RU45
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Кургане
Погода-4°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -7

1 м/c,

южн.

767мм 89%
Подробнее
USD 100,68
EUR 106,08
Город Дороги и транспорт Семь лет спустя: вспоминаем, как Курган потерял троллейбусный парк

Семь лет спустя: вспоминаем, как Курган потерял троллейбусный парк

Городские власти допустили банкротство предприятия, при этом обещая его спасти

После закрытия предприятия троллейбусы без стекол долго стояли под открытым небом в ожидании перепродажи

Первые троллейбусы в Кургане начали регулярно перевозить горожан 57 лет назад. Их движение запустили в ноябре 1965 года. Последний раз рогатый транспорт выходил на линию семь лет назад — в апреле 2015 года. Полувековой юбилей их работы в городе даже никто не отмечал. В конце 2015 года предприятие находилось уже в стадии банкротства, а сотрудники были уволены к началу ноября. Курганский троллейбусный парк «не дожил» до своего 50-летнего юбилея три недели. Подробности строительства троллейбусных линий и о запуске первых троллейбусов мы вспоминали недавно, сегодня восстановим хронологию закрытия когда-то крупнейшего пассажирского предприятия в Кургане.

Троллейбусы для курганцев почти 50 лет были удобным видом транспорта и при этом еще и недорогим. С помощью них можно было попасть из одного отдаленного микрорайона города в другой без пересадок. Линии транспорта проходили через весь город. «Рогатые» ездили по расписанию и были гораздо вместительнее сегодняшних ПАЗов. Даже в последние годы своего существования троллейбусами тогда перевозилась третья часть пассажиров.

Когда предприятия не стало, первыми их нехватку ощутили заводчане. Они были вынуждены добираться до работы на перекладных и тратить на проезд в несколько раз больше денег, чем ранее. В апреле 2016 года зауральские предприятия обратились в областной департамент промышленности с жалобой на то, что рабочие не могут доехать до заводов. В частности, это предприятия «Корвет», «Курганхиммаш», «Курганмашзавод», сообщала тогда Федерация профсоюзов Зауралья. Со временем проблему решили: на улицах города стали появляться в большом количестве автобусы ПАЗ, которые оказались очень неудобными из-за своей малой вместимости в часы пик.

Убыточное предприятие

Городской электротранспорт можно было спасти, считают депутаты гордумы. В других городах власти занимались заменой старого транспорта на новый, что повышало его привлекательность у населения, а соответственно, увеличивались доходы предприятия. Также перевозка пассажиров электрическим транспортом всегда субсидировалась из бюджета. В Кургане проблемы предприятия же накапливали годами, не решая их кардинально.

— К закрытию предприятия привела неграмотная экономическая политика администрации Кургана, высокие тарифы на электроэнергию, закрытие на ремонт дорог, по которым ездили троллейбусы, — перечислил некоторые причины 45.RU депутат гордумы Кургана Иван Камшилов.

Жителям было удобно добираться на троллейбусах в отдаленные микрорайоны города без пересадок
1 из 3
Жителям было удобно добираться на троллейбусах в отдаленные микрорайоны города без пересадок

К началу 2000-х годов троллейбусный парк нуждался в срочном обновлении. Понемногу новый транспорт начали закупать. В 2010 году на маршрут № 6 1-й микрорайон — комбинат «Синтез» выпустили сразу пять новых троллейбусов, купленных за счет федерального и муниципального бюджета, сообщали в мэрии города. Всего в 2010 году по Кургану курсировали 35 троллейбусов, но высокая стоимость электроэнергии, а это давняя проблема всей Курганской области, постепенно загоняла предприятие в долги.

В 2011 году стоимость проезда в троллейбусе составляла 10 рублей, в 2012 году ее увеличили до 12 рублей, но это было ниже стоимости проезда в автобусах. Цена билета в 12 рублей так и останется до конца работы предприятия. В то время как частники поднимали проезд до 16, а затем и до 18 рублей. В мэрии надеялись, что люди чаще будут пользоваться электротранспортом, но в старых троллейбусах, которых было на линии большинство, к примеру, зимой было не очень комфортно ездить, и пассажиры отдавали предпочтение автобусам.

При этом себестоимость поездки в троллейбусе была гораздо выше, чем за билет платили курганцы. Мэрия Кургана частично компенсировала потери предприятию. Но, как считает депутат гордумы Кургана Иван Камшилов, этого было недостаточно.

