Представьте, что вы захотели выйти из дома, но для этого нужно позвать пару соседей — и так каждый раз? Так живет Евгений Степанов из Кургана. Мужчина получил травму и теперь перемещается на коляске. Долгое время он просил различные инстанции сделать ему подъемную платформу в подъезде, чтобы не зависеть ни от кого. Дело дошло до прокуратуры и суда. 45.RU поговорил с Евгением про его инвалидность и о сложностях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ в Кургане.
28-летний Евгений Степанов живет в девятиэтажке в Рябково на первом этаже. Около двух лет он обращался в мэрию и областную соцзащиту с просьбой поставить подъемную платформу в подъезде либо оборудовать выезд с балкона. В ответ получал отписки: «Ваше обращение будет рассмотрено». В мае 2022-го написал в прокуратуру. Ведомство обратилось в суд и 25 октября администрацию города обязали поставить подъемную платформу к балкону квартиры инвалида.
Инвалидность Евгений получил в 2011 году по нелепой случайности. Вместе с компанией он пошел купаться на бесплатный пляж на «Голубых озерах». Закончилось всё «банальной травмой ныряльщика, повреждением спинного мозга».
— Мне 16 лет тогда было. Праздновали выпускной, не выпивали. Сначала решили сходить искупаться, потом планировали идти отмечать. Нырнул, обо что-то ударился. И всё. Было тяжело, не осознавал, что будет дальше. Становилось чуть легче от того, что круг общения большой был. Приходили, поддерживали, один на один с мыслями не оставался. Поэтому не запаривался. Потом тяжелее становилось, розовые очки снимаются. Но всё можно пережить, — вспоминает собеседник 45.RU.
До инвалидности мужчина жил на последнем этаже в пятиэтажке. Но после травмы пришлось переехать в другой дом на первый этаж, так как было тяжело передвигаться, выезжать на улицу. Сейчас Евгений живет в квартире с бабушкой и маленькой сестрой.
Подъемная платформа нужна Евгению, так как установленный в подъезде пандус имеет большой угол наклона.
— Чтобы съехать или заехать по нему, нужен минимум один человек. Лучше два. Если поеду один — опрокинусь. Постоянно кого-то просить, зависеть — неудобно, не хочется. А бабушке одной тяжело меня перевозить. Поэтому попросил помощи с платформой, чтобы ни от кого не зависеть.
Корреспондент 45.RU решил посмотреть, как Евгений может попасть из квартиры на улицу. Сделать это без помощников, как выяснилось, невозможно.
Евгений просит власти поставить механическую платформу, которая работает как лифт, крепится к стенке, управляется пультом. Такое устройство, к примеру, в 2020 году было установлено для жительницы Кургана Анастасии Эйснер.
Другим вариантом может стать установка платформы на балкон. Но тогда его придется переделывать, это может быть сложнее, отмечает Евгений.
— Общался с коллегами по травмам. Кто-то говорит, что удобнее с балкона. Кому-то лучше платформа в подъезде. Знаю двоих людей с такой же ситуацией, как у меня. Один человек через прокуратуру выбивал помощь. Но ждал ее года два, через суды прошел. Им помогли. Других не знаю.
«Людям тяжело с такими проблемами. Кто-то годами не выходит на улицу, дома сидит»
Кому-то друзья, знакомые помогают спуститься на улицу. Кому-то везет жить на первом этаже, — отмечает горожанин.
Курган и его доступность для инвалидов
Чтобы выбраться в город, Евгений обращается к друзьям.
— В городе получше стало в последнее время, не сглазить бы. В ТЦ сейчас просто попасть, летом по городу погулять. В ЦПКиО, например. Но есть и абсурдные ситуации, когда переделывают поребрики и вместо плоского ставят высокий. Потом приходится опять обращаться, писать.
Но с путешествиями по Кургану есть проблема.
— Раньше вызывал социальное такси. Было удобно, на нем можно было подъехать, куда надо, и потом увозили обратно. В одну сторону 100 рублей брали. В городе было две таких машины, «Газель» и Fiat. «Газелька» старая была, я, пока состоял в общественном совете при соцзащите, поднимал вопрос износа обеих машин. Но никто не прислушивался. И летом 2022 года обе машины сломались. Пробовал узнавать у соцзащиты, что с машинами. Говорят: «Решается вопрос». Но сроков не называют.
По крайней мере сейчас в городе появился частник, у него «Газель» с подъемником. Но у него во много раз дороже, рублей по 500–700 в одну сторону. В общем, поездка минимум тысячу рублей выходит, к примеру, из Рябково в медцентр на Советской. По бюджету бьет, особенно летом, когда дома не хочется сидеть. В августе, октябре часто пользовался этим такси, ездил по врачам, — описывает проблему курганец.
Из источников дохода у Евгения работа на фрилансе (на заказ делает аналитику по игре футболистов) и пенсия по инвалидности первой категории. В месяц выходит около 30 тысяч рублей. Сейчас Евгений Степанов продолжает ждать, когда по решению в его подъезде появится подъемная платформа.
Схожую историю о парализованном парне 45.RU рассказывал ранее. Илья Коновалов из Шадринска, как и Евгений, неудачно нырнул, ошибка стоила ему инвалидности. Со временем мужчина смог прийти в себя, завел блог и теперь периодически участвует в шоу на федеральных каналах. А курганский спортсмен без ноги умудряется отжиматься по 729 раз за подход.