В выходные в Кургане прошёл очередной рейд «Нетрезвый водитель». В ночь с пятницы на субботу дороги патрулировали 29 сотрудников ГИБДД Кургана, в ночь с субботы на воскресенье — 23 человека. За выходные задержаны 9 водителей, которые были пьяны или отказались от медосвидетельствования (что приравнивается к пьяному вождению). У одного автомобилиста не было прав на управление машиной. 45.ru поучаствовал с сотрудниками городской ГИБДД в рейде и узнал, что бывает с пьяными водителями и как они оправдывают себя.
Рейд начался в 21 час в пятницу. За полчаса до этого 29 сотрудников ГИБДД получили спецсредства и оружие, проверили документы и отправились на свои участки. О первом задержанном нам сообщает один из патрулей, который работает в Заозёрном. На выезде у заправки легковушке меняют колёса — водитель пробил сразу оба, когда пытался уехать. За машиной ДПС наблюдают две женщины и просят корреспондента не снимать пьяного.
— А почему вы его за руль пьяным пустили? — спрашиваем у одной из них.
— Я на работе была и не знала. Он бы никому не причинил зла, никого бы не сбил. У него личная трагедия, — оправдывает водителя та, что постарше.
— Знаете, сколько в Кургане ДТП по вине пьяных происходит?
— Да, конечно, у него первая девушка погибла в такой аварии… — отвечает она. Кажется, эти факты она отказывается связывать.
Пока автомобилю меняют колёса, в машине инспекторов составляют протокол на задержанного. Он раскачивается и быстро повторяет несколько раз, что хочет в туалет.
— Как будто я ехал за рулём на машине, как будто я ехал, как будто я ехал... Ничё я не делал! — тараторит он свою версию корреспонденту. Тврщ капитан, можно — нет в туалет? Можно — нет? Я же пьяный, как бы я за руль сел? Я пил, я бухал, но за рулём не сидел!
— А как вы здесь оказались? Пассажиром были?
— Нет... (Немного подумав.) А в этом смысле... да! У меня любимая-дорогая за рулём была. А я много выпил. Я не могу детей иметь! Пустите в туале-ет! — кричит он на всю машину и начинает расстёгивать штаны. Его останавливает инспектор и грозит надеть наручники. Выясняется, что об этом мужчине в ГИБДД сообщили посетители заправки.
— Подъехала его супруга. Они поругались, потом здесь же подрались, он сел за руль и начал здесь круги нарезать. В итоге врезался в бордюр и остановился. Он в сильном состоянии опьянения, но от медосвидетельствования отказался, — объясняет инспектор Виталий Бухов.
Причин пьяного вождения, по словам другого инспектора Максима Бондаренко, который работает в Северном, как правило, две — либо по глупости, либо из-за горя.
— В основном говорят разные причины: «Да, выпил, да, дурак, не понимал, что делал. Как выпью — вообще неуправляемым становлюсь». Второй вариант — какое-то горе заливают. У нас мужчина 1962 года рождения врезался в газовую колонку в Рябково. Прошёл медосвидетельствование — 0,955 мг на литр. Это превышает норму почти в 8 раз. Сказал, что у него сегодня умерла мать, и, видимо, он в шоковом состоянии поехал и залетел в газовую колонку. Мужчину забрал сын, — говорит Максим.
Ещё один случай из его практики, когда женщина поругалась с мужем, напилась и села за руль. Инспекторы зафиксировали у неё более 1 мг на литр — «не каждый мужчина столько выпьет»! Но задержанная при этом разговаривала спокойно и почти уверенно шла к машине. Ещё одно нарушение пресекли вместе с Росгвардией: они ехали за подозрительной машиной по дороге к гаражам. Автомобиль остановился, когда постучали в окно для проверки документов, водитель пересел на пассажирское и стал утверждать, что за рулём был не он.
Часто о пьяных сообщают другие водители или пешеходы. Некоторые даже пытаются задержать нарушителя сами: блокируют его автомобиль машинами или вытаскивают водителя из-за руля на перекрёстке, отбирают у него ключи, а после звонят в ГИБДД, рассказывают инспекторы. Сами сотрудники опираются на интуицию и явные признаки пьяного вождения.
