О предстоящей транспортной реформе в Кургане активно заговорили в июне этого года, стартует она уже через несколько месяцев — с 1 января 2023 года. Планируется, что перевозчики зайдут на новые маршруты, автобусы тоже будут новыми, при этом за соблюдением графиков работы на маршрутах будут жестко следить. На какой стадии сейчас подготовка к транспортной реформе, как она отразится на жизни курганцев, в интервью 45.RU рассказал председатель Курганской городской думы Игорь Прозоров.
— Игорь Викторович, город готов к проведению транспортной реформы?
— К реформе мы практически уже готовы. Маршруты определены. Сейчас у нас по предложению губернатора Вадима Шумкова создана рабочая группа из депутатов, которая работает с гражданами. Смотрим, какие есть еще недочеты в этих маршрутах. Ожидается, что у нас коэффициент пересадочных маршрутов несколько увеличится в новой транспортной схеме, и сейчас важно посмотреть, чтобы людям было удобно. Ведь самое ключевое во всей этой транспортной реформе — это наведение порядка на рынке пассажирских перевозок в Кургане: обновление подвижного состава; регулируемая стоимость проезда, которую мы теперь будем устанавливать самостоятельно, а не перевозчики будут ее устанавливать, исходя из той экономической целесообразности, которую они видят сами для себя (накануне стало известно, что максимальная цена на проезд с нового года составит 30 рублей. — Прим. ред.).
У нас предусмотрено, что в городе будут на маршрутах ездить автобусы не только малого класса, как привычно сейчас, а также будут малого, среднего и большого класса автобусы.
— С какой проблемой можете столкнуться?
— Может возникнуть проблема наслоения маршрутов. У нас есть перевозчики, которые сейчас осуществляют перевозки, но они не собираются заходить на новые маршруты. У некоторых лицензии еще будут действовать на протяжении двух лет. И может получиться так, что большинство перевозчиков будет ездить по новым маршрутам, а некоторые — еще по старым. Но автобусы на новых маршрутах будут выделяться, они будут однотипные, чтобы пассажиры их знали и запоминали, что именно этот автобус уже идет по новой схеме, он более безопасный, более современный.
С такой проблемой столкнулись многие города, где уже прошла транспортная реформа. Там возникала непродолжительное время определенная неразбериха. У нас, возможно, она тоже будет, но мы людям объясняем, с чем это связано, с чем они столкнутся, и постараемся в кратчайшие сроки сделать всё, чтобы перевозчики работали по новым правилам.
— Много ли таких перевозчиков, которые не будут участвовать в конкурсах по новым маршрутам?
— Вместе с главой города Еленой Ситниковой мы встретились со всеми перевозчиками, которые на сегодняшний день у нас работают в Кургане. И только двое нам сказали, что они, вероятнее всего, не будут участвовать в новом конкурсе и в новой транспортной схеме. Все остальные подтвердили свое согласие.
— Игорь Викторович, стоимость проезда изменится из-за транспортной реформы?
— Самое главное, что у нас будет везде одинаковая стоимость проезда — 30 рублей.
— Поможет ли реформа решить проблему соблюдения водителями автобусов графика движения? Пассажиры постоянно жалуются.
— Соблюдение графика — тоже одна из самых важнейших целей в этой новой схеме. У нас сейчас есть такие примеры, их немало, когда в отдаленных территориях от центральной части, где нет большого количества людей, перевозчики графики не соблюдают. К примеру, каждые 20 минут должен автобус приезжать. Он приезжает раз в час, потому что перевозчику выгодно, чтобы была полная загрузка. Соответственно, график не соблюдается. Люди приходят и ждут автобус, который должен отправляться в 14:20, а перевозчик приезжает только на 15:00 и уже набирает полный автобус пассажиров. Мы такие моменты в новой транспортной схеме должны учесть и сделать так, чтобы людям было удобно.
Сейчас у нас нет механизмов регулирования, когда перевозчики не соблюдают графики, после реформы они появятся. В контрактах будет всё прописано, будут предусмотрены штрафные санкции, вплоть до лишения лицензии на маршрут.
— Количество маршрутов в Кургане сильно сократится?
— Количество маршрутов немного сократится. Сейчас их 60 ( шесть не обслуживаются или временные), будет 40. Это нужно сделать для того, чтобы сохранить тариф в 30 рублей. Ведь чем больше автобусов, тем меньше загрузка пассажирами. Чем меньше загрузка в каждой единице техники, тем выше тариф. Соответственно, для того, чтобы удерживать тариф на таком уровне, необходимо сократить количество маршрутов.
— А количество автобусов насколько сократится?
— Сейчас у нас 280–300 автобусов по факту на линии, хотя заявлено несколько больше. Будет 250–260 автобусов. Сокращение несущественное, его почти не произойдет. Научно-исследовательский институт проводил исследование, и специалисты пришли к этой оптимальной схеме по количеству автобусов, количеству маршрутов, по графикам, по обновлению подвижного состава.
— Пассажиры не останутся совсем без прямых маршрутов, когда можно без пересадок уехать из одной части города в другую?
— Мы сейчас еще собираем предложения от депутатов, к которым обращаются курганцы по таким проблемным вопросам. Уже больше десяти предложений передали в транспортное управление по просьбам избирателей. Но нужно учесть также, что сейчас некоторые перевозчики предлагают льготы на проезд пассажирам. Тот же «Кузнечик» (проездной одного из перевозчиков. — Прим. ред.). И я думаю, что такие программы для пассажиров еще будут появляться. Основная задача, чтобы люди, безусловно, не пострадали. Цель реформы в том, чтобы людям стало лучше и удобнее.
— Появятся ли у нас новые автобусы? Согласны ли перевозчики их закупать?
— Новые автобусы у нас обязательно должны появиться. Планируется, что в следующем году перевозчики обновят парк на 30%. Они сейчас решают вопросы по обновлению транспорта. Один из них уже подписал предварительный договор на покупку 30 единиц техники в лизинг. Есть перевозчик, который уже купил несколько единиц техники для участия в новом конкурсе.
— Первого января мы не останемся совсем без автобусов?
— Однозначно не останемся. У всех перевозчиков есть действующие лицензии. Как только они будут выигрывать новые конкурсы, будут переходить на новые маршруты.
— В соцсетях обсуждали единый цвет будущих автобусов. Уже определились с выбором?
— Цвет еще пока не выбрали. Но понимание, что нужно их одинаково брендировать, есть. Во многих городах пассажирский транспорт оформлен в одном стиле. Нам тоже к этому надо приходить.
Улучшит ли реформа ситуацию с транспортом в городе?