В Кургане есть несколько десятков мастерских по ремонту обуви. Горожане несут туда свои любимые сапоги, кроссовки, туфли, которым не поздоровилось, но выбрасывать их жалко.
С одним из мастеров центра по реставрации обуви поговорил корреспондент 45.RU. Мы завалили Романа Тамояна вопросами — качественная ли сейчас обувь, часто ли она рвется и рассыпается от реагентов, с какими просьбами к нему приходят клиенты. Бонусом Роман дал совет, как уберечь любимые ботинки, чтобы они служили верой и правдой долгие годы.
— Роман, расскажите, как вы начали заниматься ремонтом обуви?
— У меня дедушка, отец всю жизнь сапожниками были. А я всегда не любил эту работу. Отец был кормильцем семьи, но однажды заболел. Ремонт обуви — это такая сфера услуг, что, если у клиента обувь порвалась, он придет к тебе, а у тебя закрыто, он пойдет в другое место. И если ему там понравится, то к тебе он больше не вернется. Поэтому я подменял отца, но знаний у меня не было вообще никаких.
Изначально я собирал обувь и увозил ее в другие мастерские. Но однажды мне стало скучно, я решил попробовать разобраться, как порванный тапок становится целым. Стало интересно, как сделать, чтобы получилось красиво и без следов.
Я ездил в курганские мастерские, платил мастерам, они работали, а я смотрел. На тот момент знания были нулевые. Я смотрел на их работу и дорабатывал так, чтобы было лучше. И мне это очень понравилось!
Роману Тамояну 31 год. Он получил образование экономиста в КГУ, жил в Екатеринбурге, затем вернулся в Курган. До ремонта обуви занимался спортом.
Это длилось год-полтора, пока не работал отец. У него обострились профессиональные болезни из-за сидячего образа жизни. Мне понравилось заниматься ремонтом обуви, я решил продолжить [его дело].
— Где вы брали дополнительные знания о том, как чинить обувь?
— Смотрел в интернете, покупал онлайн-курсы. Хорошие курсы очень дорогие, стоят по 100–300 тысяч рублей. Реставрационную тему я изучал у одного из мастеров, вникал и дорабатывал до хорошего уровня.
У этого же мастера я покупал обувную косметику, она нереально дорогая. Если говорить о наших курганских мастерах, то они могут просто взять жидкую кожу, намазать на обувь и вернуть клиенту. Выглядит красиво, но это продержится три дня, затем развалится. Никого не осуждаю, это их личное дело, но нужно реставрировать по методике. Я это сравниваю с покраской машины. Мы всегда снимаем родной цвет полностью, обувь подготавливаем, грунтуем, красим, ставим защиту, закрепители, и тогда результат хороший.
— Какие главные ошибки, из-за чего портится обувь?
— Вы ходите в обуви, но влагозащитой не обрабатываете. Снег тает, кожа преет, вы пришли домой, у вас обувь мокрая. И по-хорошему надо коже дать высохнуть хотя бы сутки. Но никто так не делает. Не у многих есть 2–3 пары зимней обуви на смену.
Когда вы шагаете, у вас нога сгибается, на обуви тоже есть места изгиба. И в этих местах очень часто обувь лопается. Это, наверное, самая основная проблема. У меня в работе сейчас 20 пар ботинок с таким дефектом.
Если вы обувь не обрабатываете, она у вас преет и рвется в этих местах. Мы в таких случаях ставим заплату так, что вы ее не ощутите. В итоге у вас кожаные ботинки, к примеру, в среднем стоят 10 тысяч рублей, вы за ремонт отдаете 600 рублей и дальше в них ходите.
Стала более актуальной покраска обуви. Раньше можно было купить кожаную обувь, допустим, за 5 тысяч рублей. Покраска у меня стоила 3 тысячи, то есть проще было купить новую. Сейчас кожаная обувь стоит 10–15 тысяч рублей. И что проще, идти за новой или отдать 3 тысячи рублей?
Например, если вы носите черную обувь без обработки влагозащитным средством, то кожа впитывает всю грязь и реагенты, со временем краска слазит, внешний вид обуви теряется. Если же обувь обработана влагозащитным средством, то грязь не впитывается и обувь будет служить дольше. Каждый раз, как моете обувь, нужно дать ей высохнуть, после этого наносить влагозащитное средство.
— Какие дефекты чаще всего просят отремонтировать?
