RU45
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Кургане

Погода+8°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +5

2 м/c,

южн.

755мм 51%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Город История одного дома «Cюрпризов проявилось немало, но кладов, увы, не нашли»: что стало с памятником по улице Советской в Кургане

«Cюрпризов проявилось немало, но кладов, увы, не нашли»: что стало с памятником по улице Советской в Кургане

Как теперь выглядит здание бывшей усадьбы жены декабриста

45.RU запустил сериал про дома на улице Советской: старые и новые, с историей или пока без нее. Мы гуляем по бывшей Дворянской, рассматриваем здания и общаемся с новыми собственниками о ремонте, требованиях закона и сохранении облика города в его самой старинной части. В этой серии мы поговорили с представителем собственника трех зданий № 117, 143 и 148 на улице Советской Вячеславом Я. про облик улицы и ремонт памятника архитектуры на Советской, 143, у которого теперь новое название.

Ворота отправляли на реставрацию


Здание на Советской, 143 в 2021 году было продано на аукционе за 10 млн рублей — его купил предприниматель Дмитрий Талпа. До продажи в этом здании находился Курганский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики. Начальная цена торгов составляла 8,28 млн рублей.


Почему название «Дом контор»? Здесь же был центр медицинской профилактики.

— Это «Дом контор» — здесь кто только не находился последние 112 лет, то есть — до нас! Когда мы начали всё разбирать (дом начала «убивать» еще советская власть после национализации, и то, что он сохранился, скорее чудо), сюрпризов проявилось немало, но кладов, увы, не нашли. Со стороны двора были какие-то пристрои, руки бы поотрывать тем, кто так пристраивал (цитата от наших строителей)! Представляете кирпич? Его можно положить в длину, в ширину и поставить на ребро. От этого зависит толщина, капитальность стены, понятно — ее цена.

Там были пристрои в полкирпича, но, когда мы здание купили, они уже наклонились, лестничная клетка, к которой они примыкали, начала отделяться от дома и могла упасть в сторону двора. Мы «взволновались» и проверенными строительными технологиями — металлическими стяжками и скобами — ее к дому «прикрутили», чтобы не рухнула. Это памятник, есть обременения, поэтому каждое действие, конечно, согласовывается. Пока мы проводили работы, за нами «присматривали», сейчас есть другие ограничения, например, нельзя помещение использовать как жилое (здесь назначение административно-деловое).

Что здесь сейчас и как вы ремонтировали его, соблюдая требования, — это же памятник архитектуры?

— В этом здании находится наш офис, также арендаторы. Представители администрации области, которая принимала здание после ремонта, тогда «впечатлились» результатом. Похож по конструктиву «Лондон Паб», у нас просто новее ремонт, хотя к старым особнякам это трудно применимо — «новее».

Те стены, которые можно было очистить до старого кирпича и «показать», мы очистили и «показали», а которые совсем показать неудобно (вспомним «усилия» советской власти) — зашили гипсокартоном. Когда дом строили в начале XX века, тут в каждом помещении была печь.

Когда появилось централизованное отопление, печи все были выломаны, без заботы о том, какой вред дому причиняется, и криво-косо всё заложено кирпичом. Мы эти стены не показываем. Окна мы тоже не трогали — они были на момент покупки относительно новыми. Крышу нельзя было покрывать новыми материалами — ни мягкой кровлей, ни металлочерепицей, только металлом (оцинкованный лист) — здесь были требования сохранить тот вид, в котором было здание.

Старинную кладку освободили от штукатурки так
Что будет на первом этаже — пока не решили
1 из 3
Старинную кладку освободили от штукатурки так

Что удалось сохранить? И сопоставимы ли были затраты на ремонт со стоимостью всего здания?

— Работы было проведено много, снаружи и внутри всё очистили, помыли водой, загрунтовали, лаком покрыли, внутри есть небольшие недостатки (опять же, исторические) в кирпичной кладке, но они имеют свой шарм. Всё, что должны были сделать, мы сделали: памятник остался памятником, история сохранилась. Например, дверные полотна мы отправляли на реставрацию в Екатеринбург.

Были ворота со стороны улицы, но они в таком были состоянии (уже вросшие в асфальт и наполовину сгнившие), что мы их сделали заново, это было в охранных обязательствах. Мы приобрели это здание за 10 млн, затраты на ремонт можно сопоставить — на него ушло чуть меньше, чем сумма покупки.

Карта области висит между этажами
Двери реставрировали в Екатеринбурге
1 из 4

Историю здания можно прочитать на входе. По данным сайта Kurgan.pro, в усадьбе в 1810 году жил дьячок Тимофей Чемизов. Его наследники продали усадьбу штаб-офицеру Степану Игумнову и половину — унтер-офицеру Тимофею Лаврентьеву.

В 1860 году произошел пожар, и вдова Лаврентьева продала участок всего за 20 рублей Александре Томниковой, родной сестре гражданской жены декабриста Александра Федоровича Бриггена. Та построила на усадьбе одноэтажный дом, амбар, погреб и баню.

15 ноября 1876 года это перешло мещанину Александру Ильичу Подкорытову, а его сын, унаследовавший усадьбу, продает ее в 1908 году крестьянину Якову Николаевичу Стрельникову. Он занимался скупкой и продажей скота, имел капитал. Городская управа дала разрешение выстроить каменный дом, деревянные амбары, каменную баню и другие службы. Уже к 1909 году двухэтажный кирпичный дом был готов, в нем Стрельниковы жили до 1923 года.

Тогда здание было муниципализировано, и до 1929 года в нем находился детский дом, затем прокуратура, дом санитарного просвещения и, уже перед продажей, областной центр медицинской профилактики.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем