В Курганской области ожидают исторический максимум уровня воды в Тоболе. В Кургане, по прогнозу властей, он может составить 11 метров. При этом дамба, которая защищает город от воды, рассчитана, по официальным данным, на 10,5 метров. Вспоминаем, как ее строили и реконструировали в прошлые годы.
Зачем стали строить дамбу?
Река Тобол подтапливала Курган много раз. О затоплениях писала курганский краевед Александра Васильева в книге «Забытый Курган». Она отмечала, что Тобол имеет один берег высокий, на котором расположен город, а правый берег — низменный, где были заливные сенокосные луга.
Когда-то в Курган приплывали даже пароходы. Так, в 1871 году в Курган по реке прибыл первый пароход «Благодать», в рейс к нам он отправился из Тюмени.
— Жители Кургана и окрестных деревень специально приходили и приезжали посмотреть на эту диковину. Почти все видели пароход впервые. Он пробыл в Кургане 5 часов и пошел в обратный рейс. Но Тобол мелел, и пароходы приходили в Курган только в чрезвычайных случаях, — отмечалось в книге «Забытый Курган».
В 18-м веке Тобол был полноводнее, чем в 19-м. Со временем он стал мелеть. Теплоходы переставали ходить по Тоболу из-за того, что он местами пересыхал. При этом разливы реки были всегда ежегодными, но большие наводнения случались редко. Краевед Александра Васильева вспоминает о нескольких случаях. Так, в 1859 году вода быстро прибывала сразу после вскрытия Тобола и успела затопить «низменные части города». Были подтопления Кургана в 1866 году, когда вода затопила территорию, называемую Увалом. Были подтоплены дома и все кузницы, устроенные на берегу Тобола.
— Потом залила кругом деревни Смолино, Чаусово, окрестности заимки возле города и винокуренный завод купца Шишкина. Под напором массы льда снесло городовой мост и четыре плота, устроенных на реке, — перечисляется в книге.
Почти через 50 лет, в 1914 году, грандиозное наводнение повторилось. Еще 10 апреля жителей просили эвакуироваться, но все они оставались в своих домах. В ночь на 14 апреля вода стала стремительно подниматься и затопила прибрежные улицы.
— В панике, ночью, жители взбирались на крыши своих домов. Отовсюду слышались отчаянные крики о спасении. Лодки, которых было мало, не успевали оказывать помощь, — рассказывается в книге.
Добавим, что в 1914 году уровень воды у города составил 932 см, пик половодья пришелся на 17 апреля.
Следующее подобное наводнение было в 1947 году, когда вода затопила восточную часть города вплоть до улицы Пролетарской. Добавим, что в тот года затопило Шевелевку, там был один сплошной водоем. Уровень воды достиг отметки 1087 см.
После этого в Кургане стали строить обваловочную дамбу, которая защищала город от высокой воды, вспоминает Васильева.
Следующие крупные наводнения произошли в Кургане в 1957, 1993, 1994, 2016 годах. В 1957 году уровень воды в Тоболе был 916 см.
Сильно Курган пострадал от наводнения в 1994 году — уровень воды в Тоболе составлял 1006 см. Последнее крупное половодье было в городе в 2016 году — уровень воды был 806 см.
Строительство гидроузла и дамбы
После крупного половодья в 1957 году, когда уровень воды составил 9 метров 16 сантиметров, в Кургане стали создавать новое русло Тобола, используя старицу Чигирим, и строить новую бетонную плотину, которую возводили 4 года. В работу ее пустили в 1962 году. Было создано также водохранилище.
Существующую дамбу в Кургане строили в несколько этапов. Первый был начат еще в 1987 году. Она тянулась от гидроузла до моста на Смолино. В 1994 году началась отсыпка заградительной дамбы вдоль русла Тобола. Дамбу тогда отсыпали до микрорайона поселка ТЭЦ. Возвести ее успели до большого наводнения 94-го года.
Позже стали возводить дамбу от «Кургансельмаша» в сторону Омского моста. Дамба много лет защищала город от затопления. Ее строительство закончили к 1996 году, но к тому моменту в аварийное состояние пришел гидроузел. О том, как его реконструировали и укрепляли дамбу, вспоминали в своей книге «На перепутье: как это было» бывший губернатор Курганской области Олег Богомолов и его заместитель Валерий Миронов.
В 2000 году в Кургане отремонтировали верхнюю часть гидроузла. Позже был утвержден проект реконструкции по восстановлению нижнего бьефа, но денег на его реализацию в области не хватало.
— Эту проблему мы озвучивали перед руководством МЧС РФ, неоднократно бывали в Министерстве природных ресурсов страны. Кстати сказать, тогда к нам приезжал нынешний министр обороны РФ Сергей Шойгу, возглавлявший на тот момент Министерство МЧС, — отмечается в книге.
К ремонту нижнего бьефа гидроузла приступили только в 2007 году, а завершили в 2009 году. Кстати, ремонт проводили с применением уникального решения — воду, сбрасываемую с Тобола, пропустили через две трубы. Во время этих работ можно было даже опуститься на дно реки и сфотографироваться.
В 2011 году правительство региона во главе с губернатором Олегом Богомоловым приняло еще одно важное решение для города — капитальный ремонт сооружений инженерной защиты города. Для этого была разработана «проектно-сметная документация, которая предусматривала работы по выравниванию отметок гребня, ликвидации промоин, восстановлению и укреплению откосов, замене запорных устройств, установке дополнительных водовыпусков».
— Да, это было недешевое мероприятие, и общая сметная стоимость оценивалась свыше 191 млн рублей, состоящих из средств федерального, областного и местного бюджетов. Работа продолжалась несколько лет, было отсыпано около сорока километров набережной, которая впоследствии благоустраивалась и приобрела сегодняшние очертания. Но тогда это была тяжелейшая работа при участии многих предприятий и организаций Кургана, — поясняется в книге.
Реконструкция дамбы позволила нарастить ее высоту, дамба должна выдержать уровень воды в 10,5 метров, отмечал на днях директор Управления дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана Денис Давыдов.
Сейчас, перед установлением нового исторического уровня воды в Тоболе, в Кургане экстренно наращивают высоту дамбы. Работы ведут от Цума до Шевелевки, также укрепляют дамбу в сторону Энергетиков, делают насыпь в районе аэропорта, а также строят дамбу рядом с очистными сооружениями города.