Накануне из Курганской областной больницы уволился сосудистый хирург Андрей Руденко, спасший тысячи жизней зауральцев. 7 сентября стало его последним рабочим днем в больнице, где он проработал с 1988 года, поступив на должность врача и став завотделением. Двумя днями ранее, 5 сентября, из больницы уволился его сын, тоже хирург — Николай Руденко. Формально врачи ушли по собственному желанию, но, учитывая, что им подписали заявления на увольнение даже без отработки двух недель, в добровольности можно сомневаться. О возможных причинах увольнения двух представителей династии врачей 45.RU рассказали собственные источники в сфере здравоохранения.
Николай Руденко, сосудистый хирург, пришел работать врачом в Курганскую областную больницу в 2010 году и уволился на этой неделе.
Его отец Андрей Руденко — уже бывший заведующий отделением, сердечно-сосудистый хирург высшей квалификационной категории, главный внештатный специалист сердечно-сосудистый хирург департамента здравоохранения Курганской области, Отличник здравоохранения, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук.
Владимир Руденко, отец Андрея Руденко, приехал в Курганскую областную больницу на должность врача-хирурга, заведующего отделением сосудистой хирургии в 1967 году по приглашению Якова Витебского.
Одной из версий увольнения врача Николая Руденко (он уволился первым) в соцсетях и телеграм-каналах называется его внешний вид: якобы он пришел на встречу к директору департамента здравоохранения Курганской области Алексею Сигидаеву в шортах. «Доброжелатели» даже опубликовали служебный документ, где Сигидаев в письме главврачу Плотникову сообщает о неподобающем виде врача.
Курганцы принялись защищать врача, написав сотни комментариев, что «летом можно врачу ходить и в шортах», «главное, что он спасает людей». Знакомые с ситуацией источники 45.RU рассказали, что Николая на эту встречу позвали неожиданно и не согласовали с ним время. Доктор торопился и не успел переодеться. Но конфликт между молодым врачом и директором депздрава начался задолго до этой встречи, рассказывают источники, и, вероятно, по другой причине. На той встрече обсуждался вопрос маршрутизации пациентов с подозрением на инсульт — в какую больницу везти больного.
По словам источника 45.RU, несколько лет назад в Курганской областной больнице начали лечить ишемические и геморрагические инсульты. Но таких пациентов, особенно из Кургана, продолжали везти не в КОКБ, где пациентам с острым нарушением кровообращения в первые шесть часов могли оказать нужную помощь, а в БСМП, где такую помощь научились оказывать позже областной, и не на таком качественном уровне.
— Это была изначальная причина конфликта. Высшие чиновники из департамента здравоохранения говорили, что нельзя везти всех пациентов в областную, чтобы не было жалоб. Со временем в областной стали все больше делать операций, особенно малоинвазивных, то есть без выполнения разрезов. Затем был выпущен приказ, по которому работник скорой помощи обязан позвонить в областную больницу и ответить на короткий тест, который разработан, чтобы понять подходит этот пациент для лечения в областной или нет. Это много раз нарушалось. Пациентов с инсультом везли в БСМП. Врачи писали докладные на имя руководителя БСМП и на имя директора департамента здравоохранения. Это все игнорировалось,— рассказал нам наш собеседник.
О том, что в Кургане нужно изменить маршрутизацию доставки больных с инсультами, врачи Руденко пытались заявить открыто еще ранее. Ведь от того, как быстро доставят пациента в областную больницу, где его прооперируют, зависит его жизнь и дальнейшее здоровье. Так в декабре 2022 года на ГТРК даже выходил сюжет о проведении пациенту с ишемическим инсультом малоинвазивной операций (то есть без выполнения разрезов). Тогда Николай Руденко в сюжете отметил, что они работают с департаментом здравоохранения над маршрутизацией.
— Пока эти пациенты госпитализируются в больницу скорой медицинской помощи, где такие операции не проводятся, и наш посыл переструктурировать маршрутизацию в Курганской области, и мы над этим работаем с департаментом здравоохранения, с главным врачом, работа ведется, — комментировал ГТРК сосудистый хирург Курганской областной клинической больницы Николай Руденко.
В апреле этого года наконец-то врачам из областной больницы удалось добиться приказа, по которому пациентов стали делить между больницами: три дня в неделю их везут в областную, а четыре дня в БСМП.
— С апреля в областной больнице прооперировали свыше 40 ишемических инсультов и около 20 геморрагических инсультов с прекрасным результатом. В БСМП тоже делали операции, но кратно меньше, чем в областной. В БСМП геморрагических операций так и не стали делать. Это нервировало руководство, ведь нужно развивать службу дальше, на этом и настаивали врачи Руденко. Но для того, чтобы везти больше пациентов с инсультами в областную больницу нужна реорганизация: помещение, нужны врачи. Этим, видимо, никто не хочет заниматься, а Руденко устали в одиночку с ними бороться, — рассказал источник 45.RU.
На встрече с Сигидаевым в июне Николай Руденко как раз и поднимал этот вопрос, утверждает наш собеседник. Об этом также говорится и в опубликованном письме Сигадаева главврачу областной больнице.
— Несмотря на докладные, сначала старшего Руденко, потом младшего, больных продолжали в нарушении приказа в дежурный день, когда пациента должны вести в областную, все равно везти в БСМП. Были случаи в июле и августе этого года, когда должную помощь там оказать не могли, и через несколько суток больного везли в областную для операции (в распоряжении редакции есть копии документов, подтверждающих слова источника — Прим. ред.). Сейчас в областную больницу приняли врачей, которые не владеют методиками лечения, как владели ими врачи Руденко. Ситуация с лечением инсультов может осложниться, — считает источник 45.RU.
Накануне главный врач Курганского областного кардиологического диспансера Вадим Мелешко в комментарии ГТРК отметил, что первое полугодие 2023 года уже характеризуется ростом заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения.
— Смертность от инфарктов и инсультов выросла за полгода. И в нашем регионе выше среднероссийских. Рост порядка 10% к уровню 2022 года. Если снижаться не будет, то это нам даст 666 смертей на 100 тыс. населения, а это очень много, — сказал Вадим Мелешко.
Примечательно, что на увольнение врачей до сих пор никак не отреагировали в департаменте здравоохранения региона. 5 сентября редакция 45.RU направляла в пресс-службу губернатора запрос с просьбой прокомментировать ситуацию — ответ пока не поступил.
Главный врач Курганской областной клинической больницы Николай Плотников, у которого работали хирурги, попросил выслать ему редакционный запрос в ответ на просьбу прокомментировать увольнение — письмо было направлено, однако в ответе на него нас сразу попросили переслать вопросы в департамент здравоохранения. Мы направили в департамент еще один запрос по поводу маршрутизации.
Андрей Руденко свое увольнение не комментирует. Николай Руденко говорил ранее, что причина его увольнения была в том, что вместо его отца хотят поставить на должность заведующего отделением врача из Тюмени.
В приемной БСМП Кургана на звонок корреспондента 45.RU не ответили. Напомним, с весны прошлого года больницу обязанности главврача исполняет Сергей Воронин из Санкт-Петербурга, ранее он работал в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова в Санкт-Петербурге. Отметим, что глава депздрава Алексей Сигидаев, который прибыл в Курган из северной столицы, учился и работал в той же академии, что и Воронин, уже сменил главных врачей в Курганской больнице №2, в областной специализированной инфекционной больнице. Так же своих должностей лишись главврачи районных больниц, которых назначал сам Сигидаев, например, Кетовской и Половинской ЦРБ. Еще раньше свою должность оставил Эдуард Вебер из детской поликлиники.