45.RU продолжает рубрику субботних исторических заметок о Зауралье. В прошлый раз Татьяна Васильева рассказывала о первой выставке, организованной в городе, а сегодня материал — о богатых лесах нашего края и тех, кто их охранял.
Курганское лесничество было организовано во второй половине XIX века для надзора за лесами, на основании циркулярных предписаний Министерства государственных имуществ. Лесничество находилось в ведении Управления государственных имуществ Западной Сибири, в свою очередь, подчинявшегося Департаменту государственных имуществ. В задачу лесничества входило межевание и эксплуатация лесов, наблюдение за лесными массивами.
Лесничеством заведовал лесничий. Территория лесничества делилась на лесные участки, объезды и обходы. Для непосредственной охраны леса назначались объездчики (на каждый объезд) и лесники, составлявшие лесную стражу.
Страже, помимо денежного содержания, отводились земельные наделы. В 1914 году возник спор между курганским лесничеством и Лесным департаментом по поводу земельных наделов: «Возвращая представленные вами чертежи служебных наделов администрации вверенного Вам лесничества, Управление сообщает, что таковые не могут быть утверждены, так как запроектированные в наделе площади превышают установленную законом норму. Помимо этого, согласно распоряжения Лесного департамента от 19 апреля 1914 года, усадебные места чинам лесной стражи должны быть отводимы обязательно при самих казенных домах и в одном месте. Ввиду вышеизложенного, Управление предлагает Вам все наделы уменьшить до установленной нормы и усадебные участки отвести при самих казенных домах».
От казны объездчикам и лесникам выдавались ружья для охраны леса. Для общего надзора за лесничеством при Управлении государственных имуществ Западной Сибири состояли старшие и младшие лесные ревизоры, которые позднее входили в состав Лесоохранительного комитета, учрежденного на основании «Положения о сбережении лесов» от 4 апреля 1888 года для охраны лесов и поощрения лесоразведения в Тобольской губернии.
В связи с трудным положением в стране, связанным с войной, сократилось денежное содержание Лесного ведомства. 4 января 1915 года Тобольское управление земледелия и государственных имуществ уведомило, что ввиду сокращения кредита на наем временной лесной стражи, с 1 января 1915 года по первому ревизорскому району разрешается расходовать всего 162 рубля в месяц. «Посему во вверенное Вам лесничество Вы можете нанять лишь одного лесника с окладом жалованья в 15 рублей в месяц».
Кроме этого, курганский уездный исправник в письме Господину Лесничему курганского лесничества сообщает об участившихся самовольных вырубках лесов в связи с малочисленностью лесной стражи: «Покорнейше прошу сообщить мне о том, сколько именно человек лесной стражи вверенного Вам лесничества принято на военную службу по мобилизации и заменены они кем-нибудь и где именно. Благодаря тому, что лесная стража принята на службу, начались особенно усиленно массовые порубки казенного леса крестьянами». В ответном сообщении курганский лесничий сообщает: «Из общего числа десяти лесников в курганском лесничестве призвано по мобилизации четыре человека. Взамен призванным, дан один временный. Призванные все состоят лесниками в районах селений Введенское и Зайково Введенской волости».
Заявлений с просьбой принять на службу лесником, с заверениями беспрекословно исполнять все указания вышестоящего начальства, было довольно много. Особенно от демобилизованных с фронта: «Ввиду того, что в настоящее время к местному воинскому начальнику поступают заявления уволенных от службы нижних чинов, пострадавших в военных действиях, но не лишенных трудоспособности, о предоставлении им должностей лесной стражи и, вследствие категорического требования главного управляющего будем возбуждать ходатайство о предоставлении должностей названным нижним чинам».
В 1912 году при Тобольском управлении земледелия и государственных имуществ по уставу, утвержденному главным управляющим 29 сентября 1908 года, было создано благотворительное Общество главного управления землеустройства и земледелия.
Цели и задачи этого Общества сводились к тому, «чтобы в критический момент, когда кого-либо из служащих в ведомстве обездолит нужда, прийти к нему на помощь выдачею безвозвратного пособия или возвратной ссуды». В Кургане было создано отделение этого Общества, куда старались привлечь как можно больше членов, так как средства Общества составлялись из членских взносов, следовательно, чем больше было членов, тем больше и шире Общество могло оказать пособия своим членам.
Трудно приходилось семьям убитых на войне лесничих: «Циркулярным распоряжением Тобольского управления земледелия и государственных имуществ от 11 апреля 1915 года за № 4918 разъяснено, что выдача содержания семьям убитых на войне чинов казенной лесной стражи должна быть прекращена со времени получения официальных сведений о смерти упомянутых чинов, и освободившиеся вакансии должны быть замещаемы новыми лицами». Это же касалось и тех, кто погиб при разных обстоятельствах: «Старший унтер-офицер Киселев Сергей Ефимов, заведовавший военнопленными, поселенными в курганском лесничестве, 9 июня 1915 года около 8 часов вечера убит насмерть молнией, которая произвела пожар в амбаре при доме лесника, который был потушен в самом его начале».
При увольнении или переходе на другую работу служащие лесной стражи передавали следующие казенные вещи: нагрудный знак, герб, ружье, протокольную книгу, наказ, медный рог и план лесничества.
Так как желающих стать лесниками было много, лесного стражника могли беспрепятственно уволить по неблагонадежности, из-за вредных привычек и прочего: «Из Тобольского управления земледелия и государственных имуществ курганскому лесничему: "Уволить от должности лесника Холостых по неблагонадежности и утвердить вместо него запасного рядового Алексея Костромина"».
Лесники совместно с приставами проводили взыскание денег, а также конфискацию леса у лиц, незаконно его вырубивших: «Управлением государственных имуществ 12 августа 1884 года предписано курганскому лесничему произвести взыскание со всех лиц, производивших порубку леса по билетам в Илецко-Иковском бору за излишне вырубленный лес, вследствие произведенного формального следствия господином Земским заседателем 2 участка курганского округа».
29 сентября 1886 года Управление государственных имуществ поручило курганскому лесничему привести в порядок весь секвестированный (конфискованный) в 1883 году у разных лиц курганского округа лес, составить ему опись и сдать установленным порядком под охрану полицейской власти. Затем конфискованный лес продавали либо незаконным вырубщикам по льготной цене, либо продавали с торгов, чтобы пополнить городскую казну:
«Приостановленная вами продажа конфискованного леса Управление находит неправильным. От этого могут страдать интересы казны. Поскольку лица, указанные в списке, отказались покупать лес по льготной цене, то лес будет продаваться с торгов, а потому все желающие приглашаются на торги в Чинеевское волостное правление».
Интересен еще один момент. Бывали случаи, когда лесники обращались со своими жалобами, просьбами, ходатайствами напрямую в Тобольск или Петербург, минуя местное начальство: «Чины лесного ведомства нередко обращаются не только к высшему начальству с письмами и докладными записками по долгу службы помимо ближайшего своего начальства, но даже позволяют себе подавать просьбы на имя Высочайших особ, не испросив на то разрешения высшего начальства. В связи с тем, что подобная переписка не может быть терпима, Лесной департамент поручает Вам, Господин Лесничий, внушить всем подведомственным Вам лесным чинам, чтобы они на будущее время не допускали подобных отступлений, иначе просьбы, отправленные не через ближайшее начальство, будут оставляться без последствий».
Курганское лесничество было ликвидировано 27 мая 1918 года Декретом ВЦИК РСФСР.
Было интересно?