— Чаще всего остановить пьяного — дело везения. Но если человек нарушает ПДД, виляет на дороге, — сразу видно, что либо водитель что-то употребил, либо неадекватно водит, либо ему что-то мешает. Когда патрулируем, то видно, как водитель себя ведёт: если отворачивается и не хочет на нас смотреть, это вызывает подозрения. Если в упор смотрит, не отрываясь, — тоже неестественная реакция. Бывает, сам автомобиль не в порядке (поворотник не включается, свет не горит, технические неполадки) — тогда останавливаем и проверяем, — объясняет инспектор.
После задержания водителю предлагают пройти медосвидетельствование. Отказ от него равносилен пьяному вождению. Если в страховке записан еще кто-либо — звонят ему и предлагают забрать автомобиль. Если страховка только на водителя — автомобиль отправляется на штрафстоянку, а задержанный идёт домой пешком. Если пьяный начинает дебоширить — его доставляют в отдел. Но в основном все себя нормально ведут, говорят инспекторы.
— Зато погони бывают сплошь и рядом как с автомобилистами, так и с мотоциклистами. Мы сначала предупреждаем через громкоговоритель, сообщаем: «Водитель такого-то автомобиля, госномер такой-то, остановитесь справа на обочине». Если не слушает и прибавляет газу — включаем спецсигналы, предупреждаем, что можем вызвать другие наряды. Всё равно остановим, но в таком случае уже физическая сила будет применена: открываем дверь, вышибаем окно, если заблокировался и не открывает, и вытаскиваем. Если суперкрутой автомобиль, то водители пытаются уехать. Тогда все посты снимаются, и мы всё равно нарушителя задерживаем, — поясняет он.
— Кто страшнее — пьяный пассажир или пьяный водитель?
— Если пьяная жена на пассажирском сиденье, то она страшнее мужа. Сразу кричит, заявляет, что знает все законы, мы не имеем права, грозит судом, звонит в ГИБДД, подаёт жалобы потом. После таких задержаний приходится давать объяснения. С одной стороны, обидно, что к нашей работе так относятся. С другой стороны, тоже понимаем: у человека горе, возможно, суд прав лишит, у него всплеск эмоций. А на кого выплеснуть? На нас, мы же рядом находимся. Кто-то понимает: «Да, накосячил, молодцы, что поймали», — рассуждает инспектор.
Водителей в состоянии наркотического опьянения, по мнению Максима, стало меньше (их видно по неадекватному поведению, непониманию вопросов и расширенным зрачкам). Таких отправляют на анализы в наркодиспансер. Если остановили водителя в алкогольном опьянении первый раз, он проходит освидетельствование прибором «Алкотектор Юпитер» прямо в машине (норма выдыхаемых паров алкоголя 0,16 мг алкоголя на литр выдыхаемого воздуха). Если попался пьяным за рулём повторно — доставляют в отдел полиции и оставляют в спецприёмнике или на месте выписывают повестку в суд.
Вопрос, который нам часто задают наши читатели, мы переадресовываем инспектору отдела ОГИБДД по Кургану Надежде Кобяковой. Зачем ГИБДД всё-таки информирует о рейдах?
— Сотрудники ГИБДД анонсируют рейды, чтобы водители, которые собираются сесть за руль в состоянии опьянения, лишний раз подумали, а стоит ли это делать, — отвечает она. По словам Надежды Кобяковой, несмотря на рейды, с начала года по вине пьяных произошла 31 авария.
— Это на 80% больше, чем в предыдущем году. В результате 6 человек погибло, 55 получили травмы. Ещё 12 аварий по вине водителей, которые отказались от освидетельствования, — добавляет она.
Всего за выходные, по информации УГИБДД, задержаны 58 нетрезвых водителей, один из них сел за руль в нетрезвом виде повторно. Еще 51 человек водил машину без прав.
Наказание за пьяное вождение или за отказ от медицинского освидетельствования — лишение права управления на срок до 2 лет и штраф в размере 30 тысяч рублей. В отношении водителей, повторно севших за руль в состоянии опьянения, возбуждаются уголовные дела. Максимальная санкция за данное правонарушение — лишение свободы на два года с лишением права управлять транспортным средством в течение трех лет.
Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в наши группы «ВКонтакте» и «Одноклассники».