— Себестоимость проезда доходила до 25 рублей за поездку в один год и даже потом выше, а в бюджет закладывали компенсацию — 8 рублей, исходя из стоимости поездки в 20 рублей. Я много раз говорил на думе, что они неправильно считают. Расходы и долги росли постоянно. И чем больше троллейбусы перевозили пассажиров, тем больше у них становилось расходов и долгов. В других городах компенсировали 100% разницы, и это спасало предприятия, а у нас деньги выделяли исходя из возможностей бюджета, — вспомнил ушедшие события Иван Камшилов.

До вокзала на троллейбусе можно было доехать практически из любого микрорайона города

В начале 2013 года движение троллейбусов в городе начали останавливать. Так, в новогодние праздники с 1 по 8 января троллейбусы не выходили на маршруты, а с 9 января перешли на пятидневную рабочую неделю. В выходные дни троллейбусы не ездили. Так руководство пыталось сократить расходы.

«Бесконечные совещания»

Весной 2013 года мэрия Кургана создала рабочую группу по развитию электротранспорта, в которую вошли депутаты Курганской городской думы, представители администрации, МКУ «Транспортное управление» и МУП «Городской электротранспорт». Впрочем, впереди еще будет работать не одна рабочая группа, которая так и не поможет предприятию.

В 2014 году стоимость тарифа на электроэнергию составляла для «Городского электротранспорта» — 6,2 руб. за кВт•ч, что было в два раза выше, чем стоимость электроэнергии в соседних регионах, писал «АиФ-Курган».

— Опыт соседей показал, что уже при тарифе чуть выше 2 рублей за кВт•ч работа троллейбусов становится нерентабельной, — говорил тогда директор городского департамента ЖКХ Андрей Жижин.

Оплата электроэнергии занимала более 30% общих расходов МУП. Постепенно у предприятия росла задолженность перед энергетиками, которые стали отключать одну подстанцию за другой от электричества. Троллейбусы перестали ездить в микрорайоны Заозерный и Рябково. Транспорт простаивал в «парке», а значит и прибыль не приносил. В то же время затянувшийся «вечный» ремонт улицы Куйбышева тоже ограничивал работу маршрутов. Финансовые проблемы начали расти как снежный ком. У предприятия скопились долги также перед Пенсионным фондом, налоговой службой. К лету 2014 года задолженности достигли цифры в 84 млн рублей, а к концу года — почти 100 млн рублей.

На троллейбусе можно было добраться не только до вокзала, но и до аэропорта по улице Куйбышева

В июле 2014 года глава Кургана Павел Кожевников встречается с представителями рабочего коллектива МУП «Городской электротранспорт» и заверяет их, что «город не оставит предприятие один на один с его проблемами, власти не допустят банкротства и ликвидации МУП «ГЭТ» и троллейбусы как ходили, так и будут ходить по улицам нашего города».

Здание МУП «Городской электротранспорт» долго оставалось заброшенным

Словам градоначальника работники предприятия не поверили и в августе 2014 года в Кургане вышли на митинг к кинотеатру «Россия», сообщал ранее наш портал. С плакатами и требованиями сохранить троллейбусный парк пришли около 100 человек.

— Просим сохранить троллейбусный парк, может, администрация города изыщет возможности каких-то федеральных денег, — рассказывал начальник службы ремонта подвижного состава парка Алексей Веселов. — Я уж не говорю про обновление подвижного состава, выехать мы можем тем составом, который есть, если у нас будет проплата за долги по второй подстанции и по долгам по электроэнергии. Но на сегодня никаких телодвижений нет со стороны администрации.

На митинг вышли работники городского электротранспорта, которые боялись закрытия предприятия. Сотрудникам также задерживали зарплату

В октябре 2014 года в ситуацию с МУП «Городской электротранспорт» вмешивается губернатор Зауралья Алексей Кокорин, который ставит задачу сохранить троллейбусное движение в Кургане. Это заявление он сделал в ходе рабочего совещания с руководителями администрации Кургана, представителями энергокомпаний и работниками МУПа, сообщала пресс-служба главы региона.

— На моих встречах с работниками многих производственных коллективов, социальных учреждений жители высказывают пожелания возобновления нормальной работы троллейбусов. Других вариантов быть не может, — сказал Алексей Кокорин.

Банкротство

Примечательно, что через два месяца после этого заявления — 4 декабря 2014 года — руководство МУП «Городской электротранспорт» обращается в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), введении в отношении него процедуры наблюдения. Сити-менеджер Александр Поршань заявляет, что «это единственный путь спасения предприятия», и выражает уверенность, что всё наладится.

