С того момента, как троллейбусное предприятие в Кургане обанкротилось, муниципальный транспорт больше не возит горожан. Теперь этим бизнесом занимаются 24 транспортные компании — перевозчики сами устанавливают цену на проезд, правда, после нескольких внушений от ФАС конкуренции между ними стало больше. Теперь многие предприятия вводят карты скидок на поездки и безналичную оплату по карте, для чего учат кондукторов пользоваться валидаторами, чтобы платить можно было не только наличкой.
Контролем за работой перевозчиков занимается МКУ «Транспортное управление». Оно находится в двухэтажном здании по улице Химмашевской — знакомо оно больше перевозчикам и льготникам, которые могут купить в офисе талоны на проезд (с этого года их продают и в офисах «Прогресса»). Сюда стекается вся информация о том, сколько автобусов работает в данный момент, у кого из перевозчиков обнаружили нарушения в работе. Например, чтобы исключить из работы на автобусах водителей, которые попадались в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в МКУ составляют базу таких сотрудников.
— В этом году мы заводим базу водителей, которые бегают от перевозчика к перевозчику, и тот, кто берёт к себе, должен проверить водителя, — добавляет он. Однако влиять на подготовку водителей «Транспортное управление» напрямую не может — только рекомендовать провести дополнительное обучение перевозчикам.
Но главный поток информации — это жалобы пассажиров. За 2018 год в диспетчерскую позвонили 1964 раза: 1600 раз обращались граждане и почти 400 раз — предприятия.
— Допустим, опоздал сотрудник на завод на работу, у них пропускная система. Сотрудник поясняет, что автобус вовремя не пришёл, говорит: «Это не моя вина». Такие жалобы от организаций мы тоже рассматриваем, — рассказывает директор МКУ «Транспортное управление» Сергей Воропаев.
Сами курганцы звонят в основном по частным случаям: чаще всего жалобы поступают на проезд остановок, отклонение от маршрута и хамство водителей или кондукторов.
— Не всегда описанные случаи подтверждаются. Проезд остановки можем зафиксировать в нашей системе онлайн. Порой такие сообщения — неправда. Жалуются на превышение скорости, но мы с этим тоже боремся — уменьшаем допустимую скорость автобусов до 19 километров в час, составляя графики движения таким образом, чтобы ездили медленнее. Но вы сами ездите и знаете, как бывает, — объясняет директор.
В диспетчерской работает пять человек: все звонки они заносят в журнал — при проезде остановки информацию передают в Роспотребнадзор, если хамят сотрудники — сообщают перевозчику, и он проводит внутреннюю проверку. Влиять на подготовку водителей «Транспортное управление» напрямую не может — только рекомендовать провести дополнительное обучение. Бывают и необычные обращения: недавно пассажиры пожаловались на… аромат — женщина везла рыбу с Некрасовского рынка до конечной в Рябково.
Кроме такого общественного контроля, сотрудники «Транспортного управления» проверяют автобусы и на линии. Мы отправляемся из офиса на конечную — «Бульвар Солнечный», где ежедневно проезжают по очереди 78 автобусов. Главный специалист контрольно-ревизорской службы отдела организации перевозки «Транспортного управления» Светлана Сосновских заходит в первый остановившийся пазик вместе с журналистами.
Водитель, увидев проверку, сразу предупреждает коллег — «у нас тут проверка». Кондуктор показывает документы: путевой лист, в котором отмечено, кто и когда прошёл предрейсовый контроль, расписание, карту маршрута, страховку на машину. На информационной доске в салоне есть всё о маршруте и перевозчике и даже описание для слабовидящих, нанесённое шрифтом Брайля — остановленный автобус прошёл проверку на отлично.
Водитель Олег Иконников начинал на маршрутках в Кургане, потом работал водителем на Севере. Пазик свой, говорит, не променяет даже на низкопольный автобус.
— Мне без разницы — хоть на велосипеде, лишь бы ехать. На пазике как-то покомфортнее, если бы ещё автомат был — вообще красота, — мечтает он.
На пассажиров он тоже не в обиде — ни высаживать пьяных, ни драться с хулиганами ему не приходилось.
— Всякие бывают люди, но жалоб на пассажиров нет, если бы были, я бы здесь не работал, — размышляет Олег Иконников. — В основном всем недовольны: что ты вовремя приехал, что не вовремя, но нам приходится терпеть.
Во втором остановленном автобусе водитель Алмаз Указов заканчивает первый рабочий день.
— Он ответственный, так волновался, что пришёл на работу — ещё шести не было! Автобус натопил, — хвалит коллегу кондуктор Ирина Трубина. Женщина пришла на транспортное предприятие из медицины и работу свою любит. Пожелала она лишь одного — чтобы на всех конечных появились туалеты. Пока это главная проблема: они есть на 12 из 40 конечных остановок.
— Туалеты — главная болезнь. У нас вторая конечная — Сиреневый, там туалет нормальный —деревянный, деревенский такой. Хоть бы такие везде поставили. А на пассажиров не жалуюсь — они у меня хорошие, я их люблю — они меня тоже. Радуются, улыбаются, шоколадкой сегодня угостили — я чуть не подавился, вкусная была!
Из планов «Транспортного управления» не только обустраивать туалеты, но и стимулировать перевозчиков заменять пазики низкопольными автобусами — график покупки администрация разработает вместе с перевозчиками на текущий год. Несбыточная пока мечта — создать приложение для отслеживания транспорта пассажирами. Пока это можно делать на сайте «Транспортного управления», но такой картой удобнее пользоваться не с телефона, а с компьютера. Заинтересовался идеей «Яндекс.Транспорт», но дальше интереса дело не пошло. Как отметил общественник Андрей Вагин после общения в «Транспортном управлении», переговоры затянулись и так и не привели к результатам — теперь он будет помогать в переговорах по возможному подключению к сервису.
Главная же задача — снижать количество ДТП с автобусами. По информации руководителя «Транспортного управления», в 2018 году водители автобусов в городе допустили 149 аварий и нарушили Правила дорожного движения 2749 раз — виновным выносили предписания. Итоги работы перевозчиков планируют подвести на комиссии в феврале — тогда в управлении подсчитают, водители какого предприятия больше других нарушали правила, а на какую компанию поступило меньше всего жалоб.
Алена Кононова