7 мая надолго запомнится курганцам — у многих сгорели дачи и жилые дома. Жители Смолина рассказывали нашим коллегам о водителе пазика, который собирал всех, заезжая во время пожара в поселок: мы нашли его и кондуктора, которые работали в ту смену. Водитель автобуса № 309 Владимир Григорьев и кондуктор Алена Вайстрова рассказали 45.RU об эвакуации людей из горящего поселка Смолино в тот злополучный вечер. Далее — от первого лица.
Владимир: Мы приехали в Смолино чуть пораньше, потому что выходной был. Стояли, ждали. Начали в рупор кричать, что будет эвакуация. «Огонь подходит, эвакуируйтесь, собирайте вещи!» Мы еще постояли. Люди даже из домов еще не собирались уходить. Потом автобус, который за нами идет, прискакал следом. Было 17:30–17:35. Поехали потихоньку. На следующую остановку заехали, взяли пассажиров. Пожарные возле церкви нас остановили.
Алена: Говорят: «Разворачивайтесь, стойте до последнего, до распоряжения».
Владимир: «Распоряжение ГО и ЧС: никуда не уезжайте, собирайте весь народ».
Алена: Мы постояли возле церкви, подождали народ. Потом пожарный подошел и сказал: «Через 10 минут всё взорвется — к заправке подошло». Мы обратно поехали на конечную, там еще остатки народа собрали. Полный автобус уже был — мы поехали. Даже на полу сидели с детьми.
Владимир: Ребятишки сзади на полу сидели полностью, они даже голову не поднимали. Всё уже в дыму было. Ничего не видно было.
Алена: Там уже всё, летал вот этот пепел. На крышу прилетало.
Владимир: Когда мы заехали в Смолино, там уже всё в дыму было. Там уже дышать нечем было.
Алена: Мы, когда заезжали, огонь был на шоссе Тюнина. За 10 минут он дошел до заправки.
Владимир: Нам сказали, что нас оттуда уже не выпустят, мы через эту дорогу уже не поедем, как мы заезжаем. Нам сказали выезжать через сады «Полянки-2». Где эти сады? Поначалу все в кипеже, никто ничего не знает. Нашелся один мужичок на машине. Я, говорит, покажу. Мы выстроились колонной, КАМАЗ за нами еще с «Водоканала» был, много людей на машинах выезжать начали. Мы поехали, начали потихоньку собирать.
Водителю второго автобуса № 309 я позвонил и сказал: «Ты никуда не уезжай, потому что сейчас будет эвакуация, мы будем людей забирать». Он остался. К нему уже насадились люди. Мы просто из его автобуса к нам пересадили, а его оставили там. Еще 16-й автобус подъехал потом.
Алена: Один мужчина паниковал: «У меня папа там остался. У меня папа там остался». Когда уже выехали оттуда, ему звонок поступает. Отец ему звонит. «Папа, ты живой? Папа, ты живой?» Мы ему говорим: «Как бы если он тебе звонит, значит он живой». Он тогда только успокоился.
Владимир: Первую-то партию нормально вывезли. К лицею № 12.
Алена: Я когда начала задавать вопрос, куда везти, никто ничего не знает. Мы позвонили диспетчеру. Ей тоже информация еще не поступила. По номеру 112 сказали звонить в администрацию, дали номер. Я позвонила. Мне сказали: «12-й лицей». Потом сказали обратно ехать. Гаишник сказал: обратно тем же путем.
Владимир: Мы к Малому Чаусову когда подъехали, к «Миру», сначала вроде не пускают. Ситникова подошла: «Пропускайте, пропускайте!» Мы напрямую поехали. До туда мы быстро добрались.
Алена: В Смолино уже не запустили. В «Полянках» стояли.
Владимир: Было уже 7 часов вечера с небольшим. Два целых дома в конце стояло, остальное всё горело. Там уже баллоны взрывались. Привезли последних людей. Женщину с пятью козами. Собаки, кошки.
Алена: Кто кого схватил, тот с тем и был. Людей уже по дороге собирали: и в Глинках, и на дачах. Там всё было в дыму.
Владимир: Смотреть уже нечего было. Едешь — смотришь, там фары горят. По столбикам определяешь.
По Глинкам едем — люди пешком идут, туда автобусы не пускают. А идут-то все именно в пекло, в сторону города. Вот мы их давай потихоньку собирать.
Алена: Только в Чаусово заехали, Вова хотел проехать за машиной МЧС, проскочить. Люди начали паниковать. Девушка встала, давай в двери долбить: «Выпустите меня! Я пойду пешком». Нам пришлось разворачиваться.
Владимир: Когда мы поехали обратно, где поворот от Глинок на Омскую трассу, там уже везде затор был.
Алена: Одна женщина больше всех панику наводила: «Мы задохнемся! Всё, мы умираем!» Другая всё об одном: «Вот у меня там телевизор…»
Владимир: Докопалась она со своим телевизором. Потом один мужик не выдержал: «Паникеры долбаные, заткнитесь! Что вы все панику наводите?!»
Алена: Мужчина сидит, у него одна борсетка в руках: «Вот всё, что у меня осталось…» Я говорю: «Так вы, главное, сами живы. Вы выжили, а остальное всё преходящее». Они мне одно что: «Так это ты молодая. А мы вот уже пожилые. Нам это не построить».
Владимир: Государство стариков всё равно не бросит, как ни крути. Первые пассажиры исключительно проехали. Тихо, спокойно. Организованно сели и поехали. Сидят и молчат. Когда мы в Смолино стояли, там же вообще дым был, аж глаза выедало, там дышать уже нечем было. У нас влажные салфетки были с собой.
Алена: Я просто раздавала ходила. Дышать невыносимо было. Во второй заезд говорила пассажирам: «Не паникуйте. Не отвлекайте водителя. Он и так едет — ничего не видно».
Владимир: Больше всего мне прилетало: «Ты куда нас повез? Мы сейчас все сгорим! Ты что делаешь?!» Под алкоголем люди на эмоциях. У нас еще вроде ничего. В 16-м автобусе они там дали жару. Они с бутылками там ходили.
Вторую партию людей мы повезли в 48-ю школу. Наша смена была до 9 вечера. Мы вернулись в 11-м часу.
Женщина одна 12 мая зашла в автобус: «Вы же нас вывозили?» — «Да». — «Спасибо вам огромное!» — «Пожалуйста». Каждый на нашем месте так же бы поступил. Главное — не паниковать. Остальное нормально. Кого бояться? Всего бояться, так дома сидеть.
Алена: Надо проще относиться. Если бы мы паниковали, то и люди бы паниковали. Ничего хорошего из этого не вышло бы.
Владимир: Паника еще никогда до добра не доводила. Когда люди паникуют, начинают делать очень много глупостей. Глупости не очень хорошо откликаются потом. Люди, когда паникуют, начинают теряться, бегать, у них столько энергии появляется. Они начинают много ненужных действий делать.
Алена: Самое страшное было на следующее утро приехать. Ты тут ехал: всё красиво, всё чистенько, хорошие домики, очень мало там было старых домов. А на следующий день это просто…
Владимир: Печки стоят.
Алена: Оно еще всё дымит. Просто ничего нет.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Кургане. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.