Город Беспорядки в Казахстане опрос «Старик, уходи»: российские казахи — о причинах протестов на родине и страхе за земляков

«Старик, уходи»: российские казахи — о причинах протестов на родине и страхе за земляков

Им приходится наблюдать за происходящим через соцсети — связаться с родными они не могут

Они не знают, чего ждать, и боятся, что станет только хуже

Новый год в Казахстане начался с массовых митингов. Население страны решило отстоять свое право на доступное топливо и стало выходить толпами на улицы. В какой-то момент акции протеста вышли из-под контроля, вынудив местное правительство уйти в отставку. Люди не успокоились, дело дошло до захвата и поджогов административных зданий, в том числе администрации президента. Глава государства угрожает протестующим жесткими действиями.

В России особенно сильно переживают за происходящее выходцы из Казахстана, у которых там остаются родные и близкие, — таких множество. НГС поговорил с некоторыми из них и узнал, что происходит у них на родине и почему.

«Я тесно с этим связан и за это переживаю»

Новосибирский предприниматель Станислав рассказал корреспонденту НГС, что родился и вырос в Павлодаре. Уже давно переехал в Россию, но связи с родным местом не потерял — в Казахстане у него остались родные и друзья. Там же живут его дети.

По словам Станислава, еще днем 5 января в Павлодаре было достаточно спокойно. Единственное, что указывало на беспорядки, — заблокированный интернет.

— Все сидят в сети через VPN. Я утром своим друзьям не мог дозвониться даже через Telegram. В Instagram, например, я прикрепляю фотографию с геолокацией «Павлодар», но она не просматривается. Так я закинул в Instagram две истории — на одной есть просмотры, на второй — нет. Она, я так понимаю, сразу закидывается в бан, — объясняет предприниматель.

Несмотря на то что Станислав все это время находится в России, ход событий в родном городе пересказывает с точностью едва ли не до часов. С его слов, там порядка пятисот человек вышли на центральную площадь перед акиматом с рядом требований. Основное требование, которое выдвигали казахи перед наступлением массовых протестов, — снижение цен на сжиженный газ. Представитель акимата вышел к павлодарцам с ответом на это требование.

— Дословно он сказал, что в тех западных областях, откуда все началось, процент автомобилей, которые ездят на сжиженном газу, очень высок. А потому им удалось снизить цену до 50 тенге. Это по курсу где-то 9 рублей. А в нашей области этого не получится, потому что процент автомобилей низкий — из 100 тысяч лишь 10% ездят на газу. То есть снизить до этой планки не удастся, — пояснил Станислав.

Список требований, которые выдвигали павлодарцы на площади

При этом уроженец Павлодара добавил, что люди вышли на митинг не только из-за газа, но и из-за серьезной усталости от действующего правительства.

— Долгое время в Казахстане действовал культ личности. Это связано с первым президентом (первый президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев. — Прим. ред.). Его назначили «елбасы» — пожизненным правителем Казахстана. Поэтому все кричат в толпе «Шал, кет!», что в переводе значит «старик, уходи». Нужно понимать, что все партии, столица — все имеют приставку «нур». В честь первого президента. Раньше был «Отан», теперь это «Нур Отан». Раньше была столица Астана, теперь это Нур-Султан. Всё долго нагнеталось. Нужно понимать, что нынешний президент, по сути, марионетка — он не может противиться воле Назарбаева. Сейчас люди уже дерутся не просто за газ, а за все предыдущие события, — сопереживает землякам мужчина.

Уже вечером 5 января друзья из Павлодара стали рассказывать Станиславу, что в городе начались тревожные вещи — люди слышали взрывы и замечали на улице взрывы светошумовых гранат. Толпу отогнали от акимата на несколько кварталов.

— Видно, что ближе к вечеру государство приступило к действиям и стало разгонять протестующих — перешло к наступательным действиям. Что будет дальше — сложно сказать. Друзья, которые работают, говорят: «Мы бы примкнули, если бы не работа». Правительство ушло в отставку, но назначаются те представители аппарата, которые голосовали за то, чтобы дать безграничную власть первому президенту. Система выборов Казахстана устроена таким образом, что если ты не служил в органах госвласти на протяжении пяти лет, то ты туда прийти не можешь. То есть новый человек с абсолютно свежими взглядами туда вступить не может, — добавил мужчина.

