RU45
Погода

Сейчас-8°C

Сейчас в Кургане
Погода-8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -13

3 м/c,

южн.

747мм 82%
Подробнее
USD 103,43
EUR 109,01
Дороги и транспорт Транспортная реформа мнение Как в Кургане появились троллейбусы и почему исчезли спустя полвека?

Как в Кургане появились троллейбусы и почему исчезли спустя полвека?

Вспоминаем историю электротранспорта вместе с заведующей музеем истории города Татьяной Васильевой

Троллейбусы ходили по улицам Кургана почти полвека
Источник:

В Кургане анонсировали новую транспортную реформу, благодаря которой власти города хотят навести порядок в пассажирских перевозках. Напомним, сейчас по улицам передвигаться можно только на автобусах. Об исчезнувших троллейбусах вспомнила и глава города Елена Ситникова, но вернуть их теперь невозможно. Заведующая музеем истории города Татьяна Васильева вспомнила в своей колонке для 45.RU, как они появились в Зауралье и как исчезли.

Как-то очень быстро исчезли с улиц Кургана старые добрые троллейбусы. А ведь когда-то открытие троллейбусного движения в нашем городе было большим событием, которого с нетерпением ждали все горожане.

В нашем городе троллейбусное движение было открыто почти на 30 лет позднее, чем в Москве и других крупных городах. 58 лет назад в Кургане началось строительство троллейбусной линии.

Еще в 1962 году газета «Советское Зауралье» писала: «На начало семилетки в нашем городе было шестьдесят автобусов, в 1962 году — двести. А в 1965 году их будет не менее четырехсот. Однако автобусы — это, строго говоря, не городской транспорт. В будущем их, несомненно, заменят троллейбусы. Троллейбусные линии уже проектируются».

Документация на строительство троллейбусной линии была подготовлена в 1963 году. С марта следующего года начались строительные работы, которые проводил коллектив УНР — 3 стройтреста № 74. Весь объем строительно-монтажных работ по строительству троллейбусной линии был разделен на две очереди. В первую очередь включили сооружение таких объектов, как депо, мастерская, две тяговые подстанции, контактная сеть, протяженностью 14 километров, ввод трех линий такого же протяжения. На троллейбусных линиях было намечено иметь пять маршрутов, на каждом маршруте проходили 5–8 машин с интервалом между ними по 6–9 минутами.

Источник:

Ввод в действие первой очереди намечался на 1965 год. Сметная стоимость всех работ составляла 1 миллион 496 тысяч рублей. В последующем новые линии и маршруты троллейбуса должны были бы разрешить проблему транспортной связи между самыми отдаленными районами нашего города: от Уралсельмаша до завода медпрепаратов, от поселка Вороновка до завода Курганхиммаш. Троллейбусный транспорт брал на себя солидную долю пассажирских перевозок. Уже с вводом первой очереди на троллейбусах планировалось перевозить 23 миллиона пассажиров в год, а после завершения всего строительства эта цифра удваивалась. Из подсчета проектировщиков, все затраты, запланированные на то, чтобы иметь в городе троллейбус, должны покрываться прибылями от его эксплуатации в течение первых трех лет.

В 1964 году началось строительство, газета «Советское Зауралье» писала по этому поводу: «Необычная картина для нашего города: по обеим сторонам асфальтированного шоссе от завода Курганхиммаш в сторону проспекта Машиностроителей, вдруг, словно грибы после теплого дождя, стали вырастать странные для этого места столбы. И, невольно, рабочие, инженеры, спешащие на работу, урывая минуту-другую, подходят к монтажникам. Впереди специальная машина готовила ямы. А в готовую яму кран бережно опускал очередной десятитонный железобетонный столб, столбы для несения контактного провода приходили в Курган из Колчедана (населенный пункт Свердловской области)».

Возле завода Курганхиммаш завершалось строительство троллейбусного парка. Отсюда первая очередь пошла на Рябково и вокзал. К концу 1965 года должна была вступить в строй первая очередь троллейбусной линии — от заводов Машиностроительного и Химмаш по улице Химмашевской и проспекту Машиностроителей через путепровод до улицы Коли Мяготина, а по ней до завода Уралсельмаш. В перспективе троллейбусные маршруты протягивались до завода Медпрепаратов, аэропорта и поселка Рябково.

23 ноября 1965 года в 16 часов 30 минут возле Дворца культуры строителей выстроились колонны троллейбусов. Здесь на улице К. Мяготина состоялся многолюдный митинг трудящихся города, посвященный окончанию строительства первой очереди троллейбусных линий в Кургане. На митинг пришли строители, рабочие заводов и фабрик, железнодорожники. После митинга прозвучал государственный гимн Советского Союза, перерезана ленточка, оркестр сыграл туш, и машины плавно тронулись с места. Сделав остановку, они приняли людей — участников митинга в комфортабельные салоны. Одновременно заняли места свыше 750 человек. Три машины отправились в сторону Уралсельмаша, три — в сторону заводов КМЗ и Курганхиммаш. «В кабинах — опытные водители, получившие солидную практику во время обкатки машин, — А. М. Парусов, Е. И. Иванова, Ф. Ф. Жевлаков, В. К. Соболев и другие. "В добрый путь!" — несутся слова вслед уходящим троллейбусам».

«Мягкие кресла, превосходная обозреваемость, а идут как плавно — поставь стакан с водой — не расплещется»

25 ноября 1965 года в 6 часов утра в Кургане началась регулярная перевозка пассажиров троллейбусами по маршрутам Курганхиммаш — Уралсельмаш, КМЗ — Уралсельмаш. Газета «Советское Зауралье» писала по этому поводу: «Может быть, для некоторых пассажиров, ожидавших вчера, по привычке, автобус на остановке, явилось некоторой неожиданностью, когда вдруг подоспевший сизо-голубой троллейбус гостеприимно распахнул перед ними свои широкие двери, и кондуктор провозгласила: "Троллейбус следует до завода". Но, для подавляющего большинства горожан никакой неожиданности в этом уже не было. Еще накануне вечером тысячи жителей областного центра знали, что первая очередь курганского троллейбуса сдана в эксплуатацию, и маршрутное движение открыто. Начальником Курганского троллейбусного управления был назначен В. Филимонов.

В 1966 году контактная сеть троллейбуса соединила завод Кургансельмаш с КМЗ и вокзалом. Для курганцев троллейбусы были недорогим и удобным видом транспорта. Почти 50 лет верой и правдой служили они горожанам.

В ноябре 2015 года курганский троллейбусный парк прекратил свое существование
Источник:

Однако в начале 2000-х годов накапливаются серьезные проблемы: многомиллионные долги, изношенность контактной сети и подвижного состава и высокие тарифы энергетиков. В результате всего этого, в ноябре 2015 года курганский троллейбусный парк прекратил свое существование, не дожив до своего 50-летнего юбилея три недели.

Скучаете ли вы по троллейбусам?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванный от жизни»: репетитор из Кургана оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Цены растут на всё, это не отговорка»: как и почему в Кургане меняют тариф на содержание МКД
Александр Скворцов
гендиректор ООО «УК „Жемчужина“»
Рекомендуем
Объявления