Власти Курганской области в минувшую пятницу показали новые логотип, брендбук и слоган для Зауралья. С легкой подачи агентства Be Brand People из Екатеринбурга Курган стал «территорией вольных людей» и обзавелся сердцем с геральдическими символами. В соцсетях началось бурное обсуждение новой айдентики. А блогер Илья Винштейн следом обвинил екатеринбуржцев в плагиате, дескать, новый логотип похож на китайскую головоломку и другие стоковые изображения из Сети. 45.RU связался с исполнительным директором Be Brand People Данилом Марьинским и выслушал его версию происходящего.
«Мы не считаем уместным называть эту работу плагиатом»
Комментируя слова Ильи Винштейна о плагиате, Данил Марьинский сообщил 45.RU, что его агентство не покушалось на интеллектуальную собственность какого-либо существующего бренда.
— Мы не считаем уместным называть эту работу плагиатом, — говорит собеседник 45.RU.
По его мнению, обвинения в плагиате сейчас возникают достаточно часто, и припомнил «историю с логотипом Ярославля от Студии Лебедева или обсуждения логотипов нового Сбера или Олимпиады в Токио 2020».
— Возможно, это связано с тем, что процесс создания концепций недостаточно публичен, а количество графических средств и инструментов в мире ограничено, особенно учитывая, что каждый день появляются новые бизнесы и новые бренды, которые неизбежно будут похожи на что-то ранее созданное, — говорит Данил.
Он уточнил, что геометрическая фигура сердца, состоящая из треугольников, «является частью существующего конструктора, игры-головоломки, одной из сотни возможных фигур».
— Именно тема свободы воли легла в основу слогана «территория вольных людей» и системы сообщений «здесь ты волен». Но какая метафора могла бы стать выражением этой идеи? После того как мы посмотрели несколько вариантов, мы поняли — нужен конструктор, то есть достаточно простой инструмент, который бы позволил каждому жителю, предпринимателю, дизайнеру, любому человеку создать из логотипа то, что ему нужно здесь и сейчас, — продолжил рассказ Данил.
В итоге авторы выбрали в качестве «символа воли» треугольник и обратили внимание на древнекитайский конструктор танграм.
— Это развивающая игра, которая помогает людям освоить пространственное мышление, логику, воображение. Это идеальная метафора для выражения идеи: «здесь ты волен». Известно по меньшей мере 320 фигур танграма, и это не предел. Это почти как конструктор Lego, который во всем мире активно используется и имеет десятки аналогов, — говорит Данил.
По его словам, при разработке логотипа авторы изучали материалы исследований, беседовали с жителями Кургана и Курганской области (ныне живущими в регионе и уехавшими).
— Мы пришли к выводу, что город и область не всегда в полной мере обращают внимание на изменения, которые происходят у них на территории. Что негативный тренд на упадок сменяется трендом на позитивные изменения — открываются новые социальные объекты, создаются проекты поддержки предпринимательства, в Курганской области действует удивившая нас программа, по которой человек может бесплатно получить участок земли под развитие бизнеса. Из множества кусочков складывается образ территории, которая открывает новые возможности для жителей и гостей: здесь действительно есть пространство для реализации идей, но для этого нужно иметь волю и желание их воплощать в жизнь. Эту идею мы подчеркнули в основном знаке логотипа — слове Курган, где буква «К» служит отдельным знаком — стрелкой вперед и вверх, — говорит Данил.
Работа заняла у них около месяца. Ее стоимость Данил Марьинский не назвал.
— Конкретные суммы не могу разглашать, но нам был интересен проект, поэтому мы согласились работать практически бесплатно — по себестоимости, то есть гонорар покрыл транспортные расходы, часы работы дизайнеров и копирайтеров, работу креативного директора и менеджера проекта, — перечислил представитель агентства.
Говоря о том, как отреагировали зауральцы на новый логотип, Данил отметил, что проекты по геобрендингу «сопровождаются бурной реакцией общественности» и зачастую не воспринимаются людьми «однозначно позитивно».
— Мы ожидали, что реакция будет неоднозначной. Мы получили достаточно много позитивных реакций от представителей бизнеса и сферы туризма, но в то же время видим и комментарии людей в Сети, — говорит Данил.
В соцсетях отзывы о логотипе и слогане Кургана в основном нелестные. По крайней мере, в крупнейшем местном паблике «Типичный Курган» во «ВКонтакте».
— Курган — территория больных людей, — гласит самая популярная переделка слогана за авторством Александра Косарева.
— «Территория вольных людей» — звучит будто место только что откинувшихся с зоны, — вторит Алексей Бабак.
— Это что за вырвиглазное цыганское одеяло? А на кой там эта кривая стрелка? Что она означает? Какая-то инженерная компания? Или это вьетнамская шляпа? Че к чему, непонятно, — добавил Александр Карпов.
Защитники у новой айдентики нашлись, но их оказалось немного.
— А мне нравится, и я люблю свой город! А кому нет, дак валите в Москву, Питер или вообще за границу. Чё вы тут то пишите, как всё плохо?! — спрашивает Никита Смирнов.
— Курган и вольные люди понятия несовместимые. Смените копирайтера! Не покатит слоган! Логотип сам нормальный! — добавила Алена Романова.
Читатели 45.RU также высказали мнение об обновленном брендировании Зауралья.
— Бессодержательный герб — набор треугольников, слоган — набор глаголов, — пишут в комментариях на нашем сайте.
— Какая галиматья! Наша область сельскохозяйственная, на гербе, эмблеме, на ваших слоганах должны быть отражены поля, трактора, всё, чем гордилась когда-то наша многострадальная Курганская область, которая дала миру Мальцева, — добавляет Владимир.
«Если смысл надо разжевывать — это неправильно»
Общественник Андрей Вагин поделился мнением с 45.RU, что к разработчикам нового брендирования Зауралья больших претензий быть не должно. Вопросы нужно задавать тем, кто принимал работу.
— Разработчики сделали как могли. Из них нужно было вытащить, чтобы брендирование было более конкретизированным, привязанным к Кургану. Подход и идея неплохие, но нет четкой позиции — что за город вольных людей, в чём они вольные? Большое количество интерпретаций. Если бы заказчики четче подошли к техническому заданию, более четко понимали, что нужно сделать, может быть, что-нибудь получилось более интересное, — говорит собеседник 45.RU.
Андрея удивило, что к разработке брендирования не привлекли местных специалистов и прошло всё это без общественных обсуждений.
— На эти вещи почему-то не берут обратную связь от людей, которые здесь живут и понимают аутентичность и исторические корни региона, — рассуждает Вагин.
Он также добавил, что в новом логотипе не особо понятен смысл отдельных элементов — цветов, к примеру.
— Откуда эти цвета появились? Нет расшифровки, нет понимания. Человек ничего не видит в этом логотипе конкретного, не понимает. Ему нужно разжевывать. А если нужно разжевывать — это считается не совсем правильным и адекватным. Человек должен видеть что-то и понимать, про что это, — считает общественник.
Он добавил, что если новое брендирование не пойдет в массы и не будет активно задействовано, то ценность его невысока.
45.RU направило запрос в правительство Курганской области с просьбой прокомментировать ситуацию с новой айдентикой региона. На момент написания материала ответ не поступил.