— Просят сделать замену набоек на женских, мужских туфлях, сапогах. Раньше заводские материалы были хорошие, вообще не помню, чтобы набойки снашивались. Сейчас они слетают, трескаются, лопаются, изнашиваются махом. Я рекомендую на женских туфлях делать профилактику подошвы прямо после покупки в магазине, то есть клеить защиту, чтобы предотвращать их износ и возможные трещины. Этим самым продлеваем срок обуви.
Если кожа не очень хорошего качества, то на местах изгибов часто появляется разрыв кожи между верхней частью и подошвой, на стыке. Там ставится внутренняя заплатка, мы наращиваем порванный кусок изнутри, усиливаем с запасом.
Ну и замена замков. Немногие знают, как бы это банально ни звучало, как правильно застегивать замок на сапогах. Если застегиваешь и что-то зацепилось, вместо того чтобы расстегнуть, поправить замок, все пытаются тянуть, в итоге замки рвутся.
Ремонтируем запятники — кроссовки, туфли, даже валенки приносили, у которых пятки стираются.
О реагенте и качестве современной обуви
— Как реагент на наших дорогах влияет на обувь?
— Без защиты любые сапоги можно за сезон убить в ноль! Достаточно один-два раза попасть в места с реагентами, и они впитываются в материал. Не говоря о хороших замшевых сапогах за 12–15 тысяч. За замшей нужен особый уход. Обработать ботинки или сапоги можно в мастерской, можно и дома. Но помните: водоотталкивающее средство очень сильно и нехорошо пахнет.
Обрабатывать обувь нужно в проветриваемом помещении: либо на улице, либо на балконе. Если берем замшевую обувь, то перед тем, как обрабатывать, надо щеточкой почесать замшу, чтобы «погулял» ворс, не слипался. Далее обрабатывать влагозащитным средством. Лучше обрабатывать изделие сразу после покупки. Для обработки стоит брать хорошую косметику. Баллон взбалтываем каждые 5–7 секунд, чтобы компоненты смешивались, ботинок обрабатываем на расстоянии 20 сантиметров. Каждый ботинок нужно обработать хотя бы по три раза, чтобы получились три хороших слоя. Влагозащита создаст пленочку на обуви.
Это обработка на четверочку из пяти. Если средство хорошее, такой обработки хватит на один сезон. Если нужно прям круто сделать, то лучше обратиться в мастерскую. При хорошей обработке соль обуви не страшна. Без обработки соль может проникнуть в материал и испортить его.
На выведение соли из ботинка иногда тратим неделю-две. По-хорошему нужно при покупке новой обуви обработать ее влагозащитой.
— Количество клиентов, заявок на ремонт — оно растет?
— Увеличивается постоянно. Факторов очень много. Первый — это качество обуви, оно хуже и хуже с каждым годом. Второй момент — мало мастерских, которые делают хорошо и качественно. Третий момент — много брендов ушли из страны.
— Что скажете о качестве современной обуви?
— Сейчас на всём сырье идет экономия. Кожа, допустим, стала очень дорогой. Производители начинают использовать спилок. Что это? На заводах берут шкуру животного и разделяют на слои. Хорошие лицевые слои — это высококачественная кожа. Другие слои обрабатываются, наносится клеевое покрытие. И из этих кусков делаются сапоги. Спилок — это тоже это натуральная кожа, но более низкого качества. Спилок очень актуален, но обувь из него чаще всего за сезон умирает, так как это не всегда цельные куски. Сапоги из него стоят по 5–7 тысяч, это натуральная кожа, но очень плохая.
— И как выявить такой спилок?
— Обычному человеку очень сложно, если целенаправленно не искать в интернете. Мне если в руки такое попадает, я сразу определяю. Замшевую обувь можно взять и чуть-чуть подергать на краях, на местах, где она зашита. Чаще всего спилок рвется, отслаивается. С натуральным целым куском замши так не сработает.
Сейчас очень много кожзаменителя возят из Китая. Такую обувь покупают, но она убивает ноги. Эти искусственные материалы действуют по принципу пленки. Нога в такой обуви не дышит, потеет, пахнет, для ног это очень-очень плохо. Искусственный кожзаменитель бывает не хуже кожи по качеству, но нога, к сожалению, в нем не дышит. Это как пакет на ноги надеть и пойти в нем. Некачественные материалы: кожзаменитель, дерматин, искусственная замша.
