В Кургане транспортная реформа в январе отметила годик. Кажется, что все привыкли, попритерлись (во всех смыслах) и даже немного запомнили новые маршруты. Алена Кисель, главред 45.RU, считает, это только кажется. Возьмем хотя бы назревший вопрос: кто должен передать за проезд, когда в салоне не развернуться? Далее — от первого лица.
Обычно я предпочитаю добираться пешком, потому что просто не хватает терпения дождаться свой маршрут. Да и какой из них мой? Вот я надела очки: вижу номер, первую и конечную остановку, но что представляет из себя весь маршрут — тут без 2ГИС не разобраться.
Возьмем самый простой путь и доберемся от Шевелевки в центр. Усложним задачу — поедем в час пик. Возникает вопрос, как передать за проезд. Около 17:30 я оказываюсь в салоне на ступеньках (слишком долго изучала остановки на боку пазика). Передо мной — спины десятка новых пассажиров, которые и в пуховиках с сумками предпринимают чудеса ловкости, чтобы достать карту, удержаться на ногах и никого не потревожить. Я не решаюсь врываться в гущу событий и решаю выпускать всякого сюда входящего.
С относительной свободой на последней ступеньке ко мне переходит и большая ответственность: я становлюсь логистическим центром для банковских карт. Зеленые, черные, «кузнечики» и редко — белые «Мир» курсируют по салону. Судьбу каждой (вернется ли она с чеком к адресату) я отслеживать не успеваю, работая в тандеме с кондуктором. Редкая наличка воспринимается как временная передышка: нужно отсчитать сдачу. А дальше снова бесконечный пик-пик-пик... «Ваша карта в стоп-листе».
За четыре остановки я передала не меньше двух десятков карт, кондуктор при всём желании не смогла бы добраться до задней площадки. На всякий случай уточняю у нее перед выходом, были ли прецеденты, чтобы пассажиры сбегали с чужой картой. «Нет, не было, — говорит, — но, если уронишь, будет плохо всем». К чести пассажиров, ни одного возмущения за всю поездку услышано не было — в воздухе висела лишь общая усталость после рабочего дня и желание быстрее оказаться дома или хотя бы на улице.
Созвучным оказался пост курганца Вячеслава, с которым после его фото в соцсетях мы созвонились поговорить о том, кто всё-таки должен передавать за проезд и должен ли. Горожанин сделала фото в утренний час пик. Около 9 утра передавать карты в пазике пришлось ему. В связи с чем у мужчины возник другой резонный вопрос: «Почему помочь с передачей карт не могут те, кто сидит?»
— У кого-то сумки, у кого-то руки заняты. Водитель активно ехал, разгонялся и тормозил, а если держишься одной рукой и еще просят карту передать — ну неудобно, — рассказывает пассажир.
Бывает, что вместо карты свой терминал передает и кондуктор — а как еще?
— Я сам в этом участвовал: на задней площадке, показываю, что у меня телефон. Мне передали терминал, я нажал кнопочку — цифру 1 и обратно вернул. Но, если тяжелый случай, кондуктор сам, как крейсер Аврора, идет через всех пассажиров, — поделился Вячеслав.
Дойдет ли до нас прогресс, когда карту мы будем прикладывать к аппарату на входе? Председатель Союза транспортных организаций Курганской области прокомментировал 45.RU, возможен ли отказ от кондукторов в пользу валидаторов. Игорь Кимаковский отмечает, что в ближайшее время от кондукторов не откажутся по целому ряду причин. Во-первых, для этого нужно будет менять местные законы, в которых сейчас прописаны штрафы за безбилетный проезд. Во-вторых, транспорт нужно будет обеспечить валидаторами, которые отличаются от тех, которые сейчас используются в транспорте кондукторами. В-третьих, контракты с перевозчиками были заключены на 5 лет и в них одним из условий является работа кондукторов. Ну и, в-пятых, сами перевозчики опасаются увеличения числа зайцев.
— Скорее всего, до истечения контрактов отказ от кондукторов маловероятен, — отметил Игорь Кимаковский.
При этом на его памяти случаев воровства карт не было. Ну что, передаем за проезд, задняя площадка?
Внимание, вопрос: «Кто должен передавать за проезд?»