— Ряд шагов уже предпринят: троллейбусный парк получает тепло, налаживается выплата заработной платы. Сейчас прорабатываются вопросы продления троллейбусных линий, оптимизации маршрутной сети. Мы осознаем всю ответственность, которая на нас возложена, и готовы сделать всё возможное, чтобы предприятие преодолело кризис, — заявил в ходе итоговой пресс-конференции сити-менеджер Александр Поршань.

Алексей Кокорин и Александр Поршань часто заявляли, что не допустят банкротства МУП «Городской электротранспорт»

В январе 2015 года суд назначит арбитражного управляющего — Плешкова Андрея Владимировича. Кстати, сейчас Андрей Плешков в администрации Кургана возглавляет департамент развития городского хозяйства.

К апрелю этого же года в Кургане пассажиров возили всего 20 троллейбусов по 3 маршрутам. Затем троллейбусное движение приостановили до особого распоряжения из-за отключения тяговой подстанции № 2. Подстанция принадлежала частному лицу, которое требовало деньги за ее аренду. С одной стороны, городские власти несколько раз заявляли, что готовы погасить долги около 4 млн рублей, с другой стороны, почему-то этого так и не сделали.

Владелец трансформаторной подстанции № 2 через суд потребовал освободить ее от оборудования. Когда помещение освободили, его опечатали судебные приставы. А «рогатых» в Кургане больше не видели.

В июне 2015 года временный управляющий Андрей Плешков провел собрание кредиторов, на котором решили обратиться в суд с ходатайством о признании МУП «Городской электротранспорт» банкротом и введении конкурсного производства.

Через месяц в мэрии Кургана руководители города провели совещание, куда пригласили работников МУП «Городской электротранспорт». Глава Кургана Сергей Руденко и руководитель городской администрации Александр Поршань заверили присутствующих, что сделают всё возможное, чтобы сохранить предприятие.

— Ситуация действительно очень непростая. Наша позиция как руководителей города однозначна — потерять предприятие нельзя. Мы приложим все усилия, чтобы его сохранить, чтобы люди не потеряли любимую работу, — пообещал тогда Сергей Руденко.

Но слова так и остались словами. В связи с банкротством МУП «Горэлектротранспорт» работу потеряли около 180 человек. Так Курган потерял экологический вид транспорта. Пока кредиторы делили и продавали имущество обанкротившегося предприятия, общественники призывали спасти предприятие.

— Троллейбусного сообщения у нас в городе не будет. Когда троллейбусы стоят, это наносит меньше убытков. Есть предложение закупить новые троллейбусы, но это новое предприятие мы сразу обречем на провал, — заявил в феврале 2016 года замдиректора Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Евгений Дмитриев «Интерфаксу».

На троллейбусах в последние годы их работы постоянно размещали объявления. Предприятие так пыталось заработать

В июне 2016 года на одной из интернет-площадок появилось объявление о продаже 45 троллейбусов от частного лица. Мужчина утверждал, что он приобрел 3,8 миллиона рублей с аукциона у муниципалитета, писали РИА Новости. Часть троллейбусов еще были на ходу.

— Может быть, кому-то в сад нужно поставить как вагончик, такой будет стоить около 150 тысяч рублей, а если на линию пустить для перевозки пассажиров, то до двух миллионов рублей будет стоить, — поделился рассуждениями с агентством предприниматель.

О дальнейшей судьбе этих курганских троллейбусов неизвестно.

К январю 2017 года всё имущество «Городского электротранспорта» было распродано. Оставшиеся пять троллейбусов продали троллейбусному предприятию города Ленинска-Кузнецкого.

13 сентября 2017 года МУП «ГЭТ» прекратило деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 26 июля 2017 года. Так завершилась почти 50-летняя история «троллейбусного парка» в Кургане.

МУП «Городской электротранспорт» образовано 25 июня 2009 года. Учредители: администрация города Кургана — 100% акций. Руководителями были: Нохрин Александр Геннадьевич, Сомов Лев Михайлович, Кудров Сергей Ананьевич, Кирпищиков Алексей Викторович, Климюк Николай Александрович. МУП прекратило деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства — 13.09.2017.

Расскажите нам в комментариях, нравилось ли вам ездить на троллейбусах и скучаете ли вы по ним?
Звоните8 (3522) 22-91-60
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
Гималаи позвали: корреспондент 45.RU нашла в Индии покой от новостной суеты
Надежда Тихомирова
корреспондент
Мнение
«По улице Красина в Кургане» и «на улице Красина»? Спрашиваем филолога, где именно стоит дом
Ирина Шушарина
филолог, преподаватель Курганского госуниверситета
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Курган — орлы!»: Зубаревич высказалась об экономике региона
Наталья Зубаревич
Экономист, профессор МГУ, эксперт по региональной политике
Рекомендуем
Объявления