— То есть чем дороже обувь, тем лучше?
— Цена — вообще не показатель. Можно и кожаную обувь купить за 20–30 тысяч рублей, и она будет не очень хорошая. Мне нравится бренд Baldinini, хоть ценники у них не бюджетные, тысяч по 50 рублей. Нравятся: Sasha Fabianini, «Эконика», марка Alla Pugachova, это нормальные средние бренды. Но даже у них местами качество становится хуже.
Сейчас идет экономия на всём. Подошвы раньше были резиновые, им ничего не было, сейчас используют из этиленвинилацетата (ЭВА), губчатые подошвы, они лопаются все подряд. Сетка у кроссовок раньше никогда не изнашивалась. Сейчас у нас одна из самых актуальных услуг — ремонт вытертых пяток на кроссовках.
— Приносили ли вам на ремонт очень дорогую обувь?
— Я не верил, что у нас бывает обувь за 200–300 тысяч. Для меня это была фантастика. Но мне стали приносить такую обувь и только за восстановление отдавали по 10–15 тысяч.
— Какие самые сложные дефекты обуви вам приходилось исправлять?
— Внутренние заплаты. Это всегда сложно, если там одна заплата, две, три, и клиент приходит, у него уже изодрано всё. Либо если кожа уже в очень плохом состоянии и не воспринимает клей. Или если есть разрывы кожи. Был случай у клиента: открывал дверь подъезда, срезал дверью полностью верхний слой кожи ботинка — восстанавливали. Если, например, собака погрызла обувь, мы наращиваем эти куски, полностью восстанавливаем, красим.
— Постоянные клиенты-собачники есть?
— Их много. Постоянно приносят, я всегда спрашиваю — как дела у собачки? Чаще всего собаки грызут натуральную кожу. Кошки царапают любую обувь, им без разницы, любят метить чужую. В таком случае удалять запахи всегда очень-очень тяжело.
— Вы сами свою обувь ремонтируете или новую покупаете?
— Я друзьям говорил, что за всю жизнь свою обувь ремонтировал, наверное, несколько раз. Почему? Потому что я правильно за ней ухаживаю. У меня обуви лет по 10, кроссовки абсолютно живые, я их вовремя мою, чищу, обрабатываю. Если я покупаю обувь, то четко понимаю, какую нужно брать.
Как выбирать новую обувь и продлевать жизнь старой
— Какие советы дадите нашим читателям при выборе новой обуви?
— Совет смешной и банально простой: когда вы берете обувь в руки, попытайтесь ее, где стык кожи с подошвой, не то чтобы отдирать, а оттягивать друг от друга. Если обувь плохо приклеена, вы увидите клей, его следы, и эти дефекты вылезут очень быстро. Если обувь хорошо приклеена, у вас ничего не получится и ничего плохого с ней не будет. Клея также не должно быть на подошве.
Второй момент — нужно обувь поразгибать, чтобы не было никаких отслоек. И третий момент — нужно просмотреть швы. Они должны быть ровные, дырка в дырку. Не должно быть кривых швов, искривлений влево-вправо, нитки не должны сильно торчать.
— А как ухаживать за новой обувью?
— Купили новую замшу — обработайте влагозащитой, чаще ее вычесывайте, убирайте грязь. Не доводите обувь до очень плохого состояния. Если говорим про гладкую кожу, то не слушайте маркетинговые лозунги, мол, чаще мажьте кремами обувь. Я всегда привожу в пример лицо девушки — если она его не чистит, наносит новый макияж, то кожа начнет преть, станет влажной, нехорошей, поры забьются. Так же и с обувью. В таких случаях реставрацию уже не сделать, даже элементарный уход станет проблемой. При использовании дешевых гуталинов кожа будет выглядеть всё хуже и хуже.
Для ухода за кожаной обувью нужно очищать старый крем специальным очистителем, не пенным, чем-нибудь посерьезнее. После чистки дать обуви высохнуть, затем использовать крем. Его стоит наносить, если есть потертости, засветы. Бездумно замазывать обувь кремом плохо, в таком случае поры забьются, кожа станет прелой, начнет рваться.
Также нужно обрабатывать влагозащитой. Независимо, кожа это или замша. Еще стоит помнить: не каждую кожу можно мыть, не каждую замшу можно чесать, это зависит от обуви.
А вы выбрасываете уставшую обувь или несёте её в ремонт? Пишите в комментариях