Станислав боится посадок людей «ни за что»:

— Там есть свои депутаты, как Фургал (бывший губернатор Хабаровского края, которого арестовали по обвинению в организации убийств и покушении на убийство. Арест вызвал широкий общественный резонанс и митинги во всем крае. — Прим. ред.), которых садят. У меня, например, друг как-то лично снял на видео с музыкой Нурминского, где плохо сказано про правоохранителей. За это ему пришлось извиняться на камеру в департаменте правоохранителей. В пазики сегодня сажали без разбора — просто чтобы разделить. А у меня там есть родственники, друзья, дети. Есть недвижимость. Я тесно с этим связан и за это переживаю, — признается сибирский предприниматель.

«Очень непонятно и страшно»

Арина родилась в Павлодаре, но семь лет назад переехала получать высшее образование в Новосибирск. С тех пор она продолжает жить здесь, сейчас — домохозяйка. Девушка регулярно держала связь с родными в Казахстане — последние дни, как только в стране грянули митинги, через VPN. Еще несколько часов назад, рассказывает Арина, она общалась с мамой через соцсети, но теперь связи совсем нет.

— Я, на самом деле, максимально вне политики Казахстана. С одной стороны, казахстанцы молодцы, добились и понижения цен, и отставки правительства. С другой стороны — то, что происходит сейчас, выглядит ужасно. Очень не хочется крови и вандализма, — поделилась девушка своим мнением о ситуации.

После пропажи связи ей чудом удалось связаться с дядей.

— После сообщений от дяди о светошумовых гранатах и людях, которые тормозят тачки и кричат: «Стоять, стоять всем!», уже не по себе. Особенно если знать, что мама сейчас работает в самом центре в разгар всего этого, и я не могу с ней связаться. И очень непонятно и страшно, как все это будет выглядеть дальше. Сложно адекватно оценить ситуацию, когда реально знаешь о происходившем и происходящем только из третьих рук, — добавила она.

«Все переросло в какой-то бардак»

Елена — зубной техник, сама из Семея (бывший Семипалатинск. — Прим. ред.), но уже давно живет в России. Еще до обеда 5 января в телефонном разговоре родители сообщили ей, что беспорядки в стране есть, но всё спокойно. После обеда они уже рассказывали об активных митингах в центре города — толпа двигалась к администрации с требованием встретиться с ее представителями. Если бы никто не вышел, толпа грозилась взять администрацию штурмом.

С 18 часов девушка не могла поговорить с родителями — звонок проходит, но ни на одном, ни на другом конце провода невозможно расслышать собеседника.

— Изначально митинги обоснованные, требования экономические. Вопрос в том, что сформулировано было лишь одно требование о повышении цен на топливо, но другие выдвинуты изначально не были. Что следовало бы сделать, конечно. В итоге всё переросло в какой-то бардак. Уже пошли политические требования, причем в каждой области свои — то отставка, то смена, то еще что-нибудь. Нет никакой единой идеи. Мирные митинги переросли в неконтролируемые беспорядки с жертвами среди мирных жителей. Сейчас там происходит явно то, с чем нужно бороться, — считает девушка.

Она уверена — главная причина происходящего в Казахстане — глобальные экономические проблемы и качество жизни. Несмотря на то, что «держава нефтяная», цены на всё только растут, рассказывает Елена. Родственники девушки занимаются бизнесом и постоянно сталкиваются с повышением налогов, введением новых, штрафами, запретами и поборами. Также она отмечает, что никаких субсидий не было даже в период коронавируса, а запретительные меры только ужесточались.

— Естественно, тут дело в качестве жизни. Если бы власть могла обеспечить достойный уровень жизни, тогда этого бы не было. Люди требуют изменений экономических, а вследствие — и смены власти. Объективно уже 30 лет в Казахстане правит чета Назарбаевых. Несмотря на то, что Назарбаев ушел, он оставил за собой неприкосновенность, все активы, его семья также осталась у власти. Он продолжает находиться в правительстве, в Совете безопасности. Случилось то, чего не стоило позволять, — раздвоение власти: номинально президент один человек, но по факту власть осталась в других руках. Так не может быть, лидер должен быть один у страны в любом случае, — убеждена Елена.

Тем не менее девушка уверена — если протесты будут продолжаться в том виде, в котором они существуют сейчас, ничего хорошего не получится. По ее мнению, нужно выдвинуть единые требования:

— Просить отставки президента и правительства, не предлагая ничего взамен, — путь в никуда. Будет у нас страна без управления в подвешенном состоянии. Я боюсь, что это приведет к неконтролируемой агрессии, к революции и разрухе на долгое время. Что не будет никакой власти, не будет порядка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем