные обсуждения среди горожан. Одни смеялись и говорили, что это хорошая идея — дети стали неуправляемые, другие отмечали, что это давно не новость и такие устройства можно легко найти в продаже, третьи писали, что лично знают эту семью, и эта история, которая на первый взгляд может показаться забавной, на самом деле не вызывает даже тени улыбки.
Женщина, которая гуляла таким образом с своим ребенком, рассказала 45.RU, почему этот вариант прогулок с сыном для неё — единственно возможный. Жительница Кургана пояснила, что в момент, когда она шла с пожилым мужчиной и маленьким мальчиком и её сняли на видео, семья ходила за водой и возвращалась домой.
Женщина объяснила, что пожилой мужчина полуслепой, у него тяжёлая форма болезни Альцгеймера. А маленький мальчик, которого женщина вела при помощи браслета безопасности, — это её восьмилетний сын, у него низкофункциональный аутизм, поэтому ребёнок не может говорить и не понимает, когда к нему обращаются.
Женщина пояснила, что удерживающее устройство — это купленный в интернете браслет безопасности.
— Я браслет безопасности использовала для того, чтобы удерживать сына. Если он убежит, я его догоню, но для того, чтобы догнать, мне сначала нужно было бы оставить полуслепого и не понимающего окружающего мира деда одного на улице. Пока я бы объясняла дедушке, что мне нужно догнать сына, могло бы случиться что-нибудь страшное. Мой сын не осознаёт опасности, ему бесполезно говорить: «Стой, не беги, вернись». Именно поэтому у нас дома стоят решётки на окнах, чтобы мальчик не вылез, поэтому я использую браслет безопасности, так как не все автомобилисты смогут понять, что вполне нормально выглядящий ребёнок может себя неадекватно повести и просто, смеясь, выскочить на машину. Это вынужденная безопасность, — пояснила мама ребёнка.
Она уточнила, что у детей с расстройствами аутистического спектра низкая социальная привязанность к близким и родителям, они практически не воспринимают авторитет взрослых.
— Мальчик у меня радостный, потому что перед этим хорошо побегал во дворе, поэтому он у меня так спокойно взбирался по лестнице магазина и спускался вниз, а не бежал позади меня и не выбегал на дорогу. Удержать его за руку сложно, не только потому, что он сильный, но и потому, что это у него вызывает протест, зачастую очень громкий, что может вызвать осуждение у прохожих. Мы зачастую выдерживаем такой прессинг в очередях, больницах, на улице. Может какая-нибудь бабушка встретиться и сказать: «Воспитывать не умеете, на поводке поэтому ведёте», — рассказала женщина.
Своим мнением по поводу ситуации с ребёнком, которого мама вела при помощи браслета безопасности, с 45.RU поделилась детский омбудсмен в Зауралье Алёна Лопатина.
— В данном случае мама вела ребёнка, дала ему условную свободу передвижения, но при этом контролировала ситуацию, чтобы он никуда не мог убежать. Такие приспособления существуют в продаже, и если их покупают — я не вижу ничего такого, что может ущемлять достоинство ребёнка. Мягкое крепление за руку не причиняет травм и боли ребёнку. Если вспомните — когда-то давно мамы держали своих детей за шарфики, в 70–80-х годах. Никто не считал это унижением или оскорблением, так как физических неудобств ребёнку это не причиняло, моральных страданий тоже, при этом ребенок более свободно мог перемещаться. Я не вижу здесь ничего, что может ущемлять права ребёнка, — рассказала Алёна Лопатина.
Психолог Татьяна Федосимова также сообщила 45.RU, что не видит ничего предосудительного в использовании подобных удерживающих устройств при прогулках с детьми. При этом она подчеркнула, что необходимо знать контекст происходящего, от этого будет зависеть восприятие ситуации.
— У кого-то такая картина вызовет радость за то, что такие устройства придумали, кто-то маме посочувствует, у которой болен ребёнок. Кто-то возмущение выскажет. Каждого цепляет что-то своё, — считает психолог.
При этом Татьяна напомнила родителям, что их детям необходим телесный контакт, прикосновения, так как «это лучший способ выражения позитивных чувств».